1. Батиршу спросить надлежит.
1. Как и первой раз был он, Батырша, в гостях Исецкой правикции деревне старшины Муслюма по зиу тон деревни жителей, будучи тамо разведывал о состоянии народ, и будто б он чинил им по книгам наставлени и толковал о законе, то в то время о том, чтоб учинить бунт, он той деревни жителям советывал ли; и той деревни жители, такожь и другие кто имянно, к бунту склоными себя оказаля, такожь и старшине Муслюму он о бунте говорил ли, и при ком, и Муслюм на то склонился льэ,
2. Как в деревне Салчюгут он был, то чаятельно что и тут чинил возмущение, и буде чинил, то и кто той деревни жители к бунту с самого начала согласились, такожь и других деревень как;:х имянно и кто жь главные начинщики, которые его возмущению последовали?
3.На старшину Муслюма он показал, что будучи оной Муслюм от жилища своего в верстах н 20-ти, х кому Мелкам приехал, к нему, Батырше, или он, Батырша, к нему?
Когда он от старшины Муслюма поехал и приехал в жилище ясаул Мансурово, то кто имянно оной Мансуров, и какой он человек, и где оное ево жилище находитца, и какое то жилище, и как того Мансурова зовут. По приезде жь в то Мансурово жилище х кому имянно он в гости пришел, и ково имянно как. о нынешних обращениях, как так и протчем спрашивал, и о каких нинешяих обращениях, также о чем имянно о протчем, и что такое протчее? И на тот Батыршин спрос речи такие, что де по воли государыниной мусулманскую кровь пролил, не щадя живота своего, против стрел и копей ходил и многия раны получил, а напоследок некоторыя де из нас и побиты, от полученных непосредственных дьяволов разныя обиды и сказать невозможно, за 80 рублев долгу работника моего окрестили, и имение мое разграбили, — кто имянно говорил и какова чину человек; и он, Батырша, ка те сказанные ему реча что сказал, и не слыхал ли он Батырша, тех слов от самого оного Муслюма, и буде слышал, то когда и при ком имянно? И что между собою соответствовали, и не поощрял ли он Батырша того Муслюма и протчих, и ково имянно, к бунту, и Муслюм к тому бунту слонился ль?
5. Когда он, Батырша, в том Ясаул Мансуровом жилище между мещеряками около месяца был в гостях, то уповательно что от него тем мещерякам какие ни есть к возмущению наставлении и поощрении были, и тако ево спросить.
6. Будучи у тех мещеряков в гостях, какие он от них жалобы слышал, и не сказывали ли они ему о том, что они намерены учинить возмущение; и он, Батырша, к тому возмущению их не поощрял ли, и с ними о том не советовал ли; и буде он о том намерении тех мещеряков к возмущению слышал, и их сам на х.то поощрял, то каким . образом имянно оное происходило?
7.Когда он,' Батырша, в свою деревню Карышь приехал в августе месяце, то в котором оное году и числе, и по приезде в ту деревню от кого имянно отъезжалых и живущих в той деревне людей о том, что Асинской и Казанской дороги люди тягости и обиды претерпевают, и какие оныя люди чинами, имянами и прозваниями, и Сколько их числом, и где они жительство имеют, и он, Батырша» что тем людям на те речи сказал, и но научал ли и тех людей к бунту, и буде научал *го каким образом?
8. Кодиева волость чья такова, и ис той волости 2 башкирца (не
коих один сказался старшины Шаганаевой команды) зачем к нему, Батырше, приезжали, и в которое лето и в коем имянно году, месяце и числе, и как их зовут, и кто такой старшина Шаганай; и он, Батырша, с чего их о том, что какия они ведомости слышали, также и в. жилище их люди в каком состоянии и в каких советах находятся, спрашивал и для чего, и он тех людей о том, что они от кого посланы спрашивал ли, или же и сам чрез что не знал ли, такой; и означенной старшина Шаганай о том их к нему приезде с ведом был ли?
