№ 124_VII. 1757 г. ранее апреля 19.— Допросы сторонников муллы Батырши Али-улы:. татар— Исмагила Апке-улы и Довлет бая Куд кагул улы, мищеров — Урыскула Ислан-улы, Мup-Рахмета Ахмет-улы, Ибрахима Тимур-Гази -улы, Ахмера Кучук-улы, Мустафы Хасан-улы и Мусл

№ 124_VII. 1757 г. ранее апреля 19.— Допросы сторонников муллы Батырши Али-улы:. татар— Исмагила Апке-улы и Довлет бая Куд кагул улы, мищеров — Урыскула Ислан-улы, Мup-Рахмета Ахмет-улы, Ибрахима Тимур-Гази -улы, Ахмера Кучук-улы, Мустафы Хасан-улы и Муслима Ибрагим-улы, и башкир-Искака Мурзилы-улы и Сефера Джагафар-улы в Канцелярии Тайных Розыскных Дел но обвинению их в участии по подготовке восстания на Осинской, Сибирской и Но гайской дорогах.

VII. Мустафа Хосанов в роспросе сказал: родиною де он из Урала, ведомства Исетской провинции, старшины Муслима Аширова, деревня Чюлмяк, служилой мещеряк. Мулла де Батыршу стал он, Хасанов, знать, тому ныне лет с 8, потому что оной Батырша женат на ево, Хосанова, сестре Зюлбухарнее и ему, Хосанову, находитца зять, к тому что он, Хосанов тому ныне года с 4 у оного Батырши учился татарской грамоте, сперва означенного старшины Муслима, в деревне Тениш, а потом в деревне того Батырши Карыш бес пашпорта. А посЛе того, а имянно в прошлом 755-м году, внешним времянем, как оной Батырша еще з женою своею, а ево Хосанова сестрою Зулбухарнеею, да бывшими при нем учениками ведомства Исетской правинциа, команды реченного старшины Муслюма, деревни Кунушак, Яхьею Мешевым Каилом Курманаевым, деревни Чулмяк Бакиром Мратовым, да з братом ево Хосанова Муртазой Хосановым (а брата Исланова в то время не было, да и быть ему не можно что он уже весьма в престарелых летах и у Батырши в учениках никогда не был, а с чего о том u произведенном ему, Хасан ж, в и Уфимской Принципиальной Канцелярии роспросе написано, того oн не знает, и он о том в том своем роспросе не показывал приехав); за Урал к ученику ево Исецкого ведомства, деревни Темисевой Абдуле Муслюмову иа свадьбу и быв на свадьбе, как оной Батырша поехал в деревню свою Карыш, то и он, Хасанов, по взятье от старшины Муслюма паспорта поехал с ним же по оную ж деревню Карыш, где потому ж у оного Батырши в школе с протчими ево учениками татарской грамота обучался; и потому оной Батырша ему и знаем стал, а прежде того Батыршу ни по чему не знавал. А во время де бытности ево, Хасанова, у оного Батырши во учениках про злое и возмутительное оного Батырши намерение, также каковые он возмутительные письма писал ли и куда послал ли, и с кем имянио, и оной Багырша с кем прежде к бунту согласие имел ль и какое, того он, Хасанов, ничего не знает и сам с тем Батыршею к бунте в согласи никогда не бывал, и оной Батырша о бунте ничего с ним не говаривал. А тому де ныне третий год (то есть в прошлое 755-м годе) в означенную ево, Хасанова, у оного Батырши бытность оной Батырша с учеником своим Абдулмуталипом из объявленной деревни Карыш ездил в Оренбург за татарскими книгами, где был с месяц и потом в означенную деревню приехал попрежиему, только за чем подлинно оной Батырша в Оренбург ездил, и х кому имянно, и имел ли тамо с кем о бунте какое согласие, он, Хасанов, не знает, и от Батырши и ученика езэ Муталима и от других ни от кого о том не слыхал, А по оном де означенного Батырши из Оренбурга в дом своей приезде, спустя недели з две, а подлинно не упомнит, только по лету, как он, Хасанов, имеет у того Батырши в школе в науке, тогда в один день, поутру рано, вышед он из школы на двор, стоял перед школою усмотрел, что в помянутой деревни Карыш было множество людей, сидящих на лошадях и пеших, только вооруженные ли или просто не присмотрел, от коих учинился не малой шум (а коих оные людй деревень и зачем в той деревни были того он, Хасанов, не знает). А потом увидел он, что зять ево Батырша ехал на лошади верхом, а жена ево, а ево Хасанова сестра, и дети ехали на лошади в телеге, а при них шли пешие ученики Батыршины: Ибрагим, Мир-Рахмет, Девлет-бай, Муслим, Абдулгафер, Хасым, Сефер, Абдулмуталип, Махмет-Шериф, Абдулкерим, из оной деревни: Карышь вон. И означенной Батырша, увидя ево, Хасанова, говорил ему, Хасанову, я де вижу что на нас идет Гайнинская война, почему он, Хасанов, испугався того и обще с тем Батырше.о и учениками ево, не мешкав ничего, побежал с тем Батыршею, сестрою своею и учениками Батыршиными в Карышской лес, А как она с тем Батыршею и протчими в тот лес шли, то и оные бывшие в показанной деревне Карышь люди на лошадях охали и пешие шли за ними жь. А как жэ Батырши з женою, детьми и учениками своими, и с ним, Хасановым, вошли во оной лес, то оные люди от них отстали, а куда девались, не знает.

