Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Смотрим другую книга
С. Е. Малов.
Памятники древнетюркской письменности.
Тексты и исследования.
Издательство Академии наук СССР.
Москва 1951 Ленинград.
Слово Kül - Кюль объясняется как принц. Написано с большой буквы.
Слово kül - кюль показывается как глагол и объясняется как - смеяться. Написано с малой буквы. Также показано, что в башкирском языке имеется слово köl означающее смеяться.
Но принцев в Сибири не существовало. Но мы попробуем его сопоставить со словом “знатный”.
А “смеяться” к имени может не подходить.
Что мы имеем в беглом итоге.
Кюль – знатный, именитый.
Чору – какой-то титул, сан. Сопоставим его – вельможа. В современном языке что-то не нашёл сопоставления.
Кюль Чору – знатный вельможа.
Может быть у кого-то получиться дать более точное определение.

Сейчас просмотрим книгу:
В. В. Радлов.
Опыт словаря тюркских наречий. Том II. Часть 1.
С.-Петербург. 1899.
На одной из страниц стоит печать, что эта книга находится в библиотеке Стенфордского университета.
Из предисловия узнаём, что исследования производились Радловым 1859 году на Алтае.
Изучение орхоно-енисейской письменности только началось.
В книге находим слово “коlчiр”. И узнаём значение слова. Значения противоположны по характеру качеств человека. От резко отрицательного до резко положительного. То есть, с одной стороны человек – негодяй. С другой стороны человек – хороший.
Ещё раз напомню, что слова собирались на Алтае, начиная с 1859 года. Имя Кальчир на Урале было известно ранее этого года. До этого события, за 200 лет назад, изучается мною исторический персонаж Калчир.
Внимательно посмотрим на слово “коlчiр” написанное вязью. Вязью написано “кулчир”. То есть первые три буквы означают “раб”. Но, конечно, можно прочитать и “кюльчир”. Что более соответствует Кюль Чору. Поэтому, слово в словаре В. В. Радлова подвергается сомнению в правильности. И ещё раз напоминаю, что изучение орхоно-енисейской письменности только началось в то время.

Подозрительная запись. Возможно, Юлгайка Емакаев - Юлукай Юмакаев. В записях аманатов (предыдущий снимок) фигурирует Атяс тархан из деревни Кальчирова Тямьянской волости. Много совпадений по этой местности.

Выписываем всё, что связано с деревней Кальчир в Тамьянской волости на Ногайской дороге.
Из книг по тарханам и аманатам.

Тамьянская волость. Деревня Кальчир.
Тлявберды - тархан
Колчура Тлявбердеев.
Уракай Тлявбердеев.
Атяс Тлявбердеев.

Ещё имена в деревне Кальчир.
Акимбет Карасманов.
Енчугур Шигаев.
Салтанай Аккалкаров.
Иткиня Атасев.
Урусай Шугуров.
Юлукай Юмакаев.
Сюерка Чувашен.
Утяш Аккочкаров.
Сюаргул Салтанаев.

Тамьянская волость без деревни.
Ялукей Аткасев.
Мангуш Аткасев.
Сюлейман Муслюмов.
Канчура Теникеев.
Девлет Теникеев.
Апас Мамбетев.
Салташ Мамбетев.
Рахмангул Тлявбердин.
Раман Тлявбердин.
Юмагузя Юмагулов.
Мухамбет Бекзянов.
Смикей Бекзянов.
Масегут Кебясев.
Кудаш Апасев.

Записи тарханов по Тамьянской волости. Снова и по годам.

Ногайской. Тамьянской.
1734 год.
Тархан Масегут Кебесев с сыном.
Тархан Кудаш Апясев с сыном.

Ногайской. Тамьянской.
1735 год.
Емагузя Емагулов з детми.

Ногайской. Тамьянской.
1735.
Явгилде Тевкеев.
Потому что у Емагузи отец тархан.

1735.
Тамьянской.
Тархан Мухамбет Бекзянов.
Его брат Смикей з детми.

