История сел и деревень Башкирии. Ошибки и неточности

Опубликовано zainulin - ср, 06/03/2015 - 22:32

В процессе составления родословной своей и жены, пришлось изучать ревизские сказки, попутно и труды историков. Хоть я просматривал только несколько населенных пунктов, но по каждой обнаружились либо неточности, либо прямое несоответствие данным, приведенном в книге Асфандиярова "История сел и деревень Башкортостана". Это я так попал, или у других тоже встречалось? Хотелось узнать мнение корифеев форума.

Неточности есть и не мало.Но издать такой большой труд и не ошибиться невозможно даже с командой в сотню человек.К сожалению Асфандияров при издании этого своего труда однобоко подошел к истории с точки зрения что не земля вертится вокруг солнца , а наоборот солнце вокруг земли , идеализируя роль башкир . Но все равно я преклоняю голову перед ним за такой титанический труд.

У меня тоже встретилось несоответствие. По его данным деревня Уразаево Балтачевского района основана в 1702 году, а по другим данным она уже существовала к 1659 году.

Я уж тогда тоже приведу свои примеры. Так про деревню Ново-Мурапталово (Куюргазинский район) в книге буквально сказано "Деревня Мурапталово населена представителями Сугунской тюбы Кипчакской волости. Жители - припущенники Бурзянской волости. В конце XVIII в. она состояла из 11 дворов, где проживало 42 мужчины и 33 женщины. В 1816г. были причислены 4 казаха- Юсуп Майданов, Кузанбай Баймурзин, Дюзай Куралин, Баранбай Лаписов. Между 1834 и 1850 гг. из нее выделилась часть жителей, об­разовав деревню Ново-Мурапталово".
Не знаю как там насчет припущенников, у меня такой информации нет, но живут в Мурапталово башкиры, оттуда кстати выходец знаменитый башкирский певец Газиз Альмухаметов.
А Ново-Мурапталово образовали переселенцы из Сеитовского посада Оренбургской губернии в 1842г, достаточно посмотреть на ревизские сказки 1850года по деревне Ново-Мурапталово. А это чистокровные татары Казанской губернии.
Кстати, сами жители Ново-Мурапталово похоже и не знают, что в 2017г деревне будет 175лет, круглая дата, которую подобает отметить надлежащим образом.

На самом деле установить истинную историю своих деревень мы можем только сами ,досконально изучая персоны, сопоставляя все документы за все периоды истории. А довести до каждого жителя деревни правдивую историю -это наша задача.
А Асфандияров и Ко издали свой труд основываясь на обобщенных документах находящихся в архивах РБ и некоторых отдельных документах РГАДА. И конечно желание возвеличить роль башкир в истории исказили в некоторых аспектах историю.Надо отметить , что в его трудах большая часть истории деревень правдивая.И участие в образовании( не в физическом смысле , а в административном) деревень роль башкир-асаба несомненно. А вот приписывании на этом основании , что эти деревни башкирские- полное искажение истории.
У меня тоже на основании тщательного исследования некоторых деревень Ютазинского р-на РТ сделан вывод,что названные Асфандияровым некоторые деревни башкирскими поселениями вообще не имеют НИ ОДНОГО жителя из относительно коренных жителей этой территории 18-19 веков, а максимум перешедших в "башкирское звание" между 5 и 6 РС служилых татар . Или же разбавленных тептярами -выходцами их Казанской губернии, не менее чем 50 на50. Но есть деревни несомненно основанными башкирами -асаба , и припущенными к себе другими сословиями людей.

