Коренными жителями Туймазинского района были башкиры родо-племенных подразделений кыр-елан, канлы, байлар, киргиз, кубау. Однако основателями многих деревень вместе с ними выступали башкиры-припущенники, потерявшие свои вотчинные земли в бассейнах рек Степной Зай, Шишма, Минзаля и засевшие на вотчинных владениях кыр-еланских, канлинских и киргизских башкир. Башкирами рода кыр-елан в XV—XVIII вв. были основаны деревни Карат, Какрыбаш, Максют, Карамалы-Валит (Гафур), Байракатуба, Япрык, Тюменяк, Исмаил, Уязытамак, Верхние Бишинды, Карамалы-Тамак (Тимер). Канлинцы основали деревни Тюпкильды, Урмекей, Кандрыкуль, Кандры-Кутуй, Букай (Булат). Башкирами рода кубау были основаны деревни Сайран, Старый Арсланбек, в начале XX в. несколько семей этой деревни переселились на новые места и основали д. Новый Арсланбек. Башкиры киргизского рода основали деревни Аблай, Тукмак-Каран и Бятки. В XVII—XVIII вв. к башкирам-вотчинникам кыр-еланского рода стали подселяться тептяри из башкир и татар. Так, в д. Япрык в 1742 г. её житель Юлуш Япрыков припускал башкир-припущенников Байлярской волости Мензелинского уезда. Кыр-еланцы в 1739 г. составили договорную запись о припуске в д. Байракатуба тептярей из башкир Тамьянской волости, жители д. Карамалы-Валит (Гафур) припускали на свои вотчинные владения тептярей из башкир д.Мусино Юрматинской волости (ныне Мелеузовский район). Припущенниками-башкирами в 1723 г. была основана д.Нуркей. Договорная запись подписана Нуркеем Заитовым. Жители д. Верхние Бишинды в 1755 г. уступили часть своих вотчинных земель башкирам-припущенникам из Айлинской волости Троицкого уезда и Енейской волости Мензелинского уезда. Припущенниками-башкирами была основана д.Нижние Бишинды. Башкиры д.Тугызлы Айлинской волости в 1780—1786 гг.основали д.Балтай. В 1760 г. бишиндинцы припустили еще одну группу тептярей из башкир, которые основали д.Каран-Бишинды. Башкирами-припущенниками была основана (до 1755 г.) д.Карамалы-Губей. Тамьянские башкиры Бузулукского уезда в 1736 г. основали д. Татар-Улкан. На вотчинных землях кыр-еланцев в разное время засели башкиры-припущенники из западных и юго-западных племен и основали деревни Тукай (1765 г.), Аднагул (1783 г.), Верхний Сардык (1759 г.), Нижний Сардык (1713 г.), Агиртамак (1701 г.), Райман (1784 г.), Старые Кандры (1716 г.). На вотчинных землях канлинских башкир припущенники основали д.Ермухамет (1738 г.), Бикмет (1760 г.), Туктагул (1752 г.), Метевтамак (1714 г.), Ермунча, Бишкурай. Известны имена основателей некоторых деревень: Райман Рахманкулов (д. Райман), Аднагул (д. Аднагул), Субхангул (д. Субханкул), Арсланбек (Старый Арсланбек), Нуркей Заитов (д. Нуркей), Тюменяк Кудайметев и его сыновья Баязит, Бикташ и Давлет (д. Тюменяк), Усман Бардыбаев и Кулай Тенкеев (д. Максют), Япрык и его сын Юлуш (д. Япрык). Ряд деревень возник в результате переселения нескольких семей из старых деревень на новые места. Так, выходцы из д. Аднагул еще в XVII в. основали д.Субханкул, а выходцы из Субханкула в 1816 г. — д.Зигитяк. Переселенцы из д.Старый Арсланбек в 1905—1919 гг. основали Новый Арсланбек. В 1920 г. выходцы из Верхних Бишиндов основали д. Новые Бишинды. Вслед за тептярами из башкир западных и юго-западных племен на вотчинные земли стали заселяться нерусские народы Среднего Поволжья, преимущественно ясачные тептяри, чуваши, марийцы, служилые татары. Характерно, что тептяри из татар и других нерусских пришлых народов заселялись в башкирских деревнях, не основывая своих населенных пунктов. Совместное проживание способствовало их взаимной интеграции. Тептяри из татар вместе с башкирами несли пограничную службу, платили ясак, постепенно приобретали вотчинные права владения землей. Припущенники были заинтересованы в приобретении прав вотчинных владельцев