1735.
Ялукей Аткасев.
Мангуш Аткасев
Сюлейман Муслюмов.
Канчюра Теникеев.
Девлет Теникеев.

1735.
Бердыгул Умутбаев.
Рагат Умутбаев.
Девекел Умутбаев.
Низангул Умутбаев.

1735.
Апас Мамбетев.
Салташ Мамбетев.

1735.
Рахмангул Тлевбердин.
Раман Тлевбердин.

Аманаты.
1664 год.

Ицкие волости.
Тамянская волость.

Ксючка-Абыз Юлаев. В ево место быть Кизану тархану или Сарту Куб [а] бекееву или Ксюкову брату.

Ногайская дорога.
Деревня Калчюрова.
Акмбет Карасманов. В ево место быть Атясу тархану Тярубердеву, или Енчугуру тархану Шигаеву, или Салтанаю Аккалкарову.

1641.
Тамьянская волость.
Чикбой Карасманов. Тархан.

1671.
Бексейтей Исенбердеев.

О тарханстве.
И у выписки ж стольнику и воеводе Кондыреву Уфинского уезду Ногайской дороги тарханы с лутчие люди Ишмамет да Конкай Девлетбаевы и Роман Аккочкаров, Илимбет Тахтабулатов, Земмет Елкутуков по своей вере по щерти сказали тарханы де Кадырбак Байбахтин Тарханайку отец, ровно и тот до их Кадырбан умер тому з двадцать с шесть лет, а он де Тарханайко в службу поспел и тарханскую службу ево будет. РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 633.
В этой выписки мы определяем, что Роман Аккочкаров был с Ногайской дороги. В деревне Колчюрова есть Утяш Аккочкаров. Возможно, это братья. Но в списках по Тамьянской волости фигурирует Раман Тлявбердин. Надо изучить.

1685.
Тамьянская волость.
Чапылучка Керзегулов.

1685.
Тамьянская волость.
Иткиня Атасев
Урусай Шугуров.
Юлгай Емакаев.

Без даты.
Ногайская дорога. Тамьянская волость.
Ногайской дороги Тамьянской волости башкирец Сюяргулко Солтанаев просит написать его в свое место в тарханы брата своего Бетека Тулакова, а по твоей великого государя грамоте дана мне холопу твоему тарханская память с товарищи вместе с дядею моим… пожалуй меня по той своей грамоте в тарханскую память за своей печатью Уфимскому городу одному. И он написан в тарханский список и государеву службу велено ему служить. Тарханской грамоты ему не дано и память ему дана.
Есть ещё один документ, где подтверждают, что Суяргул Солтанаев был внуком Тлявберды из деревни Кальчирова Тамьянской волости.

1681.

Деревня Томьяк (Тамьян).
Тегибердей Башаев.
Ивел Юшуров.
Юманей Козебердеев.
Кокчей Тлейбер.
Утем Аккожаков.

Тамьянской волости.
Тикай Икбаев.
Суергул Салтанаев.
Шамсугур Утешев.
Бексентей Шербердеев.
Кучук Юлаев.
Колзал Таслюметев.
Ягус Кузелбердеев.
Девлетчура Ималеев.
Юмагул Ялкбеев.

1688.
Документ, о котором ранее писал, что Суяргул Солтанаев был внуком Тлявберды из деревни Кальчирова Тамьянской волости. Снимок отдельный.

Из документа появилась возможность узнать, что Колчура был сыном Тлявберды.
Тогда, возможно, что рядом существовали рядом две деревни Кальчир. Одна в Тамьянской волости. Другая в Курпеч-Табынской волости. И тогда, возможно, объясняется местность Калсер ылан в горах недалеко от реки Зилим. Но на территории современного Белорецкого района. И деревня Кальчирова в Тамьянской волости, возможно имеет какую-то связь с деревней Исмакаево в Белорецком районе. В ревизии 1816 года есть смутные намёки.
Пока рано делать выводы. Так как, в документе по ясаку за 1703 год написано “Деревня Кальчир на Смайле Кулакаеве”. Если дописать ещё одно слово, которое писали в те времена в документах, то получим. “Деревня Кальчир на башкирце Смайле Кулакаеве.” Тогда можно понять эту фразу. Старшиной был Смаил Кулакаев. Жил в деревне Кальчир. Которая переименовалась в Смаилова. Так как после 1703 года, нигде сведений о деревне Кальчир не найдено. И затем переименовано в Таишево. Но, пока это преположение.