А сейчас о своей родной деревне под названием Бурлы Гафурийского района. Но сначала сведения о ней из книги Асфандиярова: «Перед самой Крестьянской войной под предводительством Е.И. Пугачева возникло поселение тептярей под названием Бурлы. Название деревни происходит от одноименной речки. Известно оно и как Татер. Численность тептярей, припущен¬ных вотчинниками Кесе-Табынской волости, то убывала, то увеличивалась. В 1783 г. в деревне Бурлы (Татер) проживало 46 мужчин и 36 женщин. Тептяри переселились сюда из д. Бакралы Уфимского уезда».
А также сведения по деревне Курмантау: «При р. Агидель в 1737-1738 гг. мишари основали деревню Курмантау (Кормантау). Они были припущены башкирами-вотчинниками Кесе-Табынской волости. Чуть позже осели здесь и тептяри и ясачные татары, платившие оброк владельцам земли.» Почему еще и Курмантау, останавлюсь попозже, в моей истории они взаимосвязаны.
Напомню, что Пугачевское восстание было в период 1773-1775 годов. Таким образом, перед самым восстанием – это видимо 1770-1771 годы.
Первоначальные поиски д. Бакралы меня ни к чему не привели, так как в книге Асфандиярова отдельно про эту деревню не написано, пока случайно не наткнулся на д. Ирныкши Архангельского района. Вот что написано о ней: «А теперь о заводских деревнях. Д. Ирныкши носила название речки, на берегу которой была расположена. Возникла деревня не сразу с основанием Архангельского завода. Чтобы поселить покупных крепостных крестьян, надо было иметь земли. Но их в первые годы основания завода было крайне недостаточно. Поэтому 15 сентября 1769 г. И. Н. Бекетова за 440 руб. купила у башкир Кумрык-Табынской волости землю… Известно, что деревня Ирныкши расположена при речке Бакрыл, притоке р. Ирныкши. Можно предположить, что деревня по названию Бакрыл стала называться Ирныкши. Таким образом, деревня возникла с основанием завода».
В эту деревню и были завезены крепостные крестьяне, русские по национальности, потомки которых живут по настоящее время в ней. Таким образом, они никак не могли превратиться в татар-тептярей, переселившихся оттуда в Бурлы. Единственное обьяснение нестыковки, это данные ревизских сказок 1795г, где некий Аиткул Кудрясев по договору продажи земель башкирами, прибыл в деревню Бурлы с женой и сыном. Это кстати перекликается со сведениями по д. Ирныкши, где башкиры продали земли промышленнику, и людям, которые до этого арендовали земли у башкир, были вынуждены искать новое место жительства, и один из них обосновался в д. Бурлы. Таким образом говорить по одной семье о всех остальных, наверное не совсем правильно, тем более он фигурирует в отдельном списке по д.Бурлы, а не в общем перечне. (Продолжение следует)

В ревизских сказках 1795г д. Бурлы есть Ишмухамет Усманов (мой предок по бабушке со стороны отца), который был женат на Гульнизе Бектудиной (1752г.р.), взятой из д. Курмантау, мещеряцкая дочь. В свою очередь, в ревизсках сказках д. Курмантау есть Уразгул Шахмаев, у которого в женах Сагындык Усманова (1747г.р.), взятая из д. Бурлы, тептярская дочь. То есть является родной сестрой Ишмухамета Усманова из д. Бурлы. Произошел обмен невестами, что впрочем было обычным явлением в те годы, с целью исключения кровосмешения и получения здорового потомства.
Учитывая, что замуж отдавали обычно в возрасте 12-15 лет, то уже примерно 1760 году (1748+12) д. Бурлы существовала точно, и это примерно за 10 лет до срока, указанного Асфандияровым. Напомню, что Курмантау по его же данным, образовалась примерно в 1737-1738 годы. Смею предположить, что и д. Бурлы в указанный период уже существовала. Если обратиться к книге «Башкортостан. краткая энциклопедия», изданной издательством «Башкирская энциклопедия» в 1996г, то на странице 32-33 приведена карта Башкирии с населенными пунктами за период 1730-1750гг. На некоторых у них указана дата образования (например Табынск-1736г, или Богоявленск-1752г), на других нет. По логике вещей, если бы населенные пункты создавались в период составления карт и наличия соответствующих документов, то год возникновения был бы указан, а раз его нет, значит возникли они ранее создания карт. Учитывая, что Курмантау возник в 1737году, то вроде бы должен быть на этой карте, однако его нет. Видимо, число его жителей не столь велико, чтобы оно удостоилось чести отразиться на карте. А вот Бурлы есть, что однозначно говорит о приличном числе его жителей. Кстати, это прослеживается в сведениях Асфандиярова, что деревня дала 49 повстанцев в Пугачевском восстании. Если вдуматься, это ж какая деревня была, чтобы пошли воевать сразу столько взрослых мужиков, даже по современным меркам немало. Вот бы поиметь еще поименный список этих повстанцев, бесценный материал для составления родословных. Таким образом, можно смело утверждать что д. Бурлы в 40-вые годы 18 века уже была, что достаточно далеко от 1770года (Продолжение следует).