9.Когда оные 2 башкирца говорили ему, что наши де кудейцы по реке Ию Заоралския и Нагайской дороги между собою сношени имели и согласились за неистерпимые от неверных утрухдени, воинския оружия приуготовляют, и оных неверных отвратить и отмщение учинить, то он, Батырша, тех башкирцов о том, что в которое де время с чего ж спрашивал. И когда те жь башкирцы сказали ему, что о времени де еще не известно, только де в том согласились, чтоб зее были в готовности, то он, Батырша, тем башкирцам о том, что для учинения де известия в Орайскую волость они поедут ли (которые ему сказали, что едут ради собственных дел своих) для чего имянио говорил? И как оные башкирцы от него доехали; то при отъезде и, что он им приказывал и какой совет с ними имел, и к бунту их склонял ли, и буде склонял, то каким образом и для чего; ежели жь он их к бунту не склонял, то для чего жь он тех башькирцов не одержал и о той склонности их к бунту на них не донес?
10.Из волости старшины Сюлеймана Абдесетьтар мулла к ному, Батырше, когда имянно приходил, и в котором го;:у, месяце я числе, и о каких имянно в сумнени находящихся пунктах ево, Батырши, спрашивал, и какой он от него, Батырши, ответ получил; и потом он. Батырша, у оного муллы Абдюсеттара о том, что де ты из дальнего пути как из Оренбурга ехал, то какия ведомозти сльшал и познал, чтоб он о том ему, Батырше, сказал на что имянно спрашивал, и какая
нужда ему в том была того Абдюсеттара спрашивать
11. Когда оной Абдюсеттар (или Абдюрезак) сказал эму Батырше. что между де Карагалинскими жительми говорили, что башкирской народ между собою согласились, может де быть что не опоздая подымутся, то при том оной Абдюсеттар не сказывал ли ему, Батырше, что кто имянно каргалинские жители о том говорили, и кто жь имянно башкирской народ и к чему согласились, и не был ли оной Абдюсеттар в том с теми башкирцами согласии, и подлинно ль оной Абдюсеттар о том ему, Батырше, сказывал?
12. Оной же Абдюсеттар ему, Батырше, о том, что де он от одного или двух человек добрых людей в Каргале тайным обpазом сльшал, что де тем двум человекам переводчик Якуп говорил, богу де изволившу, рабов божиих молитва принята, здесь такие ведомости значутся, что из стран правоверных здешним мусулманам помощь будет, совершенно те дела без действия не останутся; ибо де здешних мусульман в законе и светском житии утеснении, и то от российской государыни от определенных начальников тем мусульманам никакой справедливости и милости не оказуется, такожь что многих мусульманов нападками и коварством из закона отвращают и раззоряют, о тех ведомостях правоверных государств к начальникам и государям неоднократно знать
Дано, и чтоб де Они бога молили, — и подлинно ль сказывал? ежели за подлинно сказывал, то что он Батырша на то оному Абдюсеттару сказал и какой ответ с ним имел, и кто такие каргалинские два человека; и как их имянами к прозваниями зовут, к где они жительство имеют, также и он, Батырша, тех дву человек знает ли, и буде знает, то им о бунте он сказывал ли, и Суде сказывал, то какое еще к току согласие с ним он имел? Также переводчика Якупа он, Батырша, знает ли, и буде знает, то он о бунте какое с ним согласие имел, и знает ли он, Батырша, чрез кого и откуда имянно ис правоверных стран здешним мусульманам помощь будет и какая, и каким имянно мусульманам; и каких правоверных государств к начальником и государям неоднократно знать дано, и х кому, и о чем и чрез кого, и откуда имянно, и оные Абдюсеттар и переводчик Якуп где ныне жительство умеют?