А по приходе их в тот лес, во оном лесу были они дни с четыре, только во времь бытности их в том лесу, Батырша ему, Хасанову, о бунте своем, и о сочинении им возмутительных писем и о посылке тех писем к согласникам своим никаких слов не говаривал и к бунту ево не склонял. И потом ис того лесу вышли в другой лес, состоящей по Урюшь реке, где жили с месяц; и, будучи в том лесу, оиой Батырша ис того лесу ездял и учеников своих Яхыо, Муталипа, Абдулхафэра, Мухамет-Шерипа посылал в означенную даревню Карышь и в другие мещерские и черемаские деревни для кражи лошадей и коров на пропитание, кое привозили, чем и питались. И в ту их бытность во оном лесу ои Батырша ему, Хасанову, и протчим ево бывшим с ним ученикам— Муслиму, Сеферу, Хасым у, Абдулкериму говорил: я де сожалею,, что до у меня в доме и клета осталось письмо (а какое имянно, не выговорил), нядобно было де ево изодрать, да я де двух учеников своих Исмаила, Ахмера, також двух мещеряков Ураскула и Максуда посылал (а когда …….гайнннцов (а для чего, и но кого и по сколько числом имянно, не выговорил), с которыми де он, Батырша, хотел поймать старшину Яныша. Только оные Исмаил, Ахмер, Ураскул и Максуд в Гайнннокую волость по оных гайнинцов ездили ль и к тому Батырше привозили ль, и оной Батырша того Яныша с теми ганнинцами и другим кем ловил ли, или нет, того оной Батырша ему, Хасанову не сказал. И после того он, Хасанов, будучи в том лесу, занемог и пришел. И в бытность ево в той болезни на оного Батыршу и учеников ево наехали мещеряки и черемиса (а чьих команд, не знает) и хотели было по них стрелять из луков, то тогда реченной Батырша куда и с кем скрылся, и бывшие при оном Батырше ученики куда разбежались, того он за болезнию свею не помнит. Только он, Хасанов, с сестрою своею, а Батыошиною женою Зюлбухареею и з детьми ее означенными мещеряками и черемисами пойманы, и по поимке привезли их в деревне старшины Яныша; только онным Янышем он спрашиван ли, или нет, того за показанною своею болезнию, и что он от той болезни был в безумстве, не помнит. И потом от оного Яныша отослан с оказанною своею сестрою, с Батыршеною женою, с детьми в Уфимскую Правинциальиую Канцелярию.
А по привозе ево в ту канцелярию во оной канцеляри он, Хасанов, роспрашиван, хотя и был только в том своем роспросе, о-том.,. Далее следует изложение фактов, повторяющее целиком, вопрос Девлетбая Куджагул-улы. см стр. ООО. И по написани де тех писем куда оной Батырша и с кем те письма посылал ли, и на те письма в ответ от кого что получал ли, того де он не знает; токмо де главным возмутителем и властителем положили на том совета быть оному Батырше, а воинских людей набрать из гайнцов, коих де будет до 12000, а о оказанных де татарах в каком они умысле были и письма оной Батырша с товарыщи своими какие к тем татарам посылал, или нет, того де он, Хасанов, не знает; и по совете де пожив оной Батырша дней с 5 поехал в Оренбург, обьявя ему, Хасанову, и другим ученикам ево, что за книгою к Ардюселям ахуну, какие де письма возил ли с собою, или нет, того де он, Хасанов, не знает; и ездил де недель с 5 и паки приехал в дом свой и с собою де привез от оного ахуна вышеписанную книгу, и при том де оной Батырша ему, Хасанову, и другим ученикам своим сказывал: говорил де ему, Батырше, оной ахун Абдюселям Далее следует изложение фактов, повторяющее часть допрос Девлетбая Куджагул-улы. см. стр. ООО. Почему де убоявся и оной Батырша, дабы и ево . с ним Хасановым и другими того Батырши учениками не поймали, и для того де оной Батырша з женою, детьми и с учениками своими, в том числе и с ним, Хасановым, побежали с показанным изготовленным оружием в лес; а будуча де в лесу, как услыша оном Батырша едущую команду, то де с вышеписанными учениками, своими Яхьей, Муххамет-Шеричом, Муталипом, Муслюмом, Касимом, Абдулгафаром, Абдулкаримом, Мир- Рахметем и с имеющимися у них луками и с копьями бежали, а куда де и с каким намерением,—того де он, Хасанов, не знает и не слыхал показывал ли, того де ничего он за вышепредписанным бывшим над ним от болезни ево безумством не помнит, и о том ни о чем он(кроме того, что он ныне в роспросе своем выше сего показал) не знает. А с чего де о том о всем написано, не ведает, только де, тому ныне года с полтретья, в осеннее время, а в коем месяце и числе, не знает, до побегу еще ево, Хасанова, з Батыршею в лес, когда он у того Батырши учился в деревне ево Карышь татарской грамоте, то де вышереченной ученик ево Исмаил Апкин с Казанского уезду, из деревни Тенишь, ко оному Батырше и по-казанную ево деревню Карышь для учения приезжал; а по приезду ево у оного Батырши с тем Апханым о бунте какое согласие было ль, того он, Хасанов, не знает и ни от кого о том он не слыхал, и он, Хасанов, в том с ним к бунту согласи никогда не бывал.