Спасибо всем кто оказал помощь в приобретении ревизских сказок по д. Бурлы за 1720год, хотя наличие д. Курмантау в этих сказках оказалось для меня неожиданностью, спасибо за эти сведения mikhail76, буду признателен если дадите еще ссылку на фонды (дело, листы) по Курмантау. В д. Бурлы по этим сказкам было 15 дворов (31 душ мужского пола), хотелось привести одного из жителей деревни из этого списка: Андрей Ишметев (90лет, т.е. родился в 1630году). Примечателен возраст в 90 лет, то есть д. Бурлы существовала уже в 1630году, году рождения Андрея Ишметева. Можно конечно оспорить факт рождения его в д. Бурлы, ведь не обязательно человек рождается в этой деревне, он мог прийти туда уже в возрасте из других мест. Но в подтверждение своего мнения хочу привести сведения из книги татарского историка Дамира Исхакова «Татарская нация», где он приводит сведения по д. Бурлы из РГАДА, дословно: «Другой грамотой того же 1673 г. и аналогичным же способом перешли в башкиры бобыли той же Табынской вол. Уразайка да Акпердайка Матросовы дети (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1. ед. хр. 639, л. 1). У ясачных татар Кипчацкой вол. (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 933, л. 7) д. Бурлы Досмаметки Качакова, Ишимко Досмаметова, Ишметко и Йортбагышко Илтудиных еще отцы и деды "были Кипчатской волости"; "за их скудостью и за бедностью" они были написаны в бобыльский ясак. Грамотой царя было велено написать челобитчиков на тот ясак, который "платеж больше". Челобитчики обязуются "платить окладной ясак вместе с Кипчатской волостью" (там же, л. 37)» Андрей Ишметев таким образом является сыном Ишметко Илтудина, у которого в свою очередь «отцы и деды были Кипчацкой волости», т.е. жили в этой деревне. Таким образом можно смело утверждать, что деревня уже существовала на рубеже 16-17 веков, т.е 1590-1600 годов, а может и раньше. Получается, что деревня Бурлы имеет историю более чем в 4 столетия и является одной из старейших деревень на территории современной Башкирии.

Асхат, вы интересовались историей Уразаево? Есть ли у вас информация по году ее основания и основателе? По разным источникам, кроме 1702 года, и существования деревни на 1659 год больше никакой информации нет..

Я тоже считаю неточными данные Асфандиярова.

По его описанию:
Итикеево
В башкирской деревне Итикеево, возникшей в 40-х годах XVIII в., в 1795 г. совместно проживали 167 башкир, 22 тептяря, 14 мишарей. Мишари и тептяри обосновались здесь на основе договоров с меркит-минцами в 1747 и 1779 гг.
Через 100 лет после возникновения из этой деревни выделяется часть семей и обосновывает другую деревню Итикеево. В Старо- и Новоитикеево жили и живут башкиры, мишари, тептяри, последние сегодня называют себя татарами.
Известны сын и внуки башкира-вотчинника Итикея. Юлбирде Итикеев, 1774 года рождения, служил юртовым старшиной - управлял группой деревень. Известны и его сыновья Файзулла, Ихсан, Мухаметгали, Юсуп.
Население двух этих деревень занималось земледелием, животноводством и промыслами. О том, что хлебопашество с трудом проникало в башкирское хозяйство, говорят следующие цифры. В 1842 г. на 295 башкир было засеяно 608 пудов озимого и 1082 пуда ярового хлеба.

А по-настоящему было так (в этой деревне в основном жили мои предки и они все татары -Абзалиловы и Гумеровы и основал эту деревню мой предок Гумер Исламгулов):
СТАРО - ИТИКЕЕВО (ГУМЕР), деревня СП Батыровский с/с. Расположена в 8 км. вост. от р/ц при оз. Балыкле. Основана ясач. татарами в 1779 г. выходцами из д. Алмантаево Уфим.у. и д. Месейле Стерлит.у. С 1779 г. перешли в тептяр. сословие и входила в Миркитмин. вол. Стер-лит. у. В 1870 г. была мечеть, население занималось земледелием, лесным промыслом. Деревню основал ясач. татарин Гумер Исламгулов, в народе она известна и как Гумерово. До прибытия яс. татар возле оз. была расположена баш. дер. Турсагали.

Староитикеево (Иҫке Әтекәй), деревня в Аургазинском р-не, относится к Батыровскому с/с. Расположена на р. Аур газы, в 8 км к В. от райцентра и 22 км к С.-В. от ж.-д. ст.Белое Озеро. Нас.: в 1906 — 514 чел.; 1920 — 521; 1939 — 486; 1959 — 351; 1989 — 179; 2002 — 208 человек. Живут татары. Нас. занято в СПК «Чулпан».
Основана в 1779 тептярями на вотчинных землях башкир Миркит-Минской вол. Ногайской дороги под назв. Итикеево (по имени сотника Итикея Девлетева). Фиксировалась также под назв. Гумерово (по имени одного из жителей Гумера Исламгулова). С 1-й пол. 19 в. получила совр. название. В 1795 в 32 дворах проживало 203 чел., в 1865 в 35 дворах — 236 человек. Занимались земледелием, скот-вом, лесными промыслами. Была мечеть. В 1906 отмечено также медресе. Среди уроженцев Г.Гумерский.
М.С. Аминова, М.Х. Сафин

По ходу составления родословной возникли новые вопросы. Так генетическая экспертиза одного из предков вывела на жителей деревни Старое Алимово Актанышского района РТ и деревни Уразаево Кукморского района РТ. Общий предок жил в 1700-1740гг. Существовали ли эти деревни в этот период, и если существовали, нет ли какой-либо информации по жителям этих деревень в указанный период?

Уразаево Кукморского вроде должна существовать.По крайней мере его сын Губайдулла в первой половине 18 века основал д.Карамалы Губеево Туймазинского рна.Думаю что Уразаево д.б. назвали по имени его отца.Напишите salavat-nab@mail.ru А то я на этом форуме по неизвестной причине Забанен по ip домашнего компьютера.Могу только заходить с андроида

На форуме наткнулся на "Список с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1652-1603 г.)" от DARSа, в нем текст следующего содержания: "у них же в деревне Кутлугозинской сын живет без пашни, в ясак поспел; и служилому татарину велено владети пустошью Салтыковскою, а тою Кутлугозинскою пашнею и сенными покосы велено владети ясачному чювашенену Еналейку Тлогозину. По сыску сторон них и тутошные деревни чюваши старосты Курмаша Байчанкарова с товарыщи, живет де у них Кайбула в той деревни лет с 40, пашню пашет и сено косят вопче с нами ясачными людьми, а [о] пустоши де он Салтыковской в Казани бил челом многажды, и они ему тое пустоши не дали потому, что та пустошь детей боярских помесная земля;". Не о деревне ли Кутлугуза Гафурийского района РБ идет речь? Уж больно созвучно.

История движется вперед семимильными шагами. Вышла 7 томная история Башкирии, в которой слово в слово приведены данные из книги Асфандиярова по названиям населенных пунктов, ничего не изменилось. РГАДА выложил обширный реестр документов, находящихся в архиве. Если внимательно посмотреть, то по территории современного Башкортостана (Ногайской дороги в том числе, где находится моя деревня) в реестре указаны десятки тысяч (если не сотни тысяч) листов с названиями деревень и имен. Если их отсортировать, проанализировать, попытаться привязать к существующим деревням у меня складывается ощущение, что от книги Асфандиярова останется только обложка с названием. За прошедшее время нашлась ревизская сказка по деревне Бурлы Гафурийского района за 1763г, хотя была информация что 2-4 ревизии не уцелели. Осталось найти 2 и 4 ревизии, может уже у кого появилась? откликнитесь пжст!

Самый простой, набрать в поисковике на яндаксе РГАДА. Появляется сайт www.rgada.info/poisk Открываешь сайт, правда у меня в адресной строке пишет "небезопасно", кстати на уфаген тоже так пишет. Открывается перечень реестров (5267 записей), справа кнопка "смотреть", нажимаешь на нее и открывается оцифрованное фото самого реестра. Сами исходные документы я так понимаю еще не оцифрованы.

Добрый день, уважаемые аксакалы генеалогии!
Прошу помощи в поиске ревизской сказки по д. Кумово 1795 г. В книге "Башкиры Янаульского района Республики Башкортостан: научный справочник" указано "В 1795 г. (V ревизия) в 35 дворах проживало по 115 мужчин и женщин. " Также перечислены иные названия деревни: "Деревня Кумово при р. Амзя имеет несколько названий: Сосновка, Сосново, Амзя-Тускумово." Поиск в АИПС ревизской сказки 1795 по всем этим названиям в Бирском уезде не дал результатов. Как найти ревизскую сказку?

Перепись 1795 г по д. Кумово (Сосновка, Сосново, Амзя-Тускумово) не проводилась. Сведения о населении V ревизии 1795 г. по д . Кумово (115 м.п. и 115 ж.п.) извлечены из "Экономических примечаний" к Генеральному межеванию земель.
Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И.-Уфа: Китап, 2001.Стр. 58.

В период с 1902 года и до Революции Большаковские хутора относились к приходу села Калтыманово. Все метрические книги хорошо сохранились, можно сделать копии при желании. Пишите, если будет вопросы ufagenealogy@mail.ru

Тоже ращел несоответствие и не только в книге Асфандиярова, но и во всем интернете.
Выдержка:
"Д. Даутларово, находящаяся при р. М. Кашкалеу, была однонациональным селением с мечетью. Название ее происходит от антропонима - имени первопоселенца Даута, превратившегося, по-видимому, в этноним - название группы семей - дауытлар. По переписи 1834 г. известен сын основателя деревни - Абдуллатиф Даутов, которому тогда исполнилось 86 лет, т.е. он с 1748 года..."
Тут неувязка, в РС-1834 приводится только сын основателя деревни - Хамит Даутов 1732 года рождения (запись №16), а Абдуллатиф (не Даутов) переписан в спешке или по невнимательности из других строк.