13. Абдюсеттара муллу о том, что каргалинские люди какое разсуждение имеют, на что он спрашивал, и какое б то разсуждение их было, и о бунте ль то разсуждение или о другом чем; и Абдюсеттар ему сказал, что де в Каргале пред мечетем от старшин слышал, они де говорят юрту хорошо б было, чтоб какой напастя не последовало то кто имянно оные старшины, и в чем бы юрту хорошо было, и какой бы и от чего напасти не воспоследовало?
14. Когда он, Батырша, тому Абдюсеттару говорил, что какия ведомости есть, чтоб он ему сказал, то о каких имянно ведомостях того в Абдюсеттара он спрашивал; как же оной Абдюсеттар сказал ему Батырше, едучи де он из Оренбурга Казанской дороги мещеряков Сеферской волости и волости Тирма спрашивал, что в какой состоянии находятся, и на то де они ему, Абдюсеттару, говорили: которая де страна сильнее будет, той и держаться будут, то кто таковы Казанской дорогу и Сеферской волости и волости Тирма мещеряки, и которая сторона и в чем сильнее будет, и в чем они той сильной с троны держаться были намерены?
15. Когда он, Батырша, того Абдюсеттара о том, что старшина вашь Сулиман в каком состоянии находится, он, Абдюсетгар, знает ли спрашивал, то (кто таков оной старшина), о каком того старшины состояни он, Батырша, ведать жалал
16. Как Абдюсеттар сказал ему, Батырше, что он с старшиною, Сулейманом видился, и он де такие жь ведомости, как и он, Батырша, спрашивал, о коих ведомостях он, Абдюсеттар, ему, Батырше, говорил» так и ему, Сулейману, также сказывал, то о каких имянно ведомостях оной Сулейман того Абдюсеттара спрашивал и при ком, он Батырша, знает ли, и где Абдюсаттар с тем Сулейманом видился?
17. Когда он, Батырша, спросил того Абдюсеттара о том, что де тебе Сулейман сказал, и на то Абдюсеттар сказал ему, Батырше, Сулейман де ничего не сказал, людей много было, то не слыхал ли Абдюсеттар каких , того Сулеймана и бывших у нею людей о бунте речей, и не сказывал ли о том ему, Батырше?
18. Оного Абдюсеттара о том, что по их реке Тануп находящиеся мещеряки в каком мнении находятся, на что он, Батырша, спрашивал и в том ли разуме, что оные мещеряки к бунту готовы ль, он спрашивал?
19. Оному Абдюсеттару он, Батырша, о том, чтоб он до получения со всех сторон известия и состояния обождал, для чего говорил, ид ля какова имянно известия и состояния обождать тому Абдюсеттару о н велел, и ис каких имянно сторон, и от кого и какого известия о н ожидал?
20. В которое имянно лето и п котором году, месяце и числе, в осеннее время и зимою со все* сторон приезжия, и отъезжия л милго- езжия люди к нему, Батырше приходили, и кто такс вы сные люди, и сколько их числом и о каких некоторых разбирательных пунктах ево спрашивали, и он, Батырша, у тех людей у каждого у кого имянно и о чем спрашивал. И оныя люди о том, что де они все готовы и в будущее лето, когда зеленая трава будет, накармя лошадей, на кони сесть наморены; также де и между мещеряками слух носится что когда о кол ни ч ия башкирцы на кони сядут, то и они будут готовы, о чем имянно говорили, и чему оныя люди, также и околничия башкирцы, * готовились и куда на конех ехать и какое нападение учинить были _ . намерены, и чему ис того быть надеялись, — и он, Батырша, в том ««. У их злом намерении согласным был ли. И какия наставдения тем приезжим и отъезжим людом чинил, и для чего он на тех людей о том их противном намерении нигде не донес и умолчал, и с ними в совет и в согласие вступил?
