По указу ея и. в. Правительствующего Сената Канторе по доношению известного Правительствующему Сенату и бывшей Тайной Канцелярии вора и возмутителя" башкирцев Батырши жены Зюлбухары Осановой, а по восприятии ею веры греческого исповедания Марьи, Александровой дочери, коим объявляя, что в нынешнем году по своему желанию восприяла она веру греческого исповедания1, и по определении Правительствующего Сената велено с малолетнею ее дочерью Натальею2 отдать во услужение тем, х кому она итти пожелает. Но она з дочерью во услужение итти ни х кому не желает, а желает остаться в Россия и жить на своем пропитании; просит о даче ей с тою дочерью за восприятие веры греческого исповедания о свободном им в России жиnье пашпорте3. И по учиненной в Сенатской Канторе справке приказали: хотя вышеозначенная Марья, Александрова дочь, свободы и пашпорта себе з дочерью и просила, но как определением Правительствуюшаго Сената сего году, ферваля 13 дня, велено ее, Марью, по восприятии веры греческого исповедания и з дочерью отдать во услужение тем, х кому она итти пожелает, то за силою того сенатского определения, а в разсуждении, что оная Марья и не под видом ли той свободы просит, дабы ей возвратитца на прежнее свои жилище, где б иногда живущим тамо и сумнения какой а навесть она не могла, и попрежноду в махометанской закон не обратилась, Сенатская Кантора совершенной свободы и пашпорта дать ей но может; и для того и Правительствуюший Сенат на общее разсуждоние сообщить о том ведение и ожидать на то резолюции. А до поспоследоваиня той резолюции ее, Марью, и з дочерью, чтоб они праздно здесь без пропитания не находились, или и на прежнее свое жилище каким либо образом она не уехала, послать и имеющийся и Москве девечь монастырь, где велеть быть ей под присмотром, произведя ей з дочерью нищу против одной монахини; чего ради на Сенатской Канторы сообщить в Синодскую Кантору поденно н требовав, что какой монастырь та Марья из дочерыю определены будут, о том бы сообщено было в Сенатскую Кантору. А как сие сообщено будет, тогда ее и з дочерью отослать в тот манастырь к настоятельнице при указе. И правительствующий Сенат да благоволит о том учинить по ея я. в. указу, а в Синодскую Кантору ведение сообщено.
Июля 25 дня 1763 году.
№ 22.
Обер-секретарь Михайло Хрущов.
Регистратор Илья Емельянов.
Пометы: Получено июля 31 1763 года. Слушано 11-го сентября 1763 годую
ГАФКЭ. Фонд быв. Государственного Архива Раз p. VII. Дело 1756 г., № 1781 ч. V, лл. 138—138 об.
1Дочери Батырши — Зюлейха и Занва были крещены еще раньше, в конце 1756 г. причем старшая из них — Зюлеха получила имя Наталии, младшая — Веры —ГАФКЭ Фонд быв. Государственного Архива. Разр. VII. Дело 1756 г. № 1781. ч. I л. 271.
2Очевидно не Натальею, а Верою, так как первая умерла еще 22 января 1759 г. от горячки в Москве, где и была похоронена.— Там же, л. 295.
3 Интересно с этим заявлением жены Батырши сопоставить некоторые другие, более ранние известия об ее положении в первые годы ее подневольною существования. Отправленная вместе со своей семьей и с другими содержащимися о заключении башкирами им Уфимской Провинциальной Канцелярии о Москву, она поступила там в распоряжение местной губернской канцелярии. Последил я ж о свою очередь передала ее в услужение статскому советнику Б. Ф. Щербачеву. Здесь Зюльбухара и оставалась до того момента, пока указом Канцелярии Тайных Розыскных Дел не была, наконец, затребована для некоторых обстоятельств в Тайную канцелярию. Во исполнение этого распоряжения она 20 декабря 1756 г. была доставлена в распоряжение Тайной Конторы в Москве и помещена поблизости от нее на „особливой" квартире. Здесь она и содержались вместе со своими дочерьми под специальным караулом лейб-гвардии московскою баталиона сержанта с солдаты». —- Там же, ч. 00, лл. 269—271 об.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии