Башкирская генеалогия

Известно, что в древности у многих народов и племен бытовала традиция составлять и в устной форме или письменной форме передавать от поколения к поколению генеалогию родоплеменной знати и правителей. До появления бумаги, как таковой, генеалогические записи делались на бересте, шкурах, камнях, стелах и прочих традиционно используемых для письма материалах.

Традиция составления генеалогий была широко распространена и у древних тюрков. Известный башкирский просветитель-демократ XIX в. М. Уметбаев в своей работе "Башкиры" отмечал, что для башкира-вотчинника было важно знать три вещи:
1) свое собственное происхождение, т.е. род;
2) поименное знание и объяснение звезд;
3) знание преданий и легенд о великих ханах.

Мысль М. Уметбаева о первой из необходимых для коренного башкира трех вещах позднее развил и конкретизировал в своих исследованиях ученый - этнограф Р.Г. Кузеев. "У башкир, как и у других в прошлом кочевых скотоводческих народов, - писал он, - издавна существовал обычай составлять родословную своего рода. В родословную включались члены рода по мужской линии. Каждый член рода должен был хорошо знать свою родословную. Знания в этой области башкиры передавали своим детям и внукам. Рождение этого обычая было связано, видимо, с принципом родовой экзогамии у башкир... Составление и знание родословной сначала было необходимостью продиктованной обычаями патриархально - родовых отношений. Наиболее точно и подробно знали родословную (шежере) аксакалы рода, однако, согласно обычаям, и рядовые башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10-15 колена". По предположению исследователя, в древности башкиры - кочевники в целях сохранения в памяти родоплеменной генеалогии и важнейших исторических фактов излагали свое прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде. Ибо родословная в форме стиха легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение.

После принятия мусульманства и вслед за ним арабского письма генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом "шежере", что в дословном переводе на русский язык означает "дерево", в смысловом же переводе - "родословное" или "родословие". Р.Г. Кузеев по этому поводу пишет: "Перевод слова "шежере" "родословным" или "родословием" не исчерпывает того значения, которое имеется в действительности. Не случайно в историко - краеведческой литературе XIX века, где были опубликованы переводы на русский язык нескольких башкирских шежере, эти письменные памятники назывались по разному: хроникой, преданием, летописью или просто исторической записью. Однако ни один из этих переводов нельзя считать точным. Строго говоря, точный перевод, видимо, невозможен, так как сами шежере ни по форме, ни по содержанию не одинаковы. Если одни шежере действительно являются только родословными, то другие включают сведения, приближающие их к летописям".

В виде синонимов слова "шежере" башкиры в своей письменной практике довольно часто употребляли также слова "насабнаме", "насапхат", "силсиля" и "тайра". И все же с давних времен в большинстве случаев башкиры относительно родословных употребляли слово "шежере". Это слово прочно утвердилось как в языке народа, так и в научной литературе.

По формальным, внешним признакам башкирские шежере делятся на два основных вида: номинальные и нарративные. Первый вид представляет из себя список мужских имен, расположенных в хронологической последовательности по разным направлениям и исходящих из одного общего корня. Внешне он напоминает дерево с многочисленными ветками. Отсюда и название "шежере", в переводе с арабского обозначающее "дерево". Второй вид, обычно, также имеет разветвленную цепь имен, но в нем, в отличие от первого вида, содержатся еще и повествовательные тексты.

Башкирские шежере, как и многие другие виды письменных памятников, подвергались тяжелым испытаниям времени. Особенно варварски обращались с ними в первые десятилетия советской власти, когда все прошлое, старинное огульно отрицалось, критиковалось и разрушалось. По рассказам пожилых людей, в тридцатые годы арабографичные рукописи и старопечатные книги сотнями и тысячами вывозились из деревень и сжигались. Те, кто уважал историю и дорожил духовным наследием своих предков, закапывали письменные памятники глубоко в землю или опускали на дно рек и озер. Таким образом, вместе со старинными рукописями и печатными книгами были сведены на нет сотни древних родословных записей. Тем не менее, благодаря счастливым случайностям, до наших дней дошли около 150-и башкирских шежере. В настоящее время они хранятся в архивах и библиотечных фондах Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях.

Сложившаяся в Башкортостане практика преподносит соединенные между собой имена родословных в виде схемы. Такие схемы еще сохраняют свое преимущество наглядности при небольшом количестве имен, но совсем теряют его, если приходится иметь дело с 200 именами, не говоря уже о 900 именах и многочисленных примечаниях к ним и поздних дополнениях к родословным. специально для таких случаев европейская практика представления родословных давно выработала другую форму, а именно - форму росписи в виде таблицы, состоящей из столбцов и строк: в первом столбце помещают индивидуальный номер заглавного имени в строке, во втором - индивидуальный номер отца носителя заглавного имени, а в третьем - заглавное имя с примечаниями, дополнениями, приписками документа и пояснительными сведениями его издателя.