21. По присланному из Уфы указу в котором имянно году, месяце и числе, ево, Батыршу, и И раки некой волости старшину Шерифа Оранской волости в деревню Орта для разделения оставшаго имения наследником призвали, и будучи в той деревни обще с тем старшиною, Шерифом не чинил ли он, Батырша, возмущения, й и буде чинил, то кто имянно ко оному возмущению главные начинщики согласны явились.
И какие и с кем имянно к тому возмущению советы и предприятии они имели и сколько в то время людей было, и кто имянны; також когда они были тогда в собрании и напились пьяни, то в то время какие о бунте слова между всеми ими происходили, и что была за притчина им живущич к лесам башкирцов, что они весьма воины и из луков стрелять искусны, также луки, копья и стрелы их превосходительны весьма и покупаются дорогою ценою, похвалу приносят, и для чего они (тем похвалялись и на для ль какова злодейства нападения и убивства российских людей, и кто имянно те речи похвальныя говорил?
22.В то ж время о том, что когда де в прошедших годех в Гайнскую волость российское войско около 1000 человек полк приходило и телегами окружась, яко в крепости, стояло, чтоб Гайнскую волость разбить, в то время наши гайнцы около 400 человек стрелами и копьями на них россиян напали, крепостцу взяли и всех россиян побили, и пушки побрали; так же де и ныне от неверных чрезвычайные утеснения произошли, богу де изволившу, в будущее лето может быть без сражения не будет,— кто имянно говорил и для чего, и он, Батырша, к тому бунту согласен был ли? И какия в том наставления тем людям чинил, и в которое лето они намерены были сражение, и где и с кем чинить, и в котором году, месяце и числе; и он, Батырша, на том сражении не хотел ли быть главным, и не поощрял ли и пуще тех людей к тому злодейству, и оная Каннская волость чья такова?
23. Когда он, Батырша, из Оранской волости выехал в дом свой, и был в доме, в котором месяце и году в волость Гирай ево взяли, и чья та волость, и какия имянно тамо о бунте речи и кто говорил и от кого он те речи слышал, и сам он Батырша той волости люде л о. учинении бунта кому говорил, и какиа наставлении давал, и кто на то склонными явились?
24. Зимою в марте месяце, в котором имянно году, Наганской дороги, Калчирской волости, башкирец Исмагул к нему, Батырше, приехал, и какое возмутительное письмо подал, и от кого имянно от тамошних знатных людей и х кому имянно знатным людем то письмо было писано, и кто таковые те знатные и ученые люди. Также когда оное письмо не к нему, Батырше, писано, то к в ему для чего оное при слано было ибо ему, Батырше, не возможно не знать от кого то письмо было писано, потому что о ной Исмагул точно ему говорил, что де по прочтении того письма познаешь от кого оное писано?
25. Когда он, Батырша, тому Юсмагулу гопорил, что кто ему то письмо отдал, а оной Исмагул на То ему сказал, что мулла де наш с писарем раза з два й Оренбург ездили и по приезде оттуда то письмо ему отдали ради отдачи ему, Батырше, то кто таковы мулла и писарь именами и прозваниями, и где они жительство имеют, и зачем, и х кому и не для ль возмущения башкирцов и мещеряков в Оренбурх один ездили, не согласия ль ево, Батырши. И он, Батырша, о тех не в Оренбург поездках известен ли, и означенное поданное ему от Исмагула письмо куда он, Батырша, девал, или х кому послал и х кому имянно, и для чего о том письме, також и того письма нигде он не объявил, и о том злом замысле на бунтовщиков не донес? Также реченного Исмагула куда он от себя отпустил и о чем ему приказывал, также и не послал ли х кому каких с ним возмутительных писем, буде же послал, то сколько и х кому имянно, и в какой материи те письма состояли?
26. Разжигательных и возмутительных писем сколько имянно он написал, и с кем, и когда, и куда те письма посылал, и в какой матеря те письма состоят, и где оные ныне имеютца, и для чего он в такое злодейство вступить отважился?