Попытаемся понять запись.

1704 году февраля 3. По указу великого государя целовальник Дмитрий Дуров взял в государеву казну на Уфу окладного ясаку на Курпеч-Табынской волости на башкирцах на Беккуле Давлетберде и Векчуре Ембердеевых на Коксе Тукаеве и на Смайле Рукаеве с товарищи своего повытья платёж 58 куниц да в том окладе с чёрного и малого лесу с орешника две куницы деньгами за куницу по 13 алтын и две деньги за 60 куниц взято на нынешний год 1704 год. Целовальник Дуров печать свою поставил.

Попробуем перевести с русского старого языка на русский современный.

3 февраля 1704 года, по указу великого государя, целовальник Дмитрий Дуров взял в государственную казну в Уфу имущественный налог по Курпеч-Табынской волости от башкир Биккула Давлетбердина, Бекчуры Ембердеева, Коксы Тукаева и Смаила Рукаева и других жителей деревни. Уплачено: за 58 дворов – 58 куниц. За лиственный лес и ореховый лес оплачено деньгами в размере стоимости 2-х куниц. Стоимость 60-и куниц 13 алтын и две деньги.

Если интерпретировать так, то название деревни не фигурирует. Только перечисление имён.

Смотрим другую запись.

1732 году Ногайской дороги Курпеч-Табынской волости на башкирце Мышлаке Вактине Келдыше Емубетеве Узегуле Телеве, Баскуне Илчигулове Таклы Емубетеве с товарищи по их повытье 58 куниц по 4 гривны за куницу подымных денег с 60 дворов по 8 денег с двора да с малого черного лесу орешнику по 2 куницы.

Попытаемся перевести на современный русский.
В 1732 год, в Курпеч-Табынской волости взят имущественный налог от башкир Мышлака Вактина, Келдыша Ембетева, Узегула Телева, Бускуна Илчигулова, Таклы Ембетева и других с их дворов 58 куниц по цене 4 гривны за каждую. А также другой налог с 60-и дворов. По 8 денег со двора. И взят имущественный налог за рощу лиственного орехового леса в размере 2-х куниц.

Название деревни не фигурирует. Но, уже вероятно, можно опознать по Келдышу Ембетеву.
Келдыш Ембетев уже где-то мелькал в документах. Похоже у Кузеева в шежере.
Возможно, что эта запись перекликается с предыдущей записью. Но, почему написано, что Курпеч-Табынская волость. К этому времени она уже разделилась.

Далее попробуем понять записи в хронологическом порядке, а не как написано у Асфандиярова.

7173 (1665) году апреля в четверг по указу великого государя уфинец Роман Серогеев сын Трусов взял в казну великого государя Ногайской дороги с деревни Емяковой с башкирцев на Смайле с товарищи по 8 денег принел Афанасий Нефедин…

Расшифруем.
В четверг, в апреле 7173 (1665) года, по указу великого государя, уфимец Трусов Роман Сергеевич, получил налог с деревни Емяковой от башкира Смаила и других по 8 денег. Принял в кассу, кассир Афанасий Нефедин…

Не указано количество дворов. Не указана полная сумма для определения количества дворов.

Следующая запись.

1703 году 4 генваря по указу великого государя уфинец Осип Васильев сын Лопатин взял в казну великого государя подымных денег деревни Кальчир на Смайле Кулакаеве с 30 дворов по 8 денег на нынешний 1703 год и те деньги принял целовальник Иван Бусыгин.