В последние годы в башкирском обществе снова усиливается интерес к прошлому и былым событиям. Идет активный поиск истоков и генетических корней. Многие люди стремятся выявить и установить имена своих некогда забытых предков, ознакомиться с их биографиями и деятельностью. По старинным образцам составляются родословные схемы, организуются встречи сородичей и праздники шежере. А это значит, что шежере возраждается, приобретает новую жизнь.

Из Краткой энциклопедии Башкортостана:
ШЕЖЕРЕ (шэжэрэ), генеалогич. запись башкирских племен и родов. В Ш. вносились имена предводителей родов по муж. линии, включались сведения об ист. событиях, о важнейших фактах жизни родов и племен. Особенностью Ш. является сочетание документальности с вымыслом. Знание родовых Ш. считалось обязательным. В 15-16 вв. Ш. получили письм. оформление. Самые ранние Ш., возможно, были зафиксированы в булгарский период. Баш. Ш. в изв. степени носят энциклопедич. характер: в них наряду с ист. сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юрид. и морально-этич. нормах, сюжеты произв. нар. т-ва, лит. фрагменты. Отд. Ш. охватывают довольно большой ист. период. Напр., Ш. рода айле содержит трактовку событий начиная с древних времен до 18 в., включая период Булгарского гос-ва и Золотой Орды. В кыпсакских родовых Ш. эпоха кыпсакских объединений (Дешт- и Кыпчак) и последующие события 15-16 вв. отражены в связи с историей башкир. В Ш. ранних периодов преобладает фольк. материал: мифы, предания и легенды. В последующих Ш., касающихся событий 13-15 вв., осн. место занимают ист. факты, иногда встречаются сюжеты героич. эпоса, песен, элементы обрядового фольклора. Таковы, напр., Ш. карагай-кыпсакского, тамьян-катайского, табынского, усерганского родов и племен. Один из вариантов "Шежере племени усерган" написан в стихах и представляет собой письм. поэтич. пам. Своеобразно по форме, структуре и стилю Ш. ялан-бурзянского рода, представляющее собой памятное письмо ("Мэктyб телмэре") от поколения к поколению. Баш. Ш. опирается и на традиции Ш. тюрк., монгольских, араб. и иранских народов, особенно на такие книжные образцы, как "Сборник летописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих", 1300-1310) Рашид-ад-адина, "Тюркские шежере" ("Шэжэрэ-и тэрк", 17 в.) Абулгазы, "Сборник истописей" ("Жэмэиг эт-тэуарих," 1602) Кадыра Гали.

Всё это обобщено,понять что либо трудно.
Хотелось что бы была возможность на сайте куда обратиться по своей родословной подробно узнать,а то всегда только отписываются!
Заранее благодарен!
Макс.

Здравствуйте! Я хотел бы узнать о своих Корнях,семьи Алимбековых которые проживали по адресу:с.Султанмуратово Аургазинского района(Стерлитамакского уезда) Мой дед Алимбеков Хасан Ямалетдинович 1911г. рождения

Здравствуйте,Атайсал!
Побывала в гостях на Вашем сайте. Сайт понравился, только не нашла куда написать отзыв, поэтому пишу здесь. Вы молодчина, проделать такой объем исследований. Как Вы считаете, Вы уже все исследовали или еще остались скелеты в щкафу? Я Вам желаю успехов в Вашей работе и спасибо за постоянную помощь форумсанам.

Добрый день!Пишу по просьбе моего друга, гражданина Турции,который в данное время проживает в Казахстане.Он очень хочет разыскать родственников своего деда.Сведения очень скудные,но все же,может быть удастся их разыскать.Деда звали Рахматулла,родом из Белебея или окрестностей вашего города,воевал в первой мировой войне и попал в плен, оказался в Турции.Отца Рахматуллы звали Сарварретдин.Кроме того,у Рахматуллы был младший брат Гафиятулла и возможно брат Нигматулла.Может быть в архивах что-то сохранилось,но как связаться с архивами не знаю...Помогите пожалуйста!

Здравствуйте!Я хотел бы узнать послужной или формулярный список про прапрадеда Хуснутдина Акирова, по рассказам он был офицером, отслужил 25 лет. Его имение Акирово находилось в Имилеевской волости, Николаевского уезда, Самарской губернии до 30-х годов 20-го века. Может кто-нибудь подскажет, где можно найти эти сведения.

Советую прочитать книгу:
Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских деревень Саратовской и Самарской областей Российской Федерации. Кн. 10. Уфа: Китап, 2002.-192 с.
Обратите внимание на описание д. Кинзягулово на стр.40-41.

