Тептяри

Опубликовано Ravil - ср, 08/08/2007 - 17:58

Исследование происхождения частный случа

Присхождение тептярей описывается в литературе в общем, с большими допущениями и имеют предположительный характер.
В моем частном случае слово "тептяр" появилось после изучения всего, что касается жизни моего деда (и его потомков).
Язык: татарский с башкирскими вкраплениями
Вера: мусульманин
Внешность: европейский вид, серые глаза, русые волосы у сына, лицо продолговатое, вытянутое.
Происхождение: село Муллино Верхне-Бишиндинской волости.
Припущенник? Безусловно, если бы была своя земля, не уехали бы в Сибирь искать лучшей доли.
Есть еще одно: ни вера, ни грамота, ни язык не в традиции передачи детям, на мой взгляд это - основная причина не считать его тептярем из татар.
Черемисы, мещеряки, вотяки, чуваши, мордва, русский беглый - это происхождение тептярей по Ахмерову.
Так как же определить?
Есть ли где записи о тептярской принадлежности по происхождению?

Спасибо, Walek!
Дед с семьей перебрался в Сибирь в 1905 году, а с 1914 по 1917 в окопах Первой мировой в составе 173 Румынского стрелкового полка.
Если его отец из тептярской семьи, то каким образом можно было бы узнать, к каким тептярям относится наша фамилия?
Что есть в переписи 1859 по селу Муллино?
В каких еще документах?
Я хотел бы знать, кто же такой был первый носитель фамилии?
Вот в чем заключается вопрос.

Цитата (Ravil @ 9.08.2007 - 15:07) Спасибо, Walek!
Дед с семьей перебрался в Сибирь в 1905 году, а с 1914 по 1917 в окопах Первой мировой в составе 173 Румынского стрелкового полка.
Если его отец из тептярской семьи, то каким образом можно было бы узнать, к каким тептярям относится наша фамилия?
Что есть в переписи 1859 по селу Муллино?
В каких еще документах?
Я хотел бы знать, кто же такой был первый носитель фамилии?
Вот в чем заключается вопрос.
Какая у вас фамилия?
Вычитайте окончание (если только не дворянин) вот ваш первый носитель фамилии.
Ревизская сказка 1859 г. с большей вероятностью укажет на вашего пра...деда, который так скажем был основателем вашей фамилии. Фамилий в то время не было, были имена и отчества.

Муллино, основано еще в 18 веке, и по всей видимости в это время был припуск тептяр, поэтому в 1859 году ваш предок был уже коренным жителем и скорее всего имел надел, но это мое мнение, точно может "знать" не Яндекс, а данные архива :)

Цитата Какая у вас фамилия?
Исмангулов.
Казалось бы все ясно. Есть такое имя Исмангул.
Хотя оно редкое и его нет в перечне имен татар/башкир, но имеет право на жизнь, тем более, что имеется и смысловая нагрузка: Исм - имя, ан - переходная форма, гул - воин, хлебопашец, раб божий. При исследовании фамилии Исманов получил такой ответ:
"Слово «Исман» обозначает с тюркского "с именем посвященый", или « названный именем». В старину воина называли именем, обозначавшим - к какому роду войск ему принадлежать. Впоследствии именем Исман бек аль Ярух был назван крупнейший военный полководец, надзиравший за Персией и за Гиссаром, так что стало почетно называть именем Исман. Первое «Исм» - с тюркского «имя», а связка «ан» – переход к названию рода, к которому принадлежал названный. Кстати, у нас в доме храниться кольцо и меч Халифа Исман бек аль Яруха. На них слово «Исм-ан» тоже пишется раздельно..."
То есть, пра...деда должны были звать Исмангул. Такое имя встречалось в Башкирии (Исмангулов Заки Исмангулович, 1908 г.р., уроженец д. Терменево Салаватского района, рядовой, пропал без вести в ноябре 1941 г. ("Книга памяти" т. 17, стр.44)
Но меня сбивает с толку некто ясачный татрин Мухаметша Ислангулов, проживавший в Муллино без документов между 1782 и 1850 гг.(Уфаген).
Для того, чтобы сделать вывод о том, что прадед Хабиб из Муллина - тептяр из ясачных татар, нет пути подтверждения.
Каким образом в архиве можно найти связь между фамилией и происхождением? Написано ли где-нибудь в переписи или метрической записи, что ясачный или служивый татарин, или мордвин, или кто-еще такой-то?