Расшифруем.
4 января 1703 года, по указу великого государя, уфимец Лопатин Осип Васильевич получил налог от деревни Кальчир, от Смаила Кулукаева. Налог уплачен за 30 дворов. За каждый двор по 8 денег. Всего 240 денег. Уплачен налог за 1703 год. Деньги получил кассир Иван Бусыгин.

Если сравнить первые две предыдущие записи, то заметим, что количество дворов не совпадает. В первых двух 60 и 58 дворов. В этом случае 30 дворов.

Подошла жена. Почитала на мониторе и спрашивает. Кто такой целовальник. Пришлось объяснять, что это чиновник, который принимает налоги у башкир и в награду целует зад у башкир. Посмеялась и пошла варит суп.

В книге Кузеев Р.Г. (отв. ред.) - Башкирские шежере. (1960), найдено на страницах 62 и 66 косвенное подтверждение, что Исмак может быть именем Исмагил. Шежере башкир минцев деревни Мурадымово. К деревне Юлуково это шежере не относится, но есть факт сопоставления имён. В деревне Юлуково фигурируют Яушевы. В книге Асфандиярова по военным служащим, есть список составленный в 1847 году, где сыновья Яуша фигурируют под фамилией Смаков. Возможно, что такая трансформация имени: Смакай – Исмак – Исмагил – Смаил. У Асфандиярова в выписке из документа фигурирует Смайл Кулакаев. Возможно, это Смаил Кулукаев и есть Смакай.
С деревней возможно такая трансформация: Кальчир – Смаилова – Таишева. Документальных подтверждений нет. Но, пока необходимо работать в этом направлении. Возможно, подтвердятся факты, а возможно, что будут опровергнуты. Смакай имя алтайского типа. Исмагил имя магометанского типа. По деревне Кальчир нигде не указано, что находится у реки Зилим. Указано лишь, что вблизи Караульной горы.

Выписываем подозрительные записи из книги:
1756 год. Башкиры и мишари – участники похода русской армии в Пруссию 1757 г. Составитель Васильев И. М.

Деревня Таишева.
Юсуп Мансуров. Стр. 20.
Карабута Игишев. 40.
Надыр Усеинов. 40.

Смакова.
Аллагул Меметев. 25.

Мрясева.
Байгул Арасланов. 26.
Сафаргул Раслангулов. 27.
Масегут Утемышев. 34.
Сююндук Бекъкинии. 34.

Муразова.
Япар Сипаев.27.

Апасева.
Мансур Муртазин. 30.
Саты Баширов. 30.
Ибрагим Уразов. 30.

Акташева.
Атангул Атымбетев. 31.

Сабаева.
Тапей Ишимов. 39.
Муса Уразметев. Мещеряк. 49.

Сюбаева.
Муса Курмаев. Мещеряк. 49.

Месетлина.
Муса Мустафин. 41.
Кусик Ильчимбетев. 41
Чураш Мустафин. 41.

Смагилова.
Ремгул Рабемангулов. Мещеряк. В это время деревня по видимому уже называлась Таишева. Следовательно, это другая деревня. 54.

Ибрагимова.
Амир Исмаилов. Мещеряк. 59.
Гаит Сюнчалеев. Мещеряк. 59.
Бекчюра Ишмаев. Мещеряк. 60.

Аташева.
Зюбеир Амиров. Мещеряк. 60.
Салим Абдрезяков. Мещеряк. 60.

Каишева.
Искендер Кутлумбетев. Мещеряк. 62.
Абдряшит Усеинов. Мещеряк. 62.

Даушева. Мещеряки. 64.
Рахметъулла Юмашев.
Максют Усманов.
Ахмер Юнусов.
Абдусалом Акбердин.
Аблези Бекметев.
Габдулманнян Сеитов.
Бакир Галеев.
Якуп Абилев.
Алмухамметъ Асеев.
Габдрешит Габдекаев.
Рахмангул Курманаев.
Ташбулат Юнеев.
Юмай Юсупов.