и привилегий служилого сословия башкир. Поэтому они охотно принимали себе сословное положение башкир. Политика царского правительства по отношению к башкирам, мишарям и тептярам как единому военно-служилому сословию способствовала реализации этих стремлений. Материалы переписей конца XIX — начала XX вв. подтверждают факты полного слияния пришлых народов с башкирами. Однако постоянный поток пришлого татарского населения привел к численному превосходству последнего над коренными жителями района, что обуславливало деформацию башкирского языка, формирование его западного диалекта, близкого к татарскому языку. Смешанный брак, обучение детей на татарском языке, усилие мусульманского духовенства и особенно вульгарно-насильственная национальная политика в годы советской власти привели к тому, что значительная часть одной из самых сильных и многочисленных групп башкир теряла свое национальное самосознание и стала считать себя татарами. Из 112 сельских населенных пунктов Туймазинского района лишь 11 по переписи 1989 г. отмечены башкирскими. 17 деревень, основанных вотчинниками и башкирами-припущенниками в XVII—XVIII вв., по последней переписи «превращены» в татарские. К ним относятся села Бишкурай и Ермунча Бишкураевского сельсовета, села Ильчимбет и Япрык, д.Максют и Байракатуба Ильчимбетовского сельсовета, Карамалы-Губей, Тукай, Карамалы-Губеевского сельсовета, Карат Каратовского сельсовета, Старые Кандры Старокандринского сельсовета, Зигитяк и Субханкул Субханкуловского сельсовета, Киска-Елга и Татар-Улкан Татар-Улкановского сельсовета, Агиртамак и Райман (Кинзекеево) Тюменякского сельсовета. Татарскими оказались д.Атык, Тирян-Елга, Новый Арсланбек и Таш-Кичу, основанные башкирами в начале XX века. 21 башкирское село и деревни, основанные вотчинными и припущенными башкирами в XVII—XVIII вв., по переписи 1989 г. отмечены башкирско-татарскими: Булат (Букай), Туктагул, Каран-Бишинды, Нижние Бишинды, Гафур, Аблай, Исмаил, Какрыбаш, Тукмак-Каран, Балтай, Метевтамак, Уязы-Тамак, Старый Арсланбек, Кандры-Кутуй, Кандрыкуль, Старые Туймазы, Нуркей, Субханкул, Аднагул, Верхний Сардык, Нижний Сардык. Еще 12 башкирских деревень, основанных в начале XX века, по последней переписи волей чиновников-переписчиков стали башкиро-татарскими. Среди них д. Имангулово, Куюк-Тамак, Липовый Ключ, Мулла-Камыш, Новые Бишинды, Самсык, Бахчисарай, Кандры-Тюмекей, Каран-Елга, Каин-Елга, Карамалы-Тамак (Тимер), Мустафа (Бикташ). Основная масса деревень, испытавших на себе национально-политическую метаморфозу, приходится на долю Бишкураевского, Верхнебишиндинского, Ильчимбетовского, Какрыбашевского, Карамалы-Губеевского, Старокандринского, Субханкуловского, Татар-Улкановского и Тюменякского сельсоветов. В результате такой переписи в Туймазинском районе коренное население потеряло более 7 тыс. человек в деревнях, превращенных в татарские, и 9,5 тыс. в башкиро-татарских деревнях. По итогам переписи 1989 г., по данным местного статистического управления, в сельской местности района проживает 9588 башкир, что составляет 31,2% населения. В то же время татар 41613 чел. (47,1%), русских 2411 чел. (7,8%), другие народы —1538 чел. (4,8%). Идет процесс искусственной ассимиляции башкирского населения г.Туймазы. По данным местного статуправления, в г.Туймазы проживают 12748 башкир, или 14,4% населения. По материалам Башстатуправления, численность башкир г.Туймазы составляет 7700 человек. Разница составляет 5048 человек.
К сожалению, пока источник назвать не могу. Знаю лишь, что книга эта есть в БФИАН
Очень интересно, но слишком акцентировано на "татаризации" башкир :) Имхо это очень сложный вопрос, подходить к которому нужно очень аккуратно :) Вообще очень трудно провести границу между татарским населением и северо-западными башкирами.
Я бы вообще посторонился от подобного трактования истории деревень, районов. Имхо не хотелось бы на нашем сайте акцентировать внимание на национальность. Особенно не понравилось предложение "В результате такой переписи в Туймазинском районе коренное население потеряло более 7 тыс. человек в деревнях, превращенных в татарские, и 9,5 тыс. в башкиро-татарских деревнях."
Уважаемые господа - авторы статьи, при обсуждении вопросов, касающихся территорий, национальностей и т.п. целесообразно, наверное, спросить у самих людей, о которых идет речь, - что они думают по этому поводу... Поясняю: как такового с точки зрения абсолютного понятия национальностей "украинец", "татарин", "башкир", "хант" и пр. нет!! генетически нет ни одной "чистой"("чистокровной") нации. Все мы есть результат смещения генов, причем различных по своему происхождению (без ассимиляции/кровесмешения человечество бы просто вымерло). Поэтому все те, кто опрерирует понятием национальность для разграничения сферы собственных интересов, мягко говоря, пускают пыль в глаза... Национальность - это скорее ближе к понятию культурной принадлежности, базирующейся на платформе какго-либо определенного социального образования (землячество, союз племен и т.п.). Причем культурная принадлежность именно на современном этапе развития страны и общества. Если исходить из этого подхода, получается, что рассматриваемые населенные пункты условно можно назвать скорее "татарскими по культурному фундаменту/платформе" чем "башкирскими по культурному фундаменту/платформе". Таково мое ЛИЧНОЕ понимание этого вопроса... Родом я из с.Татар-Улкан, который упоминается в контексте, и знаю лично людей из многих перечисленных выше сел и деревень Туймазинского района. Так вот, оперируя реальными фактами, я однозначно скажу авторам статьи - там живут, исходя из принципа культурной принадлежности, татары, а не башкиры... Во-первых. Башкирскоий язык как таковой в общении не употребляется, хотя присутствуют некоторые слова, имеющие башкирские "корни" (например, слово "дур атай" ("дүр анай/әни"), что означает старшего мужчину (женщину) в семье - обычно деда либо старшего дядю (тетю либо старшую жену отца в дореволюционный перод). Для сравнения, на современно башкирском это слово пишется "зур атай", на современном татарском - "зур әти"). При этом не факт, что, скажем так, "протобашкирские" слова имеют исконно "местечковое" происхождение, так как параллельно с используются их синонимы (например, "карт әти", "бабыкай", "бабам", "нәнәй", "карт әни", "әбекәй" и пр.). На основании этого можно предположить, что слова могут быть и привнесенными извне, следовательно, говорить однозначно о башкирских либо татарских (или иных, например, киргизских, казахских и пр.) корнях основателей рассматриваемых населенных пунктов не представляется целесообразным. Это можно принять ТОЛЬКО НА ВЕРУ. А можно и не принять... Во-вторых. Отсутствуют какие-либо исторические свидетельства (по крайней мере, они нигде не афишируются, если таковые есть) о том. что основателями были именно башкиры. Насколько я владею исторической информацией (возможно в недостаточном объеме), письменных либо архитектурных памятников об этом также нет (разве что могильных камни со стертой временем нечитаемой надписями арабской графикой). Потому теория "башкирских основателей" тоже не имеет какой-либо почвы, как и "татарской"... В-третьих, как такового деления на национальности у татар и башкир в дореволюционной России не было. Об этом свидетельствует наличие единых поэтов и писателей (начиная от автора "Кыйсса Йосыф" и заканчивая Акмуллой, Галимджаном Ибрахимовым), единого литературного языка (арабской графики) и культуры в целом. Да, были "местечковые" культурные особенности, но они не противоречили общему тренду развития общетюркской базы всего населения края. Таким образом, наверное, будет правильным сказать, что до начала ХХ века народ(ы), которых в современных поятиях называют "татарами" и "башкирами", представлял(и) единое культурное пространство с единым культурным наследием. Т.е., по-русски, это означает, что до образования советской России, не было как татар, так и башкир. А была, исходя из вышеназванного мною принципа "культурной идентичности", одна нация (национальность, кому-как нравится) с множеством диалектов и говоров. И эти говоры на "местах" сохранились (к примеру, есть современная шутка, что в Бураевском/Ишимбайском/или любом другом районе, существует не татарский, не башкирский, а "бураевский/ишимбайский/и пр." языки. Такая же "диалектическая ситуация" в Татарстане, да и в целом, во всех регионах проживания русской или иной национальности). У всех мусульман были схожие имена, писались они одинаково, национальности не указывались (их просто не было). Потому, когда некоторые уважаемые авторитетные историки, специалисты своего дела, в учебниках по истории начинают говорить об "древних башкирах" (это касается и "древних" татар, чувашей, русских, украинцев и пр.), у меня возникает, мягко говоря, непонимание: как это у людей, которые делились между собой (на межличностном уровне) только по религиозному, клановому и территориальному принципу, могло быть оперирование такими понятиями как национальность,если такового понятия в человеческой среде вообще не было? Термин "нациоанльность" была введена только в автономных БАССР, ТАССР (в общем в период СССР). Даже всточных славян (малоросов, великоросов и белоросов) в дореволюционых период считали единым народом, различающихся лишь "территориальными" говорами... Переходя от общего к частному, причислять какие-либо территории, объекты к своей сфере влияния, без аргументированных (не домышленных!!!) и реальных фактов, на человеческом уровне "некрасиво", а на государственном уровне "кровопролитиеопасно". (Об этом свидетельствуют осетинкие, абхазкие, нагорнокарабахские, приднестровкие и прочие конфликты, когда у самих-то жителей ничего не спросили, а там "наверху", оперируя какими-то несвязанными с реальной жизнью фактами (например, "это наши исторические" земли, хотя там уже живут совсем другие народы), посчитали что это уже "наша" земля...). Завершая свое "повествование"))))))))) замечу, живя на крайнем севере, я вижу - ЛЮДИ вне политических барьеров (в том числе причисления деревень и сел к башкирским или татарским), искуссвенно создаваемых между регионами или государствами (например, татары и башкиры, русские и украинцы), ЖИВУТ ДРУЖНО! Как только появляется политика, там все портится (всех начинают делить на своих и чужих, плохих и хороших, и т.п.). Повторюсь, до создания автономных республик, как такового понятия "национальность" не было, были - мусульмане, родня и "человек из такого-то местечка". "Дележ" начался когда начали ставить "забор" внутри единого в культурном плане народа (извечный принцип сильного "разделяй и властвуй"). Потом появилась "самобытные" башкирская и татарская хореография, "исторические" башкиры и татары, абстрактные понятия типа "этничности", деление деревень по национальному признаку его основателя и много другой антинаучной ереси, преследующей лишь одну цель - угодить власти (которая, как знаем, каждый раз при смене политической парадигмы, склонна переписывать всю историю начиная с древнейших времен), и отказаться от главного принципа любой фундаментальнй науки (допытаться до истины, сути вещей и бытия в целом)...
Не имею права обвинять авторов данной статьи, но считаю своим гражданским долгом поделиться свиом мнением. Понимаю, что мнение может быть резким, но как представитель гражданского общества, имеющего право мнения и социальноответственного права голоса, не могу не ответить на высказывания, разрушающие жизнь и отношения миллионов простых людей, которых одни причисляют к башкирам, другие - к татарам. При этом, почему-то, никто у них ничего не спрашивает - что вообще думают жители этого края... Это, во-первых. Во-вторых, наука не должна преследовать лженаучные задачи, иначе это приведет общество, обучаемое по таким "книгам", к античеловеческому результату (нацизм, ненависть по национальному, языковому, диалектологическому принципу, розни, кровопролитию, и в конечном итоге к деградации всего регоина воздействия антинаучного "учения" о "башкирских/татарских/т.п. основателей деревень" ))))
Не буду ни с кем вступать в полемику, высказанное - сугубо мое ЛИЧНОЕ мнение. Не объединившись, мы не сможем сделать нашу Родину сильной и процветающей. И начинать нужно с малого, вот с таких вот "деревень"... В целом, информация (если убрать национальную составляющую) полезна и информативна. Спасибо автору(ам) за констатацию фактов. С уважением к Вашему труду, marsel337.
Коренными жителями Туймазинского района были башкиры родо-племенных подразделений кыр-елан, канлы, байлар, киргиз, кубау. Однако основателями многих деревень вместе с ними выступали башкиры-припущенники, потерявшие свои вотчинные земли в бассейнах рек Степной Зай, Шишма, Минзаля и засевшие на вотчинных владениях кыр-еланских, канлинских и киргизских башкир.