В архиве обнаружил письмо отца от 1990, там скупо говорилось, откуда предки: "Башкирия, город Октябрьский теперь".
Дядя Рафис из Локосово вспомнил, что деревня называлась Муслюмово, Муслимово, на "М" точно. В разделе "Поиск" видны все перепетии этих мучений.
Другой дядя Салимжан помнил, что Харис посещал медресе, читал Коран на арабском.
Белебейский уезд, город Октябрьский, медресе, деревня на "М" - конечно Муллино (Верхне-Заитово мечеть и мектебе).
Подтверждение будет в случае посещения архивов в Уфе или, при появлении переписи 1859 года в цифре.
Вы спросите, почему тептяр?
Все дальнейшее движение семьи по Сибири и дальше, отношение местных татар говорит о том, что "изгои", "беглецы" весьма точно характеризуют Исмангуловых. Кстати, по Словарю Брокгауза и Ефрона - "Тептери
(тептеяри) — народность, образовавшаяся из различных беглых элементов из среды приволжских финнов и чуваш, с течением времени совершенно отатарившаяся. Исповедуют мусульманство; живут среди башкир в количестве 300000 чел., в губ. Оренбургской, Самарской, Пермской и Вятской. История их сливается с историей башкир (см.), под именем которых с 1855 г. разумеются в нашем законодательстве и Т."
Гайнутдин Ахмеров характеризует тептярей более щадаще, но говорит о том, что это слово часто используется как ругательное. У вас на местах, наверняка, нечасто встретишь человека, утверждающего, что он из тептяр.

Цитата (Ravil @ 9.08.2007 - 19:58) У вас на местах, наверняка, нечасто встретишь человека, утверждающего, что он из тептяр.
Совсем не так... У меня среди предков тоже тептяри были..ничего там ругательного или постыдного...кто-то этим гордился.
Процент тептяр-нетатар минимален, в основном все тептяри - это всетки татары.

Цитата Написано ли где-нибудь в переписи или метрической записи, что ясачный или служивый татарин, или мордвин, или кто-еще такой-то?
Белебеевский уезд.
Уезд состоял из 34 волостей. Общая численность населения составляла 538176 душ. Всего по уезду насчитывалось 212860 башкир (39,55% всего населения).В целом по уезду русских было 101100 чел., украинцев - 30049, белорусов – 1729, тептярей 91200, татар – 42554, чувашей – 40334, мишарей – 22440, мордвы – 12362, марийцев – 8356, крещеных татар - 4886, удмуртов – 822, немцев – 767, эстонцев – 467, крещеных башкир – 105 (14 семей в Тюменяковской волости), латышей – 94, поляков – 41, цыган – 6, евреев - 4.
(Крестьянское хозяйство Уфимской губернии. Подворная перепись 1912-1913 гг. Ч. 2. Таблицы. Уфа, 1914 г.)
Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. - Уфа: Китап, 2007. Стр. 97.

Этническая принадлежность мишарей и тептярей указывалась в материалах переписей по 1926 год включительно. В материалах переписи 1939 года они как этнос не упоминаются.

Здравствуй, Музафар!
Еще раз благодарю за книгу.
Что касается данных подворной переписи, поскольку дед был вывезен в 1905 году, интересует (мы этот вопрос обсуждали): а есть ли данные этнической принадлежности в переписи 1896 года, как они отражены в переписи 1859 года?
Что-то о переписи 1896 года в Башкортостане (да и на форуме) мало чего слышно. Наверное, есть объективные причины для этого.