27. На место Ибрагима ахуна ахуном ево, Батыршу, ученые люди кто имянно определить хотел, и для чего старшина Яныш к той ахунной должности ево, Батыршу, не допустил, а выбрал другова, и какая тому притчина была, и кто имя; но ахуны советовали между собою, что другим кроме ево, Батырши, ахунского достоинства дать не пристойно, и зачем сн, Батырша, в последние и Ысецкую правинцию ездлл, и х кому имянно, и что о бунте разсуждал и с кем имянно, и кто ко оному бунту склонными явились? Також с Ыбрагим ахуном он, Батырша, о бунте советовал ли, и оной Ибрагим на то склонился ль, и где оной Ибрагим ахун жительство имеет, также о том бунте не советывал ли он, Батырша, с оренбургскими ахунами и жительми, и буде советывал, с кем имяны, и где ныне оные люди жительство имеют, и ояи тому ево совету согласны ль учинились?
28. Ученика всоего муллу Исмаила с каким имянно письмом своим в Кайнскую волость он послал, и в котором году, месяце и числе, и кому имянно то письмо во уединенном месте одному человеку отдать приказал, и кто такое ученик ево мулла Исмаил, також и тот человек, которому он, Батырша, письмо отдать велел, и где они ныне, находятца И для чего он, Батырша, тому Исмаилу приказывал, чтоб тому человеку при отдаче того письма сказал, что находящиеся в степи во исполнении в том письме поведенных дел старание прилагает, напротив де того и им по силе того письмо поступать принадлежит; и кто находящияся в степени во исполнении в том письме поведенных дел старание прилагает, и в чем против того письма поступать надлежит, и о чем то письмо было писано, и какое о бунте наставление и поощрение и х кому имянно ок, Батырша, писал? И по возвращении муллы Исмаила из Кайнской волости тот мулла Исмаил, что ему в ответ сказал и приносил ли от кого какие письма, и буде принес, то от кого и о чем имянно, и ныне те письма где имеютца?
29. Кайнской волости мулла Исхак в котором году, месяце и числе, и с кем имянно двумя товарищами к нему, Батырше, приходили, и он, Батырша, с тем Исхаком и з Бурханом Мустафиным сыном о бунте что имянно уединенно говорили; и оные Исхак и два товарыща ево также и Урхан Мустафин сын к бунту были ль согласны, и какое пред-приятие к тому имели, и где нын оные Асхак и Бурхан, також и два товарыща Исхаковы имеютца?
30. В Оренбурх он, Батырша, в котором году, месяце и числе поехал, п едучи дорогою, как попались И ему в дороге 4 башкирца, двое старых, а двое посредственных, то кто именами и прозваниями оные башкирцы, и где они жительство имеют, и с чего оные башкирцы о муртазе ахуне, что он в добром ли здоровье, ево, Батыршу, спрашивали, и для каковых старшинских дел они ездили; и что он, Батырша, с теми башкирцами о бунте говорил и советывал, и не приказывал ли с ними к ахуну Муртазе и к протчим, и х кому имянно, чего о бунте и что имянно, и не склонял ли и тех башкирцов к бунту, и они на то склонились ли?
31. Оные башкирцы о каком имянно злом заволком командире, которой имении их с товарищей покрал и разграбил, и всю власть отнял и протчие обиды чинил (коею они убиля), говорили, и кто таков оной завоцкой камандир, и где он и на каком заводе жительство имел, и о каких нападках башкирской народ- на оного заводского камандира з жалобою к мурзе и к генералу ездили, и кто таковы мурза и генерал,— они ему, Батырше, сказывали ль; и он их, мурзу и генерала, знает ли, и что еще оные башкирцы, а он, Батырша, тем башкирцам о бунте говорили?