Башкирами рода кыр-елан в XV—XVIII вв. были основаны деревни Карат, Какрыбаш, Максют, Карамалы-Валит (Гафур), Байракатуба, Япрык, Тюменяк, Исмаил, Уязытамак, Верхние Бишинды, Карамалы-Тамак (Тимер). Канлинцы основали деревни Тюпкильды, Урмекей, Кандрыкуль, Кандры-Кутуй, Букай (Булат). Башкирами рода кубау были основаны деревни Сайран, Старый Арсланбек, в начале XX в. несколько семей этой деревни переселились на новые места и основали д. Новый Арсланбек. Башкиры киргизского рода основали деревни Аблай, Тукмак-Каран и Бятки.
В XVII—XVIII вв. к башкирам-вотчинникам кыр-еланского рода стали подселяться тептяри из башкир и татар. Так, в д. Япрык в 1742 г. её житель Юлуш Япрыков припускал башкир-припущенников Байлярской волости Мензелинского уезда. Кыр-еланцы в 1739 г. составили договорную запись о припуске в д. Байракатуба тептярей из башкир Тамьянской волости, жители д. Карамалы-Валит (Гафур) припускали на свои вотчинные владения тептярей из башкир д.Мусино Юрматинской волости (ныне Мелеузовский район). Припущенниками-башкирами в 1723 г. была основана д.Нуркей. Договорная запись подписана Нуркеем Заитовым. Жители д. Верхние Бишинды в 1755 г. уступили часть своих вотчинных земель башкирам-припущенникам из Айлинской волости Троицкого уезда и Енейской волости Мензелинского уезда. Припущенниками-башкирами была основана д.Нижние Бишинды. Башкиры д.Тугызлы Айлинской волости в 1780—1786 гг.основали д.Балтай. В 1760 г. бишиндинцы припустили еще одну группу тептярей из башкир, которые основали д.Каран-Бишинды. Башкирами-припущенниками была основана (до 1755 г.) д.Карамалы-Губей. Тамьянские башкиры Бузулукского уезда в 1736 г. основали д. Татар-Улкан. На вотчинных землях кыр-еланцев в разное время засели башкиры-припущенники из западных и юго-западных племен и основали деревни Тукай (1765 г.), Аднагул (1783 г.), Верхний Сардык (1759 г.), Нижний Сардык (1713 г.), Агиртамак (1701 г.), Райман (1784 г.), Старые Кандры (1716 г.). На вотчинных землях канлинских башкир припущенники основали д.Ермухамет (1738 г.), Бикмет (1760 г.), Туктагул (1752 г.), Метевтамак (1714 г.), Ермунча, Бишкурай.
Известны имена основателей некоторых деревень: Райман Рахманкулов (д. Райман), Аднагул (д. Аднагул), Субхангул (д. Субханкул), Арсланбек (Старый Арсланбек), Нуркей Заитов (д. Нуркей), Тюменяк Кудайметев и его сыновья Баязит, Бикташ и Давлет (д. Тюменяк), Усман Бардыбаев и Кулай Тенкеев (д. Максют), Япрык и его сын Юлуш (д. Япрык).
Ряд деревень возник в результате переселения нескольких семей из старых деревень на новые места. Так, выходцы из д. Аднагул еще в XVII в. основали д.Субханкул, а выходцы из Субханкула в 1816 г. — д.Зигитяк. Переселенцы из д.Старый Арсланбек в 1905—1919 гг. основали Новый Арсланбек. В 1920 г. выходцы из Верхних Бишиндов основали д. Новые Бишинды.
Вслед за тептярами из башкир западных и юго-западных племен на вотчинные земли стали заселяться нерусские народы Среднего Поволжья, преимущественно ясачные тептяри, чуваши, марийцы, служилые татары. Характерно, что тептяри из татар и других нерусских пришлых народов заселялись в башкирских деревнях, не основывая своих населенных пунктов. Совместное проживание способствовало их взаимной интеграции. Тептяри из татар вместе с башкирами несли пограничную службу, платили ясак, постепенно приобретали вотчинные права владения землей. Припущенники были заинтересованы в приобретении прав вотчинных владельцев и привилегий служилого сословия башкир. Поэтому они охотно принимали себе сословное положение башкир. Политика царского правительства по отношению к башкирам, мишарям и тептярам как единому военно-служилому сословию способствовала реализации этих стремлений. Материалы переписей конца XIX — начала XX вв. подтверждают факты полного слияния пришлых народов с башкирами.