Здравствуйте Атайсал! Эта книга у меня есть, до 1859 года у башкир фамилией было имя отца, поэтому у меня есть сомнения, хотя из списка башкир-переселенцев из Пугачевского уезда Самарской губернии Имилеевской волости в 1921-1930гг. из деревни Кинзягулово(Бишул) в списке есть мой дед Акиров Гизитдин. Его отец Минхажетдин был убит в гражданскую войну,защищая свою семью. Мой род: Марат-Гали-Гизитдин-Минхажетдин-Хуснутдин.

Историческая справка по х.Акирово

Населенный пункт основан в июле 1929 г. башкирами деревень Имилеево и Кинязулово Имелеевской волости Пугачевского уезда Самарской губернии. Возможно, название хутора названа в честь рода Акировых, представителей которых оказалось в большинстве среди жителей населенного пункта.
9 июля 1929 г. – 20 августа 1930 гг. поселок Акирово находился в составе Валитовского сельсовета Хайбуллинской волости Зилаирского кантона БАССР и являлся центром сельхозартели Акировский (председатель Галиуллин Хамит, заместитель Зуфаров Тимербулат). В 1930 г. поселок Акирово был расформирован в связи с организацией коневодческого совхоза на территории кантона, а жители были переселены в Зилаирский зерносовхоз и деревню Узяново Баймакского района БАССР.
http://urgaza.ru/kms_uzyan+stat+cat_id-63+page-1+nums-139.html

Список членов сельхозартели «Акировская» (1929)

Акиров Гибатулла, башкир, 6 человек в семье.
Акиров Гизитдин, башкир, 6 человек.
Акиров Сиражетдин, башкир, 6 человек.
...
http://urgaza.ru/kms_uzyan+stat+cat_id-63+page-1+nums-69.html

Год рождения отца Гали-1927г., Гизитдина-1895г., Минхажетдина-?, если по книги Асфандиярова А.З. Хуснутдин-1815г. По рассказам отца приезжали из Санкт-Петербурга попали в деревню Хасьяново, спросили где живет Акиров, значит его фамилия был Акиров

В принципе Хуснутдин (1815 г.р.) мог быть отцом Минхажетдина. Но для точного установления родства нужно посмотреть ревизские сказки д. Кинзягулово за 1850 и 1859 годы. Или же смотреть метрические книги. Кинзягулово относилось к соборной мечети д. Муратшино.
В ЦГИА РБ ревизских сказок за эти годы видимо нет. Даже в книге Асфандиярова приведены данные только за 1834 год. Данные по 9 и 10 переписей могут находиться в архивах Самары, Саратова или Уральска.

Здравствуйте, Атайсал! Ревизские сказки д. Кинзягулово за 1850 и 1859г. в Самарском архиве нет. Есть метрическая книга д.Кинзягулова за 1892 год, но на арабском языке. В начале февраля в Санкт-Петербургском архиве в базе данных дворян нашел фамилию Акиров, сделал запрос и недавно пришел ответ, им оказался офицер Уральского Казачьего войска Мухамет Сафа Акиров. Вы не подскажете где можно найти формулярные списки Хуснутдина Акирова и зауряд-сотника Давлетбая Кинзягулова (Акирова).

Помогите пожалуйста найти информацию о дедушке и бабушке. Проживали в Уфе возможно на улице Сун-Ят-Сена. Дедушка: Селиверстов Константин Петрович 1904 г.р. Бабушка: в девичестве Лобастова Антонина Григорьевна 23.05.1908 г.р. О дедушке нет более подробных данных, из детских воспоминаний матери вроде был похоронен в Уфе в 1948 году. Хотелось бы найти хоть какую то информацию. Я новичок извините если что не так...

Как можно узнать что-либо о моей бабушке Геливановой или Гилевановой Фарханисе, год рождения примерно 1886? Проживала в Башкортостане, Благоварский район, деревня Карагаш. Дважды была замужем. Первый раз поменяла фамилию на Гареева, второй раз на Файзулина.

Здравствуйте! Это моя мама рассказывала, что ее мама Фарханиса Геливанова родилась в деревне Карагаш Благоварского района. А моя мама родилась в деревне Старое Иликово Покровского района Башкортостан. Так как же мне все-таки хоть что-то найти о Геливановой Фарханисе, дата рождения предположительно 1986 год? Ну, подскажите же, пожалуйста, с чего можно начать поиск?

Здравствуйте!!! Мой дедушка Шарипов Абдулла Янбердинович
родился 28 июня 1915 году в деревни Колкан
Альдашли гаффуринский район Саид
бабинский сельсовет республика Башкирия хочу найти родственников я живу в казастане город кокшетау и я бы хотела узнать какому роду отношусь я.

