Статус в магометанских метрических книгах

Опубликовано Салават Хусаинов - вт, 06/21/2016 - 14:47

Здравствуйте!
Прошу помощи у доков по магометанским метрическим книгам по разъяснению такой ситуации.
По последней 10 ревизии у персоны статус сына служилого татарина несущая лашманную повинность.А в метрической книге за 1895 год записан статус Хлебопашца (игенче), хотя у большенства записей у других стоит статус "мишэр" (мещеряк).Из-за чего мог поменяться статус? Прикуплена или оформлена в собственность земельный надел?
Речь идет о Казанской губернии.
Встречал смены статуса "служилого татарина" на "башкирец" после приобретения в собственность земли в конце 19 века в Уфимском уезде

На самом деле,Руслан, точно такая же ситуация как и Урал написал.В метрической книге написан "зирагатче", в списке военнообязанных "хлебопашец", фактически потомственный мишар с 18 века.Причем и у его троюродного брата такая же история.На границе 19-20 веков приобрели фамилию от предка жившего на границе 18-19 веков (причину не смог уточнить)

Ни в татарском ни в башкирском словаре - НЕТ слова ЗИРАГАТЧЕ

А вообще, сейчас развелось много умников, которые утверждают, что в "Метрический книгах" в разделе о рождение ребенка, после слова отец – указана его национальность, а только потом его имя.

А разве может быть ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ – национальностью?

Ринат,

Ни в татарском ни в башкирском словаре - НЕТ слова ЗИРАГАТЧЕ.

Правильно, это заимствованное слово.
Арабско-татарско-русский словарь заимствований
Хамзин
Махмутов
Сайфуллин
Арабизмы и фарсизмы в языке татарской литературы
дает перевод этот слова, как "земледелец".

А вообще, сейчас развелось много умников, которые утверждают, что в "Метрический книгах" в разделе о рождение ребенка, после слова отец – указана его национальность, а только потом его имя.
На самом деле, после слова отец, указано может быть все что угодно, тем более в ранних МК.
Так, например, сословие, ФИО, просто имя, место жит-ва и т.д...
В данном случае, полагаю, имеется в виду "земледелец", как сословие...
Применялось, по моему мнению, как синоним слова "крестьянин".

А разве может быть ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ – национальностью?
Может быть сословием.

Салават,

На самом деле,Руслан, точно такая же ситуация как и Урал написал.В метрической книге написан "зирагатче", в списке военнообязанных "хлебопашец", фактически потомственный мишар с 18 века.Причем и у его троюродного брата такая же история.На границе 19-20 веков приобрели фамилию от предка жившего на границе 18-19 веков (причину не смог уточнить)

а в чем вопрос?
ну да, мишар-земледелец...
мишари - это субэтнос.
писали в метриках их, отдельно.
если, скажем, проживали в деревне и мишари и башкиры и ясачные татары,
они их там делили на сословия.
т.е. мишар - сословие, ясачный - сословие и т.д.
бОльшая часть мишарей - это потомки феодальной знати, которых за отказ принять христианство, разжаловали в крестьян и наделили землей.
стал он земледельцем, исполнилось ему 25 лет, пошел он в армию, в этом же нет ничего такого...
я вот потомок мишарина, переводчик, призовут меня - пойду служить :)))))
ну и запишут меня татарин-переводчик солдат Руслан :)))
не нужно слишком так забивать себе голову всем этим.
конечно, каждый случай можно в отдельности рассмотреть, если это интересно.
зирагатче - это архаизм.
так же, как и заужа, она же хатын, она же жена.
в процессе переводов, много архаизмов и синонимов встречается.
еще нужно и диалекты учитывать.
например, вот недавно с Фидаилем обсуждали слово "кинде".
кияу кинде... пишут.
т.е. жених сам...
жених сам себя представлял при никахе.
порой пишут кияу узе... это нам всем более понятно.
много очень моментов.
хлебопашец, земледелец, крестьянин, все это и игенче и зирагатче, а порой и просто писали
русское слово "крестьянин" арабскими буквами на татарском, башкирском, казахском языках...
короче говоря, это как кафе ПАРАДАЙЗ!
когда пишут вывеску с английским словом, русскими буквами :)))
много написал... останусь в надежде быть понятым...

тяжело сказать но тоже встречал не стыковки допустим записаны как зирагатче а на самом деле они лашманные.

Урал,

Лашманы — государственные крестьяне, участвующие в заготовке корабельного леса.
зирагатче - это земледелец. он же крестьянин.
а лашман - это гос крестьянин см. выше.
тот же самый крестьянин.
сословие это.
а сословие - это соц прослойка.
прослойка духовных лиц - муллы, имамы и тд.
крестьяне
ясачные - платившие ясак
мишари
служилые татары - у этих привелегий чуть больше было
купцы
солдаты
мещане

на мой взгляд, раньше все было проще.
были богатые и бедные.
и были сословия.
сейчас же мы не живем сословием.
среди нас нет купцов и крестьян...
это все пережитки.
не было понятий таких.
ясачные, мишари, служилые - все это ТАТАРЫ.
вот их национальность.
остальное - сословия.