Однако постоянный поток пришлого татарского населения привел к численному превосходству последнего над коренными жителями района, что обуславливало деформацию башкирского языка, формирование его западного диалекта, близкого к татарскому языку. Смешанный брак, обучение детей на татарском языке, усилие мусульманского духовенства и особенно вульгарно-насильственная национальная политика в годы советской власти привели к тому, что значительная часть одной из самых сильных и многочисленных групп башкир теряла свое национальное самосознание и стала считать себя татарами. Из 112 сельских населенных пунктов Туймазинского района лишь 11 по переписи 1989 г. отмечены башкирскими. 17 деревень, основанных вотчинниками и башкирами-припущенниками в XVII—XVIII вв., по последней переписи «превращены» в татарские. К ним относятся села Бишкурай и Ермунча Бишкураевского сельсовета, села Ильчимбет и Япрык, д.Максют и Байракатуба Ильчимбетовского сельсовета, Карамалы-Губей, Тукай, Карамалы-Губеевского сельсовета, Карат Каратовского сельсовета, Старые Кандры Старокандринского сельсовета, Зигитяк и Субханкул Субханкуловского сельсовета, Киска-Елга и Татар-Улкан Татар-Улкановского сельсовета, Агиртамак и Райман (Кинзекеево) Тюменякского сельсовета. Татарскими оказались д.Атык, Тирян-Елга, Новый Арсланбек и Таш-Кичу, основанные башкирами в начале XX века. 21 башкирское село и деревни, основанные вотчинными и припущенными башкирами в XVII—XVIII вв., по переписи 1989 г. отмечены башкирско-татарскими: Булат (Букай), Туктагул, Каран-Бишинды, Нижние Бишинды, Гафур, Аблай, Исмаил, Какрыбаш, Тукмак-Каран, Балтай, Метевтамак, Уязы-Тамак, Старый Арсланбек, Кандры-Кутуй, Кандрыкуль, Старые Туймазы, Нуркей, Субханкул, Аднагул, Верхний Сардык, Нижний Сардык. Еще 12 башкирских деревень, основанных в начале XX века, по последней переписи волей чиновников-переписчиков стали башкиро-татарскими. Среди них д. Имангулово, Куюк-Тамак, Липовый Ключ, Мулла-Камыш, Новые Бишинды, Самсык, Бахчисарай, Кандры-Тюмекей, Каран-Елга, Каин-Елга, Карамалы-Тамак (Тимер), Мустафа (Бикташ). Основная масса деревень, испытавших на себе национально-политическую метаморфозу, приходится на долю Бишкураевского, Верхнебишиндинского, Ильчимбетовского, Какрыбашевского, Карамалы-Губеевского, Старокандринского, Субханкуловского, Татар-Улкановского и Тюменякского сельсоветов.
В результате такой переписи в Туймазинском районе коренное население потеряло более 7 тыс. человек в деревнях, превращенных в татарские, и 9,5 тыс. в башкиро-татарских деревнях. По итогам переписи 1989 г., по данным местного статистического управления, в сельской местности района проживает 9588 башкир, что составляет 31,2% населения. В то же время татар 41613 чел. (47,1%), русских 2411 чел. (7,8%), другие народы —1538 чел. (4,8%).
Идет процесс искусственной ассимиляции башкирского населения г.Туймазы. По данным местного статуправления, в г.Туймазы проживают 12748 башкир, или 14,4% населения. По материалам Башстатуправления, численность башкир г.Туймазы составляет 7700 человек. Разница составляет 5048 человек.
К сожалению, пока источник назвать не могу. Знаю лишь, что книга эта есть в БФИАН
Очень интересно, но слишком акцентировано на "татаризации" башкир :) Имхо это очень сложный вопрос, подходить к которому нужно очень аккуратно :)
Вообще очень трудно провести границу между татарским населением и северо-западными башкирами.
Я бы вообще посторонился от подобного трактования истории деревень, районов. Имхо не хотелось бы на нашем сайте акцентировать внимание на национальность. Особенно не понравилось предложение "В результате такой переписи в Туймазинском районе коренное население потеряло более 7 тыс. человек в деревнях, превращенных в татарские, и 9,5 тыс. в башкиро-татарских деревнях."