Цитата Что-то о переписи 1896 года в Башкортостане (да и на форуме) мало чего слышно. Наверное, есть объективные причины для этого.
Перепись населения 1897.
В России первая всеобщая перепись населения была проведена в 1897.
Первая всеобщая перепись населения Российской Империи проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января по старому стилю) 1897. Она была организована под руководством известного русского географа и статистика П.П. Семенова-Тян-Шанского. Перепись учитывала три категории населения: наличное, постоянное, приписное (юридическое). Однако результаты разрабатывались в основном по наличному населению. Перепись строго приурочивалась к определенному моменту. Переписная программа была весьма подробной.
Предполагалось разрабатывать материалы переписи на счетных машинах, в связи с чем были приняты переписные листы списочной формы: листы формы А - для крестьянских хозяйств сельских обществ, их должны были заполнять счетчики; листы формы Б - для владельческих хозяйств, частных домов и внутренних селений, и формы В - для городских жителей (квартирохозяйства), здесь был использован метод самоисчисления. Но из-за низкой грамотности населения большую часть форм заполняли счетчики.
Переписные листы раздавались и заполнялись в селе за 30-20 дней, в городах - за 10-5 дней до дня переписи. 9-10 февраля в сельской местности счетчики собирали заполненные листы и вносили в них исправления по состоянию на критический момент. Программа переписи включала 14 пунктов
В бланке этой переписи каждому отводилась отдельная строчка, в которую записывались ответы на вопросы переписи: 1. Имя.2. Семейное положение.3. Отношение к главе хозяйства.4. Пол.5. Возраст.6. Сословие.7. Вероисповедование.8. Место рождения.9. Место прописки.10. Место жительства.11. Родной язык.12. Грамотность.13. Занятие.14. Физические недостатки. Вместо фамилии, имени, отчества можно было назвать прозвище, а вместо одного имени – несколько.
Переписные листы уцелели полностью по Тобольской и Архангельской губерниям, а по другим - или частично, или не дошли до наших дней. Вообще-то они хранятся в федеральных архивах: в фондах Главной переписной комиссии, Центра статистического комитета МВД (с 1858 - 1917 гг.); и в региональных архивах - в фондах статистических комитетов.
http://www.vgd.ru/ENGLISH/revizion.htm

Цитата Что-то о переписи 1896 года в Башкортостане (да и на форуме) мало чего слышно. Наверное, есть объективные причины для этого.
«.. При определении численности башкир и других народов края к началу XX века используется результат I Всероссийской переписи населения России 1897 года. Необходимо отметить, что данные переписи являются наиболее научно достоверными.
По результатам переписи 1897 г. в Уфимской губернии проживало всего 2 196 642 чел. (100%), в том числе русских (здесь и далее подсчет велся вместе с украинцами и белорусами)-839 635 чел. (38,2%), башкир-899 910 чел. (40,9%), татар-184 817 чел. (8,4), мещеряков-20 957 чел. (0,95), тептярей-39 955 чел. (1%). ..»
Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Уфимская губерния, том XIV, тетради 1,2. СПб., 1901, 1904.
Хисамитдинова Ф.Г. и др. Родной Башкортостан. Уфа.Стр. 22-23.

Спасибо, Музафар!
Добавлю лишь, что на петербургском конгрессе 1896 года было постановлено предложить правительству отмечать: 1) имя и фамилию, 2) пол, 3) возраст, 4) отношение к главе хозяйства, 5) гражданское состояние, 6) занятие или положение, 7) вероисповедание, 8) родной язык, 9) грамотность, 10) место родины, место рождения и национальность, 11) обыкновенное место жительства и род пребывания в месте П., 12) слепоту, 13) глухонемоту, 14) идиотизм и кретинизм, 15) сумасшествие. Русская перепись 1897 г. прибавила к этому "отношение к главе семьи"; № 6 формулировала так: "занятие, ремесло, промысел, должность или служба", причем требовалось, чтобы против каждого лица был показан род его занятия главного, т. е. дающего этому лицу средства к существованию, и побочного или вспомогательного; и положение, занимаемое им в упомянутом занятии; № 9 был заменен 2 вопросами: "умеет ли читать" (полуграмотность) и "где обучается, обучался или кончил курс образования", причем на последние три вопроса положено было давать один ответ; вместо № 14 поставлен был признак "немота"; к признаку "сословие, состояние или звание" был присоединен согласно инструкциям признак "подданство" для иностранцев. Кроме того, наша перепись, как и прусская 1895 г., требовала отметки о положении по воинской повинности.
Я надеялся, что архивы этой переписи по Башкирии еще хранятся в Уфе, но, видимо, надо искать новые пути.