Гафурийский район
Кулканово (Альдашлы): племя - табын, род - кесе-табын.
Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал.-Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 2001.Стр.179.

В ЦГИА имеются ревизские сказки:
Файлы 721.JPG, 723.JPG, 724.JPG, 725.JPG, 726.JPG, 727.JPG, 728.JPG, 729.JPG, 730.JPG, 731.JPG, 732.JPG, 733.JPG, 734.JPG, 735.JPG, 736.JPG, 737.JPG, 738.JPG
Населенный пункт Кулканова д.
Уезд Стерлитамакский
Год 1850
Губерния Оренбургская
Волость 8 башк. к-н
Фонд И-138
Опись 2
Дело 657
Лист 724-741
Социальный слой
Примечание
Современный район
Номер документа 10270

Файлы 1698.JPG, 1699.JPG, 1700.JPG, 1701.JPG, 1702.JPG, 1703.JPG, 1704.JPG, 1705.JPG, 1706.JPG, 1707.JPG, 1708.JPG, 1709.JPG, 1710.JPG, 1711.JPG, 1712.JPG, 1713.JPG, 1714.JPG, 1715.JPG, 1716.JPG, 1717.JPG
Населенный пункт Кулканова д.
Уезд Стерлитамакский
Год 1850
Губерния Оренбургская
Волость 8 башк. к-н
Фонд И-138
Опись 2
Дело 663
Лист 1729-1749
Социальный слой
Примечание
Современный район
Номер документа 10514

Файлы 519.JPG, 520.JPG, 521.JPG, 522.JPG, 523.JPG, 524.JPG, 525.JPG, 526.JPG
Населенный пункт Кулканова д.
Уезд Стерлитамакский
Год 1834
Губерния Оренбургская
Волость
Фонд И-138
Опись 2
Дело 539а
Лист 519
Социальный слой
Примечание
Современный район
Номер документа 24535

Файлы 519.JPG, 520.JPG, 521.JPG, 522.JPG, 523.JPG, 524.JPG, 525.JPG, 526.JPG
Населенный пункт Кулканова д.
Уезд Стерлитамакский
Год 1834
Губерния Оренбургская
Волость
Фонд И-138
Опись 2
Дело 539а
Лист 519
Социальный слой
Примечание
Современный район
Номер документа 24535

Файлы 318.jpg
Населенный пункт Кулканова д.
Уезд Стерлитамакский
Год 1816
Губерния Оренбургская
Волость
Фонд И-138
Опись 2
Дело 309
Лист 318
Социальный слой башкиры
Примечание
Современный район
Номер документа 19186

Файлы 236.jpg, 237.jpg, 243.jpg, 370.jpg, 371.jpg, 372.jpg, 373.jpg
Населенный пункт Кулканова д.
Уезд Стерлитамакский
Год 1816
Губерния Оренбургская
Волость 7 башк. к-н
Фонд И-138
Опись 2
Дело 309
Лист 236-242,370-378
Социальный слой башкиры
Примечание
Современный район
Номер документа 19187

Лилия, нет ни малейшей необходимости писать один и тот же текст сразу в несколько тем - Ваш вопрос, благодаря аватаре, и в одной теме сразу заметен :)

д. Кулканово Кси-Табынская волость Стерлитамакского уезда, 142 двора, 795 жителей на 1917 год
(с) Роднов. Стерлитамакский уезд 1917

Д. Кулканово в конце XVIII в. состояла из 17 дворов с 90 жителями. По X ревизии в ней насчитывалось 167 мужчин и 175 женщин, 49 дворов. 253 мужчины и 252 женщины при 104 дворах показала перепись 1897 г. В 1920 г. зафиксировали 672 человека и 139 дворов.
Деревня имела и другое название - Альдашлы (название гидронима).
Основал деревню Кулкан. Его сыновья жили в родной деревне. Старший Ахмер (1754—1812), его дети Баймуха-мет, Кильмухамет, Мухаметрахим, Мухаметьян. Второй сын Акберды Кулканов, 1760 т.; третий Аиткужа (1764—1842); младший Бурак, 1769 г. По этим датам можно определить время возникновения аула — середина XVIII в.
Назыргул Таймеев, Биккул Кудакаев, Сагит Иги-баев — участники войны 1812 г.
В 1816 г. из 22 дворов в 6 отмечены полигамные семьи.
Скотоводство — основное занятие жителей деревни. В конце 30-х гг. XIX в. 36 дворам с 203 жителями принадлежало 240 лошадей, 272 коровы, 40 овец, 30 коз. Мало держали ульев (25), бортей (20). Посеяли лишь 32 пуда ярового хлеба.

(с) Асфандияров А.3. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа, Китап, 2009. - 744 с.

Пишите в личку или оставьте свою электронную почту - поговорим подробнее.