вопрос по списку поселенных мест 1877

Опубликовано гульЖАМИГА - вт, 04/28/2015 - 08:43

Здравствуйте!
В списке поселенных мест 1877 нашла дер. Тоймеево (Атавка) (ныне дер. Таймеево Салаватского района РБ, лист №158), откуда я родом.
Вопрос:
В графе: Этнографический состав населения. Молитвенные здания. Учреждения административные, учебные, благотворительные, промышленно-торго-вые. Виды промышленности кроме земледелия и скотоводства записано -
Тп. 595-578. Р. 7-9. - Мечетей 2. Училище. Мельниц водяных 4. Пчеловодство, валяльное производство
[Тп. (1859) Д. 724. Л. 9}.
Вроде все понятно, кроме записей в начале текста - Тп. 595-578. Р. 7-9. и в конце - [Тп. (1859) Д. 724. Л. 9}. Что они означают? Как их расшифровать?
Благодарю заранее!

Тоймеево
Тп. 595-578. Р. 7-9. -тептяри мужского пола - 595, женского пола - 578; русские муж. - 7, жен.9.
[Тп. (1859) Д. 724. Л. 9} по данным ревизии 1859 года проживали тептяри муж. - 533, жен. - 510. Сведения из ГГИА РБ, фонд И-138, опись 2,дело 724, лист 9.

Рахмат, рахмат! Спасибо! Теперь понятно.
Известно ли как могли оказаться тептяри в этих краях? Интересно, откуда они пришли в деревню Таймеево? Благодарю заранее!

Почти в каждой деревне написано есть училище. Что значит училище в то время? Это школы что ли? и сколько лет тогда обучались в училище? Спасибо.

гульЖАМИГА
Есть несколько версий происхождения слова тептярь.
1) Тептяр (типтэрзэр) слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег.
2) ТЕПТЯРИ - название части небашкирского населения, жившего в 18 - нач. 20 вв. среди башкир. В состав Тептярей входили татары, мишари (или мещеряки), удмурты, марийцы и мордва, персы, калмыки и т.д. сохранявшие свои языки и культурные особенности.
3) ТЕПТЯРИ - ряд иссл. выводит этимологию этого слова от персидского "дэфтэр" - "список", реестр (П.И.Рычков, В.Н.Витевский), "книга с регистром" (У.Х.Рахматуллин); от чуваш. "типтер" - "бирка с зарубками" (Г.Коммисаров). Версию трансформации баш. слов "тибе-тибеле-типтере" в знач. "вытеснять (ся)", "выталкивать (ся)", "быть отвергнутым" предложил А.З.Асфандияров.
4) И наконец, самая простая версия, по-мордовски (диалект эрзя) - тейтерне, тейтерькине, тейтерьтяка, од тейтерь означает девочка, девушка

Я Урал.
По исследованным мною источникам, изначально в тептяри записывали тех, то не мог обозначить свою национальность. К середине 18 - началу 19 века значение слова тептярь изменилось и стало означать сословие.
Но в простонародье сохранилась память о его изначальном значении (это я знаю от прабабки). Правда в значение этого слова было вложено еще что-то, чего я по малолетству не понимала.
Сразу хочу сказать, что ссылок на источники не сохраняю.

НГ, мне конечно интересны, что это за источники, т.к. я непосредственно изучаю историю Южного Урала и сталкивался с архивными источниками, преданиями, шежере и прочими материалами, и прямые и косвенные источники указывают что тептяри были из татар, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов.

Я Урал
Все сведения, приведенные мною в пп 1-3 взяты из материалов татарских и башкирских историков. Заключение по п.4 сделано по результатам изучения эрзянско-русского словаря.
Вчитайтесь, на мой взгляд, Ваши слова подтверждают мою реплику дилетанта.
Боюсь, что для русских чиновников, которые проводили первую перепись населения, большой разницы между марийцем и удмуртом не было, если они четко не могли донести переписчику сведения о своей национальной принадлежности в силу непонимания русского языка .
Помимо истории Башкирии я интересуюсь еще и Поволжьем. Так вот, названия народам давались иногда огульно. Разные генетические гаплогруппы населения объединяли общим названием в одну национальность. Причем себя эти люди с новым названием до революции не идентифицировали, соблюдали свои родовые и языковые традиции.
Я, конечно, не историк, но нигде больше не встречала ни национальности, ни сословия с названием тептярь.
Единственно разумное для меня объяснение этого термина - это происхождение слова от татарского типтэрзэр, как наиболее реального по смыслу и происхождению, либо от эрзянско-мокшанского тейтерне, как наиболее близкого по звучанию (но это в случае очень большого допущения в условиях переселения эрзи, мокши и мишарей с Волги на территорию Башкирии)
Цитата из ВикипедиЯ: "В разное время термин имел разные значения. Вопрос о происхождении и формировании данной этногруппы на сегодняшний день является дискуссионным"
Ну а вообще, как это ни печально, для меня информация о тептярях - фоновая. Меня больше интересует, зачем и откуда Демидов привез своих крестьян в Белебеевский уезд? Никакой информации о расположенных там его заводах и рудниках я не нашла. Если подскажете - буду очень благодарна!

Добрый день! Хотелось бы узнать о своем деде Рахимов Ямил где то 1900 года рождения, и о его родных, его жена Зайнаб 1907 г.р. (история бабушки мне извесна) Проживали Башкортостан.Туймазинский район.село Старое Кандры.Их дети Сылубика (1931 моя мама) и Габтелгани (1928) дед умер когда дети были маленькие,бабушка вышла замуж с 2 детьми,а вот о деде я ничего не знаю даже и отчество.

в принципе отчество выяснить не проблема, главное чтобы метрические книги сохранились, возможно он попал в с/х перепись 1917 г. хотя он был молодой.
деревня кажется башкирская относиться к роды Канглы. если интересует сотрудничество пишите мне ural.khasyanov@yandex.ru