В документе 1703 года фигурирует Смаил Кулукаев. Документ о налоге.
В документе указанный Нил.
1730 год. «да Табынской волости башкирцу Килмекею Уранымбетеву п детям ево Келчюре, Медияру. Смайлу Килмекеевым детям».
Документ 1730 – дети Смаила Килмекеева. Документ о припуске.
Также за 1730 - Килмекей Ураныбетов и дети его Келчура, Медияр.

Попробуем свести в таблицу с возможным осмыслением.
Тогда, можно предположить, что Калмак вполне может быть Кильмяком. Который встречается в некоторых документах, как Кальчир Кильмяков.
То, что Смаил Килмекеев также переселился, не сказано. Переселились его дети. Если это дети Смаила, старшины деревни Смаилово, то возможно Смаил умер или остался в деревне.
Нил верно заметил, что событие относится к местности близ современного Утеймулино.

Вернёмся к карте 1737 года.
Карта датируется 1737 годом. Сколько лет делалась карта – неизвестно.
Но будем делать предположения. Начала готовится к выпуску один год. 1736 год.
Данные собирались воедино два года. 1734 год.
Собирались данные минимум пять лет. 1729 год.
Тогда, возможно, данные на карте относятся к 1729 - 1734 годов.
Если, рассматривать данные карты с этой точки зрения расчётов, то Смаилово было переименовано около 1730 года. Если предполагается, что дети Смаила Кулукаева с этой деревни, то они попадают в этот период. И переселились в 1730 году. Имена не написаны, что даёт некоторые основания, что они несовершеннолетние. Но могут быть не записаны по другой причине.
Но, уже есть предполагаемая зацепка, которую следует подтвердить или опровергнуть.
Пока не вижу имён детей Смаила. Имена детей могут дать какой-либо факт.
Тогда возможно, что Таиш Иткинин (Ишкинин) стал старшиной в 1730 году в деревне Таишева.

Подтверждение того, что данные о Суергуле Солтанаеве соответствуют действительности.
УФИМСКАЯ ПРИКАЗНАЯ ИЗБА-РГАДА ФОНД 1173
№ 276.
Свиток без году по просьбе Тамьянской волости башкирца Суергулки Солтанаева, о дачи ему на тарханство памяти.

Прислали подтверждение, что на карте Уфимского наместничества (составители Либен, Ушаков) 1786 года отмечена деревня Юлукова.
Так как карты предыдущие существовали, то составление этой карты, вероятно, уложили в два или три года. Тогда, возможно, данные на карте относятся к 1784 году. Промежуток возникновения деревни Юлукова снизился с 1755 по 1784 годы.

Прислали также ещё небольшие фрагменты карты. За 1774 и 1779 годы. На карте 1774 года показаны Апасева и Тасева. На карте 1779 года показана Атасева. Юлукова появляется на картах с 1786 года. Делаем поправку на время. Карты делались примерно два года. Промежуток возникновения деревни Юлуково сузился от 1777 до 1784 годов. Промежуток в 7 лет. Уже неплохо.

На основе документов, подтвердилась ветка Аги в шежере найденной Кузеевым.
Аги – Килтес – сыновья Кутлу, Буран и Кунакбай. Сыновья Кутлу – Именкул и Сабай. Сыновья Бурана – Яуш и Каип. У Кунакбая – пока неизвестно. Но известно, что он был полковником у Пугачёва.
Далее, пока не подтверждённые факты, но думаю, что они подтвердятся.
Ветка Яуша закончилась в 2000 годах. Дочери последнего потомка Яуша живут в Италии.
Ветка Сабая существует и поныне. Живут в Уфе.