Вопрос взаимоотношений башкир и татар, кстати, очень занимал тов. Асфандиярова и он даже посвятил этому вопросу не одну книгу.
Автор в принципе цитировал источник, в котором кроме всего прочего есть много интересной информации..
Источник похож на "Ватандаш" :D
Еще раз предлагаю не касаться обсуждения вопросов, связанных с национальными вопросами.. :surprise:
Re: Из истории Туймазинского района
Уважаемые господа - авторы статьи, при обсуждении вопросов, касающихся территорий, национальностей и т.п. целесообразно, наверное, спросить у самих людей, о которых идет речь, - что они думают по этому поводу... Поясняю: как такового с точки зрения абсолютного понятия национальностей "украинец", "татарин", "башкир", "хант" и пр. нет!! генетически нет ни одной "чистой"("чистокровной") нации. Все мы есть результат смещения генов, причем различных по своему происхождению (без ассимиляции/кровесмешения человечество бы просто вымерло). Поэтому все те, кто опрерирует понятием национальность для разграничения сферы собственных интересов, мягко говоря, пускают пыль в глаза... Национальность - это скорее ближе к понятию культурной принадлежности, базирующейся на платформе какго-либо определенного социального образования (землячество, союз племен и т.п.). Причем культурная принадлежность именно на современном этапе развития страны и общества. Если исходить из этого подхода, получается, что рассматриваемые населенные пункты условно можно назвать скорее "татарскими по культурному фундаменту/платформе" чем "башкирскими по культурному фундаменту/платформе". Таково мое ЛИЧНОЕ понимание этого вопроса... Родом я из с.Татар-Улкан, который упоминается в контексте, и знаю лично людей из многих перечисленных выше сел и деревень Туймазинского района. Так вот, оперируя реальными фактами, я однозначно скажу авторам статьи - там живут, исходя из принципа культурной принадлежности, татары, а не башкиры... Во-первых. Башкирскоий язык как таковой в общении не употребляется, хотя присутствуют некоторые слова, имеющие башкирские "корни" (например, слово "дур атай" ("дүр анай/әни"), что означает старшего мужчину (женщину) в семье - обычно деда либо старшего дядю (тетю либо старшую жену отца в дореволюционный перод). Для сравнения, на современно башкирском это слово пишется "зур атай", на современном татарском - "зур әти"). При этом не факт, что, скажем так, "протобашкирские" слова имеют исконно "местечковое" происхождение, так как параллельно с используются их синонимы (например, "карт әти", "бабыкай", "бабам", "нәнәй", "карт әни", "әбекәй" и пр.). На основании этого можно предположить, что слова могут быть и привнесенными извне, следовательно, говорить однозначно о башкирских либо татарских (или иных, например, киргизских, казахских и пр.) корнях основателей рассматриваемых населенных пунктов не представляется целесообразным. Это можно принять ТОЛЬКО НА ВЕРУ. А можно и не принять... Во-вторых. Отсутствуют какие-либо исторические свидетельства (по крайней мере, они нигде не афишируются, если таковые есть) о том. что основателями были именно башкиры. Насколько я владею исторической информацией (возможно в недостаточном объеме), письменных либо архитектурных памятников об этом также нет (разве что могильных камни со стертой временем нечитаемой надписями арабской графикой). Потому теория "башкирских основателей" тоже не имеет какой-либо почвы, как и "татарской"... В-третьих, как такового деления на национальности у татар и башкир в дореволюционной России не было. Об этом свидетельствует наличие единых поэтов и писателей (начиная от автора "Кыйсса Йосыф" и заканчивая Акмуллой, Галимджаном Ибрахимовым), единого литературного языка (арабской графики) и культуры в целом. Да, были "местечковые" культурные особенности, но они не противоречили общему тренду развития общетюркской базы всего населения края. Таким образом, наверное, будет правильным сказать, что до начала ХХ века народ(ы), которых в современных поятиях называют "татарами" и "башкирами", представлял(и) единое культурное пространство с единым культурным наследием. Т.