32. Когда он, Батырша, в Оренбурх приехал и видился с Ыбраг[им]ом ахуном, и как оной Ибрагим ахун говорил ему, Батырше, что мы де тебя удостоили ахуном и печати наши приложили, то ты тому Ибрагиму в каком разуме о том, что ты оного духовного сану не приемлешь и при нынёшнем случае не желаешь, — говорили и какое тебе помешательство к тому принятию ахунского сана было; також и что ты с Ибрагим ахуном о бунте говорил, и он на то, что тебе ответствовал и к бунту был ли согласен?..
33. От Ибрагим ахуна в Каргалы как он, Батырша, приехал и в доме Абдрахмановом остановился, то тогда оной Абдрахман в доме был ли, и буде был, то он, Батырша, с тем Абдрахманом что о бунте советовал?
34. Будучи в доме оного Абдрахмана, когда ок, Батырша, призвал к себе муллу Абдюсеттара, то тогда с том Абдюсетгаром, пред мечетом уединенно сидя, о чем он, Батырша, разговаривал? И когда оной Абдюсеттар сказал ему, что де каргалинской народ говорили в поход людей послали с таким наставлением, ежели башкирской народ многолюден и силен, чтоб к ним пристал, а ежели не силен, то о избавлении и о недопущении их до победы постарайтесь, то сказывал ли ему оной Абдюсеттар о том, что куда каргалинской народ людей в поход послала и для чего, и ежели башкирской народ многолюден и силен, то б кому к тому народу пристать, а ежели не силен, то б о избавлении и о недопущении до победы кому постаратца, и в каком подлинно разуме те речи были говорены?
35. С Абдюселям ахуном вэлиниметом он, Батырша, в то время где водился, и с ним, Абдюселям ахуном, велиниметом какие разговоры о бунте он, Батырша, имел; и оные Абдюселям ахун, також и велиниметы, какие ж о бунте с них слова и согласия имели, и какие ему наставления к тому давали?
36. С Абдюселям ахуном велиниметом по компаниям где ходил, и кому и какие о бунте слова говорил, и кого к тому склонял, и что имяно явные зачинщики к тому бунту с ним в согласие вступили, и где оной Абдюселям и велиниметы жительство имеют?
37. От муллы Абдюсеттара и сказанных речей что он Батырша понял и что ему ис тех речей было довольно.
38. Когда он, Батырша, ис Каргал в дом свой приехал и быв в ме[че]те шел в дом свой, то как попались ему два человека Казанского уезду из башкирцов, идущие в домы свои, то кто таковы те люди именами и прозваниями и где жительство имеют? И что он тем людем о бунте говорил, и не приказывал ли чего возмутитеьного Казанского уезду к людем, также и тех дву человек к бунту он не склонял ли, и оные что ему па то сказали?
39. Кайнской волости мулла Исхак с каковыми имянно двумя или тремя товарыщи к нему Батырше, приходили, и каким имена и прозвания, и он, Батырша, с теми Исхаком и товарищами сво, да з Бурханом Мустафиным сыном соединясь, уединенно что имянно говорили, и он, Батырша, к бунту их склонял ли, и оные Исхак с товарыщами и Бурхан к бунту согласились ли, и не хотели ль еще кого к тому склонять, и кого имянко и какия между ими о предприятия к бунту слова происходили?
40. Когда он, Батырша, деревни Урус Улкая, деревня Мирасум Максуда, той же деревни Ораскула, деревни Турны Юсуф муллу, всего 4-х человек, да Бурхана Мустафина сына в Кайнскую волость к мулле Исхаку для чего и когда имянно посылал, и чго к т эму Исхаку приказывал, и он we Улкей с товарищами с ним, Батыршею, к бунту в согласии были ль?
41.Ибрагим, ученик ево Батыршин, о чинимом от него, Батырши, бунте известен был ли и с ним в согласии имелся ль?