Вернёмся к книге.
Башкирские исторические предания и легенды. Издательство Китап. Уфа. 2015.
Автор-составитель – доктор филологических наук Ф. А. Надршина.
Рецензенты: доктор филологических наук академик АН РБ Г. Б. Хусаинов, кандидат исторических наук профессор А. З. Асфандияров.
В книге, как писал ранее, фигурируют Башаргул и Юлкай. Написано, что Юлкай сын Башаргула. Но Хадыем Юлмухаметовым и Рахимьяном Юлуковым, эта запись была осмысленна и понята. Легенда, по всей вероятности, была создана в более позднее время. Когда, уже почти никого не осталось в живых из людей, которые помнили время Пугачёвского восстания. И чуть позже были созданы стихи о Башаргуле и Юлкае.
И в легенде переставлены местами имена отца и сына. Тогда, в этой легенде следует читать, Башаргул сын Юлкая. И с этой точки зрения, всё встаёт на свои места.
Что дала нам легенда. Настоящее имя Юлука. Имя Юлкай. Следовательно, полное имя Юлукай.
Что дало изучение легенды. Башаргул сын Юлкая. Башаргул погиб во время Пугачёвского восстания. Имена в легенде переставлены местами. В хронологическом порядке, все персонажи из исторических документов совпали.
Также нам дало первое упоминание о Юлукае, чьим именем названа деревня. Пока нет данных, была ли переименована деревня Апасева в Юлукова или это отдельное место. Но, пока косвенные данные указывают на переименование. И, тогда возможно, указывается на приблизительную дату смерти Апаса. Чуть более 1775 года.

В книге Г. Х. Умурзакова Древние башкиры, попалась запись о Базаргуле Юнаеве. Откуда он взял этот факт, мне неизвестно. Но, возможно, это подтверждение легенды о Башаргуле и Юлкае. Где искать этот документ, пока не знаю. Пока приходиться бегать с бубном.
Также, нашёл у Асфандиярова, Табын. т. 28. ч. 2, параграф 2. Происхождение и родственные связи восточных табынцев по данным генетических исследований, написание имени Кутлуг. Что соответствует древнему тюркскому языку.
По деревне Кальчир. Одну деревню Кальчир, которая существовала в 17 веке в Тамьянской волости, вероятно можно отбрасывать. Возможно, она была в районе нынешнего урочища Кальцыр Ылан в Белорецком районе. Недалеко от реки Зилим. По расчётам, в 1663 году, встречающие Кучума, не могли бы доехать до туда за один день, день побыть там и день на обратную дорогу. Только в одну сторону ушло бы три дня. В районе современного Таишева, это возможно. А деревни Кальчир-Бураново ещё не существовало. Образовалась она в 1747 году.

В книге "Башкирское войско в Польском походе (1771-1773) сборник документов. сост. И. М. Гвоздикова, Б. А. Азнабаев, К. А. Мухамедьярова." указано, что Таиш Иткинин, старшина Тамьянской волости, Ногайской дороги. Это ошибка составителей или это другой Таиш Иткинин. Страница 103.

Добрался до Коварды. Книга “Атайсал. А.Камалов. Ф. Камалова.” Есть запись: “Ҡауарҙы (Каварды). Табын. Ҡәлсер-Табын. Ыуаҡ (шыуашбирҙе) араһы, теүәш (теүәйбирҙе) араһы”. Сравнил с шежере у Кузеева. Возможно, что совпадение с Суашбирде. Теперь, пошла работа по другой ветке. Ветка Агий подтвердилась и дополнилась. Принимаюсь за другие ветки. После Агий, пока тёмное пятно. И с деревней Кальчир и с самим Калсером – тёмное пятно. Примерное время его жизни определено, но тогда выпадают трое из шежере. Головоломка. Бубен пока держу при себе.

Восстания.
1586 -1587.
1663. Правнук Кучума – Кучук.
1681 – 1684 годах – Сеитовский бунт.
1704 – 1711.
1735 – 1740. Сесен Килтес Агиев. “Главный завотчик бунту”.
1755. Пугачёвское восстание.

Может взгляд на историю деревень через их родовую принадлежность даст какую-то информацию. Много интересного по этому роду есть в указанной ниже книге Кузеева.

Кальсер - род в составе западных табынских башкир. Этноним калджыр встречается также у кыргызов Тянь-Шаня и в названии реки Кальджир на Южном Алтае и Восточном Казахстане.

Содержание
• 1 Родовой состав
• 2 Фамилии
• 3 Анализ Y-DNA
• 4 Населенные пункты
• 5 Этноним
• 6 Библиография

Родовой состав
(Родовые подразделения: аккуз, бире, юныс, кускилде, кыйгас, сукай, туркмен, тырнак, уранкай, ябалак, каварды).

Фамилии
Вахитовы, Гафуровы, Исхаковы и др.

Анализ Y-DNA
Гафуровы принадлежат гаплогруппе E1b. Потомки старшин рода кальсер относятся к гаплогруппе R1a.

Населенные пункты
Каварды (Гафурийский район Республики Башкортостан) и др.

Этноним
Этноним 'кальсер' (еще один род в булгаро-мадьярской группе), который состоит из двух компонентов: каль (кол, куль) -\- сер (чер). Элемент каль (куль) легко сопоставляется с первым компонентом печенежского племенного названия из списков Ал-Масуди и Константина Багрянородного: käl + пэi, kÿl+пэi. Второй компонент печенежского этнонима — пэi, bej, башкирское бий — означает «родо-племенной вождь», «князь». В башкирском и киргизском вариантах этнонима присутствует эквивалентное окончание, также известное печенегам: čur<чер, сер — печенежский военный титул.

Библиография
Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М. Наука, 1974.

Спасибо Нил за информацию. Буду изучать все возможные варианты. О печенегах ничего сказать не могу. Не изучал этот народ. Но, изучение названий, которые есть в европейской части России, наталкивают меня на мысль, что сибирские, уральские народы шатались по территории свободно. Куда захотели, туда и пошли. В истории так напутано, что современным учённым историкам приходиться ломать голову. Когда учился в школе, то учителя истории вдалбливали нам в голову, что Москва происходит от двух слов – мост через реку Ква.
Я не придавал этому значение, но сейчас думаю, что это имя Москов (или что-то в этом роде). Так же, как и украинцы считают, что их герб, сокол летящий в пике. Мне думается, что это тамга Батыя (Бату хана). Попробовал теоретически составить тамгу отца Чингиз хана и последовательность совпала. В трудах историков написано, что отец Чингиз хана отделился от своего отца и соответственно он должен был иметь новую тамгу. А простейшая первоначальная тамга – уголок. Но, это мои домыслы.
В детстве, где-то читал о печенегах, что они не относятся к русичам. И вскольз они упоминались в учебниках истории.
Спасибо за объяснение слова Кальсер с вашей точки зрения. Несколько вариантов объяснений этого слова, могут вывести на настоящий его смысл.

На памятниках орхоно-енисейской письменности 8-го века встречается народ кырказы. Который, ученые историки считают, что они предки современных киргизов. Где они находились, на территории современной Монголии или на территории Сибири, сказать не могу. Не изучал. На каком-то из памятников письменности указано их место расселения.

Ещё сильнее путаница. В книге написано, Тенгрибирде родоначальник Калсер-Табын. В другом, написано, что он отец Кальчера. Думаю, что это одно понятие. Не отец Кальчира, а родоначальник Кальчер Табын. Но это не объясняет фокусы с временем. Возьмём другое шежере. Между Агием и Кильмяком вписан Габдулла. Но в документах везде встречается Кальчир Кильмяков. Какой-то левый персонаж Габдулла. Да и Кузеев пишет, что это левый персонаж. И предыдущие перед Кальчиром не вписываются во временной промежуток образования Кальчир-Табын. И после Кильмяка трое пока не вписываются. Тенгрибирде - примерно 1500-е годы. Кальчер-Табын образовался примерно 1676 год. Тогда, возможно, что трое перед Кальчиром до Аги, это братья Кальчира. Пока бубен мне в помощь. Начинаю совершать танцы с бубном вокруг этих шежерёжек. Очень запутанно. Или шежере из книги необходимо привести к линейному виду. Если Майки-бий жил во времена Чингиз-хана, то до Арслан бия прошло примерно 100 лет. Ислам как религия ещё не была. Но имя Аллабирде, чисто магометанское. Это невозможно в 1300-х годах. И Худайбирде также не вписывается. Пока я в трансе. Бубен не помогает.