№ 129. 1757 г. августа 18. — Указ из Канцелярии Тайных Розыскных Дел в Оренбургскую Губернскую Канцелярию о порядке производства дальнейшего следствия о новых оговариваемых муллой Батыршей, лицах и о регулярном осведомлении Тайной Канцелярии о всех возник

Указ ея и. в. самодержицы всероссийской ис Канцелярии Тайных Розыскных Дел Оренбургской Губернской Каицеляри.
Понеже от содержащего в Тайной Канцелярии возмутителя вора Батырши произошли на живущих-в ведомстве Оренбургской Губернской Канцелярии иноверцов некоторые подозрительные и к возмущению склонные показана (а на кого ж и ка кия имянно, об оном о всем может Губернская Канцелярия усмотреть ис приложенной при сем выписке1) , по которым показаниям хотя б тех людей для надлежащаго о том изследования, а паче чтоб в предбудущия времена такой злой замысл между таким низким и слабого разсуждения народом остаться, а толь наипаче такого б же (какое от показанного злодея Батырша произошло) злодеяния последовать паки не могло, подвергнуть дальнейшему следствию и розыскам и подлежало, но токмо ныне таковой строгости в сем деле затем, что помянутой злодей Батырша еще в тех своих показаниях для некоторых обстоятельств надлежащим образом чрез розыски не уверен, и так оные свои показания за совершенно справедлизыя принять, что паче чаяния он тех всех, прописанных в помянухой выписке людей, не напрасно ли иногда по своему злому наполненному состоянию по какии бы злобам клеветает, Тайная Канцелярия ~ признавает весьма за сумнительное. Паче ж всего не без опасности и того, чтоб иногда от зачатия по тем ево показаниям вновь настоящим образом следствия не могло произойтить между тамошним народом вновь какого беспокойства и замешании. Чего ради Тайная К[анцелярия], сыскав другаго ныне по сим обстоятельства средства, как только чтоб о всех тех, произшедших от оного злодея Батырши показа ниях, Оренбурхскую Губернскую Канцелярию учинить известну, коя видя тех всех оговоре- ных им людей имяна, а паче и деле, может по благопристойности чинить; за теми людьми в их жилищах и состояниях примечать, ис чего лехко можно будет и просматривать, что есть ли в показаниях означенного злодея Батырши каковая справедливость, или же и совсем открытца могут те ево показани ложными и вымышленными, почему оная Губернская Канцелярия и имеет поступать по указом; токмо весьма того наблюдать, чтоб в случае означенных примечаниев неповинным людем не могло причинено быть напрасных оскорблений. Какое ж по сему указу оная Губернская Канцелярия определение учинит, тако ж и какое по вышеписанным показаниям обстоятельствы происходить будут, о том в Тайную Канцелярию] почасту репортовать; а означенная выписка послана при сем. И Оренбургский Губернской Канцелири учинить о том по сему ея и. в. указу.

Августа 18 дня 1757 году.

ГАФКЭ. Фонд. быв. Государственною Архива. Разр. VII. Дело 1756 г,
1781, ч. II, лл. 119—121 об, Отпуск.
1 При черново м отпуске указа ее не имеется. Повидимому, имеется в виду выписка, копия которой находится в деле быв. Госу дарственною Архива. Разр.VII. Дело 1756 г., № 1781, ч. II, лл. 342—361. Содержание ее, изложенное в 20 пунктах, является сжатой передачей основных фактов, сообщенных Батыршей Алиевым-улы, его ответных пунктах при допросе в Тайной Канцелярии в 1757 г., см. стр. ООО, док. № 127.