а если мы обратимся к оригинальному циркуляру МК на русском языке,
мы не увидим ни сословия, ни тем более национальности.
а увидим - состояние.
иными словами, писалось - состояние отца, и имена отца и матери.
кем были и кто были
http://www.bastanovo.ru/2014/02/tsirkulyar-magometanskoy-metricheskoy-k…

а если мы обратимся к оригинальному переводы (подстрочник которого готовил ваш покорный слуга),
мы прочитаем слово таифә ; ; 1) группа, группировка; бер таифә кеше — группа людей; партия (людей) 2) сословие; прослойка дворяннар таифәсе — сословие дворян, дворянское сословие 3) народность, племя, этническая группа мишәр таифәсе — (этническая) группа татар-мишарей.

графа
Баланың ата‐анасының һәм һәр ике тарафда улан бабасының 
исеме, әгәр дә булса фамилиясе, каю таифәдән идеге

под ней
атасы мишәр таифәсендән зирагатьче 
Нәҗмеддин бине Хәмидулла Енгулатов,
анасы Фатыйма бинте Салих Танеев

вот вам и сословие, и крестьянин (земледелец) и отец и мишарин и т.д. и т.п.
это оригинальная запись, для тех, кто не читает иске имля в оригинале.

http://www.bastanovo.ru/wp-content/uploads/2013/09/Issledovanie-i-publi…

сама же статья Мулланура Ишеева
http://www.bastanovo.ru/2013/09/issledovanie-i-publikatsiya-metricheski…

спорные же вопросы, помогает решать вот такая коллекция старинных словарей

[URL=http://radikal.ru/big/c6d50a7ccb1f4978b1aba7c4341798df][IMG]http://s015.radikal.ru/i332/1606/c7/2b5a3065ff8a.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/big/07024b59c06645ed8331768708da2d7c][IMG]http://s009.radikal.ru/i308/1606/35/7b2d35f99750.jpg[/IMG][/URL]

помимо них, есть много словарей в электронном формате.
если спорные вопросы будут, обращайтесь!

спорные же вопросы, помогает решать вот такая коллекция старинных словарей

[URL=http://radikal.ru/big/c6d50a7ccb1f4978b1aba7c4341798df][IMG]http://s015…]

[URL=http://radikal.ru/big/07024b59c06645ed8331768708da2d7c][IMG]http://s009…]

помимо них, есть много словарей в электронном формате.
если спорные вопросы будут, обращайтесь!

Ребята, всем спасибо за интерес к теме!
Наверное я не очень правильно изъяснил основную цель извлечения информации от вопроса.
В метрической книге указано имя родителя и имя родителя родителя. А у ребенка и его же троюродного брата 1889 г.р. по документам 20-30-х годов появилась еще и фамилия которая произошла от предка в пару поколения назад. Вот и не могу понять почему.Может было прошение о причислении к какому нибудь сословию или что то другое. Вся деревня за все времена служилая , предположительно переселенцы Темниковского уезда в середине конце 17 века от мурз Барышевых. Других сословий не видно,Семей пять в 18 веке крестились и позже перешли в другие селения.

Удивляет почему только у отдельных лиц только перевели в хлебопашцы. Остальные так и остались в тэйфэ(статус) "мишэр". И почему появилась фамилия не от деда-прадеда ,как правило в те времена, а от предка в 4 поколения назад жившего в конце 18 начале 19 века.

Ну, это у муллы, который записывал, спрашивать надо :)) А по поводу фамилии вопрос интересный. В моём древе по материнской линии, например, тоже фамилию взяли от предка, бабушкиного прапрадеда (от меня моих братьев троюродных, прямых его потомков по мужской линии - VII колено). В моём случае, думаю, это было связано с его соц. статусом: он был зауряд-есаулом, помощником юртового старшины. Такая же картина наблюдается и по др. линии от бабушки: там тоже юртовой старшина, причём уже с этой фамилией, а сама фамилия уходит в XVII век или раньше, только связать не получается с основателем: документов нет, устного шежере тоже. Так что, возможно, этот самый соц. "статус" и сыграл здесь роль. Не знаю, как в Вашем случае дело было...

Салават,

скорее всего, фамилии раньше появились у тех, кто был на службе у царя, т.е. у служилых татар.
у потомков ханской знати.
у потомков феодальной знати, у князей и мурз. иногда у духовенства.
а, да, еще у купцов. Яушевы троицкие, например...
т.е. у привилегированных сословий.
у моих - со стороны матери, фамилия прослеживается с 16 века - там служилые татары, тем более близ Касимовского ханства.
у отца - фамилия пошла с 1860 года - там обычные ясачные татары.
тем и можно объяснить наличие ранних и поздних фамилий.

тут все крестьяне - игенче.
игенче хлебороб, хлебопашец, земледелец; крестьянин || хлеборобский, крестьянский
сословие крестьян.
национальность - вам лучше знать.
либо татары либо башкиры...

Не можете подсказать, в магометанских метрических книгах встречались записи именно с фамилиями(кроме имени отца и имени отца отца ребенка)?
По другой деревне в метрической книге за 1870-80-х годов один такой случай встретил.Но там случай другой. Было прошение и утверждение княжеского рода Давлетьяровых в Уфимском дворянском собрании, но в Москве Сенат это дворянство не утвердил