е., по-русски, это означает, что до образования советской России, не было как татар, так и башкир. А была, исходя из вышеназванного мною принципа "культурной идентичности", одна нация (национальность, кому-как нравится) с множеством диалектов и говоров. И эти говоры на "местах" сохранились (к примеру, есть современная шутка, что в Бураевском/Ишимбайском/или любом другом районе, существует не татарский, не башкирский, а "бураевский/ишимбайский/и пр." языки. Такая же "диалектическая ситуация" в Татарстане, да и в целом, во всех регионах проживания русской или иной национальности). У всех мусульман были схожие имена, писались они одинаково, национальности не указывались (их просто не было). Потому, когда некоторые уважаемые авторитетные историки, специалисты своего дела, в учебниках по истории начинают говорить об "древних башкирах" (это касается и "древних" татар, чувашей, русских, украинцев и пр.), у меня возникает, мягко говоря, непонимание: как это у людей, которые делились между собой (на межличностном уровне) только по религиозному, клановому и территориальному принципу, могло быть оперирование такими понятиями как национальность,если такового понятия в человеческой среде вообще не было? Термин "нациоанльность" была введена только в автономных БАССР, ТАССР (в общем в период СССР). Даже всточных славян (малоросов, великоросов и белоросов) в дореволюционых период считали единым народом, различающихся лишь "территориальными" говорами... Переходя от общего к частному, причислять какие-либо территории, объекты к своей сфере влияния, без аргументированных (не домышленных!!!) и реальных фактов, на человеческом уровне "некрасиво", а на государственном уровне "кровопролитиеопасно". (Об этом свидетельствуют осетинкие, абхазкие, нагорнокарабахские, приднестровкие и прочие конфликты, когда у самих-то жителей ничего не спросили, а там "наверху", оперируя какими-то несвязанными с реальной жизнью фактами (например, "это наши исторические" земли, хотя там уже живут совсем другие народы), посчитали что это уже "наша" земля...). Завершая свое "повествование"))))))))) замечу, живя на крайнем севере, я вижу - ЛЮДИ вне политических барьеров (в том числе причисления деревень и сел к башкирским или татарским), искуссвенно создаваемых между регионами или государствами (например, татары и башкиры, русские и украинцы), ЖИВУТ ДРУЖНО! Как только появляется политика, там все портится (всех начинают делить на своих и чужих, плохих и хороших, и т.п.). Повторюсь, до создания автономных республик, как такового понятия "национальность" не было, были - мусульмане, родня и "человек из такого-то местечка". "Дележ" начался когда начали ставить "забор" внутри единого в культурном плане народа (извечный принцип сильного "разделяй и властвуй"). Потом появилась "самобытные" башкирская и татарская хореография, "исторические" башкиры и татары, абстрактные понятия типа "этничности", деление деревень по национальному признаку его основателя и много другой антинаучной ереси, преследующей лишь одну цель - угодить власти (которая, как знаем, каждый раз при смене политической парадигмы, склонна переписывать всю историю начиная с древнейших времен), и отказаться от главного принципа любой фундаментальнй науки (допытаться до истины, сути вещей и бытия в целом)...
Не имею права обвинять авторов данной статьи, но считаю своим гражданским долгом поделиться свиом мнением. Понимаю, что мнение может быть резким, но как представитель гражданского общества, имеющего право мнения и социальноответственного права голоса, не могу не ответить на высказывания, разрушающие жизнь и отношения миллионов простых людей, которых одни причисляют к башкирам, другие - к татарам. При этом, почему-то, никто у них ничего не спрашивает - что вообще думают жители этого края... Это, во-первых. Во-вторых, наука не должна преследовать лженаучные задачи, иначе это приведет общество, обучаемое по таким "книгам", к античеловеческому результату (нацизм, ненависть по национальному, языковому, диалектологическому принципу, розни, кровопролитию, и в конечном итоге к деградации всего регоина воздействия антинаучного "учения" о "башкирских/татарских/т.п. основателей деревень" ))))
Не буду ни с кем вступать в полемику, высказанное - сугубо мое ЛИЧНОЕ мнение. Не объединившись, мы не сможем сделать нашу Родину сильной и процветающей. И начинать нужно с малого, вот с таких вот "деревень"... В целом, информация (если убрать национальную составляющую) полезна и информативна. Спасибо автору(ам) за констатацию фактов. С уважением к Вашему труду, marsel337.
Re: Из истории Туймазинского района
http://protatar.ru/zaselenie-chasti-basseyna-reki-ik-obzor-neskolkih-dokumentov/
Кстати,есть ревизии по Туймазинскому району.В частности 3 ревизия