Цитата но, видимо, надо искать новые пути.
... А ведь у каждого хоть однажды появлялось желание узнать побольше о своих предках времен Петра I или Отечественной войны 1812 года. Возможно, они были столбовыми дворянами, муллами или купцами-миллионерами? А может, получили из рук «белого царя» грамоты на владение башкирскими землями? В последние годы это стало возможным, более того, знание своей родословной постепенно входит в моду. С 2005 года родословные, или шэжэрэ, как их всегда называли в Башкирии, можно заказать в уфимском Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН. …
… Интересно, что шэжэрэ заказывают не только башкиры, для которых это традиция, но и татары, русские, чуваши и представители других национальностей. ...
http://ufagen.ru/forum/index.php?showtopic...st=0&#entry4203

Попробуйте обратиться к директору института истории, языка и литературы УНЦ РАН Хисаметдиновой Фирдаус Гильмитдиновне.
Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН (ИИЯЛ)
Адрес: Уфа, проспект Октября д.71
Телефон: Директор 2-35-60-50
Ученый секретарь 2-35-60-50
Ученый секретарь 2-35-60-77

А ведь прекрасная идея.
Если институт может представить подтвержденную документами родословную по мужской линии на 2-3 поколения (имеется в виду от деда к прадеду и дальше) за какие-то деньги, тем самым освободив меня от сложного процесса организации поездки и работы в архиве, то я - за.
Аиф знаю не понаслышке, надеюсь, информация достоверная.
По окончании процесса с удовольствием проинформирую желающих на форуме.
Музафар, я опять в долгу!

Цитата Аиф знаю не понаслышке, надеюсь, информация достоверная.
Я тоже думаю,что информация достоверна.
Тем более недавно на ТВ по каналу БСТ прошла информация о Институте истории, языка и литературы УНЦ РАН (ИИЯЛ), о проводимой ими работе по составлению родословной рассказала директор института Хисаметдинова Фирдаус Гильмитдиновна.
Желаю удачи!

[quote=walek] ...Ревизская сказка 1859 г. с большей вероятностью укажет на вашего пра...деда, который так скажем был основателем вашей фамилии. Фамилий в то время не было, были имена и отчества.
Эрнст
Walek! Фамилии существовали задолго до 1859г. По крайней мере, в ревизских сказках за 1837г. по д. Янагушево все жители поименованы полностью на современный лад, т.е. имеют ФИО.

еще какой частный случай! я думала,что наш род Алмакаевых тоже древний но поинтересовалась у старших поподробнее и выяснила, что моего пра.....деда прозвали Алма-бабай,он выращивал яблоки всю жизнь и имел огромный сад и по "прозвищу" пошла фамилия. Т.е. род нужно искать гораздо глубже.

Уже 20 августа 2007 года после разговора с Фирдаус Гильмитдиновной я перевел все данные и аванс в Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН (ИИЯЛ). К сожалению, результата нет. Да его и быть не может, поскольку исходные данные не корректны (мягко говоря). Не в Муллино родился дед и как дальше быть - не знаю.

Добрый вечер! Не могу понять к какой волости 1730г. относится д.Токбердино( в ревизских сказках д.Токбердина) Бакалинского района. Скачала все ревизские сказки по д.Токбердина и д.Кусады(где-то прочитала что раньше так называлась эта деревня). В ревизских сказках написано-башкиры, припущенники, тептяри. Не могу найти своих предков. Годы рождения не совпадают с годом рождения по переписи. Была в Уфе скопировала похозяйственные описи за 1917 г. Интересует семья Минлибаев Бикбатыр (по описи в 1917г. ему было 61 год,значит он родился в 1856г., а я не могу найти его в ревизской сказке 1859г.(ему должно быть 3 года). Нашла еще Минлибаева Биктимира (в 1917г. ему было 90 или 96 лет, цифра нечеткая), возможно это прапрадед мой, а в ревизской сказке за 1959г. тоже такого возраста нет человека. Фамилии такой я не нашла. Может подскажете литературу, где написано как образовалась деревня и куда можно обратиться.