42. Муллу Юсуфа для чего он, Батырша, хотел в Кайнскую волость послать и для чего он ему, Батырше, о том, чтоб ево в ту волость не посылать, а послать бы ево к реке Ию ибо де у него тамо знакомых людей много, говорил; и что оной Юсуф с ним, Батыршею, чрез знакомых тому Юсуфу людей учинить был намерен, и. о каком злом деле они в том согласие имели?
43. В то время когда уехал Юсуф, то какой и в чем между народом шум зделался, и он, Батырша, в дом Султан Ачбалтурову сыну зачем ходил, и по приходе с тем Султаном и братом ею, Мустафою, о каких находящихся около Кайнской волости людех, чго они готовятся и приехать желают, говорили; и куда оные люди готовились и приехать желали, також и еще о бунте с теми Султаном и Мустафою говорил и их к бунту склонял ли, и они на то склонными оказались ли?
44. Как из деревни Урус Улкей к нему, Батырша, приходил, то когда имянно и в коем году, месяце н числе, и о том, что он в поход написан и над военными людьми сотником учинен, а в Кайнскую волость ему иттить не можно, дабы он, Батырша не прогневался, что он в Каинскую волость не пошел, а пошел в поход, и тот де поход поленее, потому что когда о возстанни мусульманов услышано будет, то де, взяв с собою под командою моею находящихся в скором времяни к нему, Батырше, прибудет, ибо де в ка манде его из находящихся люден в повелели ево ослушных нет, для чего имянно ему, Батырше, говорил; и на что он, Батырша, того Улкея, чтоб ехать в Каинскую волость просил, и зачем имянно, и какая ему в том нужда была, и о каком имянно поводе оной Улкей упоминал, и в чем тот поход полезнее, н с какими под командою того Улкея людьми окой Улкей в скором времянн к нему, Батырше, быть хотел, и для чего, и что он, Батырша, с тем Улкеем о бунте говорил?
45. Деревни ево, Батырши, Салих Мюклеев сын какой имянно своей деревни людем, чтоб они с своими мусульманами не дрались и не убивали, приказывал и за чтоб оная драка и убивство были, и кто именем оной Мюклеев, сын, и где живет?
46.Вышепомянутой деревни Мирасум Максуда и Ораскула да учеников своих, одного вышепоказанного Исмаила, да другова старшина Муслима Ахмера, он, Батырша, обще з Бурханом Мустафиным сыном в Кайнскую волость по Кайнцов, также и по находящихся около Кайнской волости людей, чтоб их к нему, Батырше:, привести, для чего имянно посылали, и при посылке оных Максуда с товарыщи какие наставления с тем Бурханом они чинили, и о чем имянно, и на что им те люди были потребны, и были ль те люди у него, Батырши; и буде были, то он, Батырша, и реченной Бурхан какие согласии к бунту с теми людьми имели и для чего, и не посылал ли он, Батырша, тех людей для возмущения народа в другия места, и куда имянно?
47. Ис Кайнской волости кто и когда имянно письмо к нему, Батырше, принес, и оной человек от кого имянно ему, Батырше, о том, чтоб он в потребном деле старание свое прилагал, а сил де дружба ему, Батырше, учинена от буранских народов, сказывал. И как он, Батырша, то письмо читал, то кто имянно в том письме ево, Батыршу, за присылку в Кайнскую волость 4-х человек людей благодарил, и кто ж имянно противники закону их о том уведали и за. темя четырью человеками многих людей для поимки послали, и народ стращают и пугают, чтоб они намерение свое оставили?
[48] И какое то намерение, и по какому от тех 4-х человек известию и по ево, Батыршину, наставлению х Кайнской волости принадлежащий люди согласны и в чем именно, и какое согласие было; также когда кайнцы зберутца, то де и они с: ними совокупится намерены были, то кто имянно совокупится были намерены с кайнцами и для чего, и на кого имянно?
[49] И о каком убивстве людей в том письме было упоминаемо.