Также в бытность же ево у того Блтырим в школе, как он, Хасанов, пошел из школы обедать к родственнику своему, живущему в показанной деревни Карышь, мещеряку Хусейну, и тогда, идучи мимо мечете, увидел учеников Батыршиных вышереченных Муталлипа и Исмаила Апкина в той мечете сидящих, только оные Муталлип и Исмаил что в той мечете делали, также писали ль что, того ом не видал, ибо блиско к ним не подходил, и о том у них не спрашивал и ни чрез что об оном не знает.

А в бытность же де ево у Батырши еще в школе, до побегу ево а Батыршею в лес, вышеозначенные Батыршины ученики Исмаил и Ахмер от того Батырши в Гайну к Ысхаку мулле, когда имянно посыланы ль были ль, и для чего, також оные Исмаил и Ахмер к тому Исхаку ездили ль, и к тому Батырше возвратились ли, и потом кем пойманы ль, и куда и кем отосланы, того ом не знает; только до в бытность ево, Хасанова,…….Правинциальной Канцелярии содержались под караулом, а вышеписанной ево зять, Учитель и возмутитель Батырша, сколь давно возмущение делать начал, В в коем имянно году, того он, Хасанов, ни по чему не знает, и ни от кого о том не слыхал, и с ним, також и з другими ево согласниками ни с кем к тому бунту сообщником не был.

А во время де бытности реченного Батырши в Оренбурге оной Баатырша с тамошними жительми и акунами о бунте что говорил ли, и оные оренбурские и другие жители к тому бунту склонными себя оказали ль, того он, Хасанов, не знает, и от оного Батырши, и ученика ево Абдулмуталапа и от других ни от кого о том он не слыхал.

В бытность же ево, Хасанова, при показанном Батырше в школе и в лесу оной Батырша ему, Хасанову, о том, что ко учиненному тем Батыршею бунту, кто ни есть из руских людей склонными были, никогда не сказывал, також и от учеников того Батырши и от других ни от кого о том он, Хасанов, не слыхал, и сам таковых возмутителей российских людей никого он, Хасанов, ни по чему не знает... Далее следует изложение фактов, повторяющее настал допросов Ибрахима и Темир-Гази-улы; Мир-Рахмета Ахмет-улы и Урыскула Ислан-уЛы' см. стр. ООО. Бег учинил он с простоты своей, к тому жь убоясь того, что реченной Батырша, как выше от него, Хасанова, показано, что на них идет гайнская война; а будучи в лесу от него не от- шел и о укрывательстве ево, кому надлежит, не донес с простоты ж своей и за вышепоказанною бывшею над ним болезнию.
А в бытность ево, Хасанова, с тем Батыршею в лесу оной Батарша ему, Хасанову, о том, что куда оной Батырша из лесу намерен был иттить и для чего, не сказывал, и он, Хасанов, о том не знает.

И в сем де роспросе сказал он, Хасанов, самую сущую правду, ..а ежели сказал что ложно, или, ведая о чем, да утаил что, а после в том от кого изобличен он будет, и за то подвергает он себя смертной казни.