Раскопанный храм

Опубликовано Dars - пт, 07/07/2006 - 08:22

http://www.mkufa.ru/index.php?cat=18&artid=5248

В Башкирии обнаружен памятник древней цивилизации
Культовое святилище бронзового века удалось обнаружить ученым в Учалинском районе Башкирии. Открытие редкостно по своей сути — подобных памятников, относящихся к III тысячелетию до нашей эры, в современности не слишком много, и все они не в России. Нет подобных святилищ и на территории СНГ. Аналоги встречаются в Западной Европе — Германии, Чехии, Словакии, Великобритании. Самый знаменитый — британский Стоунхэндж, сейчас ученые спорят, сравнивать ли башкирскую находку, названную Бакшаем, именно с ним.

--------------------------------------------------------------------------------
Справка «МК»:
Наука археоастрономия родилась на стыке археологии, антропологии, мифологии и астрономии. Иногда она называется археологической астрономией, потому что имеет дело с астрономическими знаниями и верованиями, с одной стороны, и практической деятельностью, с другой. Археоастрономы осваивают интеллектуальные достижения древних цивилизаций: строительство мегалитов (каменных сооружений) как объектов астрономических наблюдений и создание изображений (символических фигур) астрономической тематики.
Тайны древних

Пока археологи затрудняются дать определение башкирского открытия, по их мнению, прошло слишком мало времени для исследования и осмысления древнего сооружения такого уровня. С точностью лишь можно утверждать, что Бакшай — это культовое святилище и археоастрономический памятник. Древний храм может представлять собой пятиугольник, вход в который ориентирован на юго-запад, причем, точно на вершину горы Янтык-Баш. Если провести прямую линию от открытого входа через предполагаемую территорию памятника, то она укажет на гору Беркет-Оя. Впрочем, это не удивительно, горы для людей в любых религиях всегда были священными. Кроме того, храм древней цивилизации окружен рвами, перед входом стоит обтесанная глыба, возможно, родственница таинственных камней в Стоунхендже. Кроме сакрального камня, по обе стороны входа в святилище были вкопаны четыре мощных столба, археологи обнаружили ямки, где крепились эти сооружения.
Что дадут научному миру раскопки первого на территории России энеолитического святилища такого масштаба, неизвестно, зато ясно, что открытие культового места станет сенсацией. Теперь и наша страна сможет похвастаться таинственным храмом древних, над предназначением которых ломают головы ученые и аналитики во всем мире. Кто-то считает, что наши предки строили сооружения как места поклонения Солнцу, кто-то, что найденные памятники — обсерватории, где астрономы наблюдали за ходом звезд и Луны. В случае с Бакшаем это может быть правдой, поскольку Луна заходит как раз за горой Янтык-Баш, а именно на эту возвышенность устремлен вход в святилище.
В отличие от Стоунхенджа, чьи тайны почти разгаданы, башкирское открытие свои секреты пока скрывает.
— Объект нуждается в полномасштабных раскопках, но прежде чем лопата археолога коснется земли, нужно провести исследование памятника дистанционными методами — геофизическим, геомагнитным и т.д. А раскапывать памятник нужно непременно с участием целой группы специалистов — почвоведа, палеозоолога, палинолога, — не сомневается участница экспедиции научный сотрудник Национального Музея РБ, археолог-исследователь Янина Рафикова. — Сами понимаете, отработанных методик нет, случай уникальный!
Мистические совпадения

Хотя наука и предполагала, что подобные археологические находки должны быть обнаружены и в России, башкирская экспедиция вышла на древнее святилище почти случайно. На аэрофотосъемке пятиугольник выделен нечетко, причем северная его сторона разворочена трактором. Башкирские археологи отправились на раскопки, руководствуясь лишь предположениями и догадками. Археологическая ценность этого места была обнаружена еще в 1965 году членом-корреспондентом башкирской Академии наук Ниязом Мажитовым, который и назвал ее Ново-Байрамгуловским поселением. Ученый обнаружил здесь фрагменты керамики и каменных орудий, скребки, придя к выводу, что здесь была стоянка древних людей эпохи бронзы, так называемая андроновская культура, но конечно, никак не мог предположить, что под поселением может оказаться памятник древней цивилизации.
— В то время экспедиции шли вдоль рек, аналогично пути, по которому тысячелетия назад расселялись древние люди, — рассказывает Янина Рафикова. — И Ново-Байрамгуловское поселение в этом плане очень удобное место: с трех сторон его окружают реки — Урал, ручей Бакшай и речка Миндяк. Сейчас памятник из Ново-Байрамгуловского переименовали в честь ручья — Бакшай. Мы называем это место не “стоянкой”, а “поселением”, хотя жилищных впадин не обнаружили — все давно распахано. Там, где почва нетронута, можно увидеть специфические следы, оставленные нашими предками — остатки жилищ, рвов, валов.
Как утверждает г-жа Рафикова, являющаяся специалистом по эпохе бронзы, до прошлогодних раскопок она археоастрономией не увлекалась, научные интересы были связаны с погребальными памятниками. Однако, теперь она будет вынуждена углубиться в эту науку, поскольку изучение культового сооружения древних без познаний археоастрономии невозможно.
— По каким признакам можно определить, что перед нами действительно древний храм?
— Конструктивные особенности оформления входа, специальные рвы, столбы — ближайшим похожим сооружением является святилище Тешетице-Коевице в Чехии. В Европе много похожих памятников, их давно копают и называют “ронделла”, “ротонда”, потому что такие объекты круглые. Возможно, форма связана с символическим мышлением древних. Есть и некоторые нюансы: в Тешетице-Коевице четыре входа, ориентированных точно по сторонам света, в нашем же случае — выявлен пока один.
— Легко ли вам дались раскопки?
— Археология — трудная профессия. Тут влияет и погода, и человеческий фактор, и работа в чистом поле… Пришлось работать с очень тяжелым грунтом, раскопки продвигались очень трудно. Я стараюсь придерживаться строгих научных фактов и не верю в мистические совпадения. Но все время нашей работы шел мелкий дождь, экспедицию, по-хорошему, нужно было сворачивать. Мы вылавливали моменты, чтобы сделать фотосъемку — никогда еще так суматошно не работали, ведь всегда стараешься упорядочить свою деятельность. Мало ли что в последний день преподнесет тебе материк. Материком мы называем такой пласт в почве, глубже которого уже нет никаких находок. Когда мы зачистили материк, открылась такая картина: рвы, глубиной от 40 до 80 сантиметров! Лопата не брала грунт, а как и чем древние люди их выдалбливали? И с какой целью они приложили столько усилий? Выглядело это так: два рва, либо разорванная траншея, и в этом разрыве точно посередине был поставлен большой обработанный камень.
— Как вы определили, что камень оказался в том месте не естественным путем?
— Отличить легко: материк, как правило — желтая глина, никакого гумуса там нет, а вокруг камня и под ним было сантиметра три почвы. То есть те люди, как мы сейчас предполагаем, зачем-то убрали почвенный слой, дошли до материка, зачистили его и поставили камень. Причем камень самый обычный, он ничем не отличается, на нем нет рисунков или знаков. Были обнаружены столбовые ямки — по обе стороны от “входа” когда-то были вкопаны четыре мощных столба — ямки достаточно глубокие.
Открытия и сокровища

Начальником экспедиции стал кандидат исторических наук доцент кафедры истории России ВЭГУ, специалист по сарматской культуре Виталий Федоров. Именно ВЭГУ выделил средства на организацию раскопок, и если бы не этот вуз — сенсационного открытия бы не состоялось. На следующий год готовится новая комплексная экспедиция, в которую войдут палеопочвоведы, палеоботаники, палеогеологи, палеозоологии, геофизики и, несомненно, специалисты в области археоастрономии. Средства на это обещает изыскать Национальный музей РБ, потому что находки с этого уникального памятника должны занять почетное место в его фондах. А в этом году нужно подготовить памятник для полномасштабных раскопок. Посильную помощь обещает и администрация Учалинского района, на чьей территории находится древнее святилище.
— Я, как исследователь, не хочу копать этот памятник устаревшими методами 50-60-х годов прошлого века, что еще встречается в нашей археологии. Этот объект уникален, он требует особого отношения, а не просто “откопать-посмотреть-закопать”, — говорит Янина Валерьевна, — Главная задача — изучить его комплексно, извлечь всю возможную информацию!
— Были сделаны какие-нибудь интересные находки?
— Находки, в общем, были обыкновенные, характерные для эпохи бронзы: керамика, очень много отходов каменной индустрии — отщепы, сколы. А в нижних слоях шли находки энеолитические, то есть гораздо более ранние. Если верхние слои были перекопаны-перепаханы, то нижние оставались нетронутыми, и в них находки датируются III тысячелетием до н.э. Они представляли собой также фрагменты керамики и энеолитические артефакты: серпентинитовая подвеска, замечательно сохранившийся кремневый наконечник стрелы, нож-тесак, костяная пуговица, хрусталь. Зафиксировали очень мощные золистые прослойки — древние люди выгребали золу из очагов, чистили жилища. Еще было найдено огромное количество костей животных — насколько мы можем судить, как домашних, так и диких. Причем, в разном состоянии — и обугленные, и измельченные. Имелись явные признаки поселения, но дело в том, что не было обнаружено следов самих жилищ. Мы предположили, что, возможно, древние строили каркасные наземные строения. Но пока это в области гипотез. Аналогов в России нет, но, например, в Казахстане в степях могли быть протоюрты.
— Не возникало трудностей с местными жителями?
— Проблема в том, что местные жители и заезжие туристы уверены, что смогут, раскапывая памятник, обнаружить древние сокровища — и копают! А ведь самовольные раскопки только разрушают уникальный археологический объект.
— Существуют ли версии неземного происхождения святилища?
— Ни в коем случае. Никаких “зеленых человечков” и взлетных площадок для НЛО, это все ерунда, — уверена Янина Рафикова. — Люди склонны искать что-либо уникальное за пределами своего мира, и не предполагают, что гораздо более ценные находки можно обнаружить буквально у себя под ногами.