Также и к чему в том письме о том, что ежели б де от вас много людей прислано было, чтоб теми народ усилиться мог и к себе взяв людей стояли, хорошо б де было, ибо те неверные в сей ночи хотели на тебя (то есть на него, Батыршу) нападение учинить и истребить вознамерились, и чтоб он Батырша, в самой скорости с крепкою осторожностию о избавлении главы ево старание возымел, — было писано; и ежели б людей много от него, Батырши, к том у человеку, от коего то письмо км получено было, прислано, то в че й бы народ усилиться мог, и кто б против кого стоял, и в чем бы хорошо было? И кто на него, Батыршу, и когда имянно в ночи хотели нападение учинить и истребить вознамерились, и отчего б он о избавлении головы своей старание имел, и кто имянно тот человек и какова, чину именем и прозванием, от коего оное письмо было прислано, и не было ль кроме того другова чего в том письме еще склонного к бунту писано, и где ныне то письмо находится, и на то письмо к тому человеку он, Батырша, ответствовал ли и о чем имянно? [!
[50]48. Когда он, Батыша, бегал, и укрывался и жил в лесу з 25 дней, то с ним в то время ис сообщников и учеников, також из домовых ево, кто был, и какия имянно черемисяня и когда, пришед к нему Батырше с товарыщи и ему Батырше о том, чтоб они подалее отошли, вас де многие люди ищут, и когда де вы неприятелям попадетесь, тэ де и приятели ваши приятство вам учинить не могут, — говорили; и какие еще те черемисяня о бунте речи с ним, Батыршею, с товарищами ево имели, также он, Батырша, склонял ли их к бунту?
[51] 49. Ученик ево, Батыршин, Яхья где ныне имеется?
[52] 50,- Когда он, Батырша, с учеником споим муллою Яхьею ездил в Казанский уезд и ходил по школам и в Надыровой каманде были, то не скленял ли он того уезда жителей к бунту, и кто на то склонялись и явные зачинщики были?
[53] 51. Когда он, Батырша, с учеником споим Яхьею сидел в мечете под полом вь яме и слышал, что ходящия люди пред мечетом о старшине .Юсуфе говорили, что ево бухульминской камандир взял по притчине от степных башкарцов происходящих дел, то за ч го имянно оной Юсуф тем бакульминским камандиром взят, за какия вины, и кто таков окой бакульмикской камандир, и на кого башкирцы копьями нападение чинили, и на кого нашли, и ии одного не убяли и не кололи, и кого старшина Юсуф отвратил, чтоб не стрелять по них, и кто хотел кем овладеть. И для чего старшина Юсуф до того не допустил и в каком и с кем с ворами оной Юсуф согласие имел, и о чем имянно оные речи были говорены и о каком имянно драке и за что и кто имянно те речи говорил, — ли он, Батырша, знает ли, к подлинно ль те А. речи происходили, и не затевает ли он, Батырша, тех речей от себя, или не слыхал ли от других кого, и от кого имянно?
[54] 52. В бытность же ево, Батырши, в той же яме входящие в ту мечеть люди слова такая, что до от умножения от неверных неистовых дел в не состояние пришли, и как де Кутлу-Мамед мурзу стали знать, с того времяни каждой год неоднократно от него слыхали, что Оренбургской губерни к наpoду в показании мллости многие государевы милостивые указы естъ и мы де бедной народ того лживаго старого свиньи словам веря в некоторые времена и о нуждах ему доносили, но только милости не получили,—подлинно ль говорили, и кто имянно те слова говорил, — он, Батырша, знает ли, и не слыхал ли он тех слов от других кого, и от кого имянно?
[55] 53. Когда он, Батырша, с учеником своим Яхьею в деревни Бикеш были, то не чинили ль они в той деревни какого возмущения, и для чего они сь Яхьею в Казанской уезд идти хотели, какое желание свое исполнять хотели, и в чем оное желание состояло?Й
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии