Деревни Мечетлинского района

Опубликовано Рустам Нурыев - вс, 11/19/2006 - 23:18

По книгам Давлетбаева Булата Сабировича

Открываю новую тему по деревням Мечетлинского района.

Кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, уроженец села Большая Ока Мечетлинского района Давлетбаев Булат Сабирович выписал из ревизских сказак данные по деревням Мечетлинского района. Списки опубликованы в виде книжек в 6 частях.

Предлагаю предисловие из этих книжек. Сами списки ждут перевода в электронный вид. Я перевел списки по деревням Лемез-Тамак, Кутушево, Сабанаково, Сулейманово. Был бы очень благодарен, если найдутся добровольные помощники. Книжки в бумажной форме имеется в достаточном количестве. Разрешение на перевод в электронный вид и свободное распространение от автора получено.

Давлетбаев Б.С. Из истории Дуван-Мечетлинского края. Твое шежере. Выпуск1. Серия2. \Материалы государственных переписей населения Мечетлинского района Республики Башкортостан. Деревни Больше Кущинского рода. Пособие в помощь учителю истории.

Вводное слово

В мировой практике изучению родословной придается большое значение, так как воспитание уважения и любви к своей семье, роду способствует формированию умственного и культурно-нравственного потенциала нации и страны.
В предлагаемом пособии публикуются материалы государственных переписей населения – ревизских сказок по всем существовавшем на территории Мечетлинского района населенным пунктам в конце XVIII – первой половине XIX веков.
Государственные переписи населения или ревизии были организованы Петром 1 с целью лучшего сбора повинностей с податных сословий. Было проведено всего десять ревизий: 1 (1719), 2 (1744), 3 (1762), 4 (1782), 5 (1795), 6 (1811), 7 (1816), 8 (1834), 9 (1850) и 10 (1858).
Изученные нами ревизские сказки сохранились в фондах Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан и содержат данные по 5 – 10 ревизиям. Материалы по более ранним переписям населения могут встречаться в фондах Центрального государственного архива древних актов в Москве. Кроме материалов ревизий в пособии публикуются списки домохозяев за 1917 год, собранные в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи Временного Правительства, а в случае их отсутствия – списки домохозяев по переписи 1920 года. Другие материалы переписей не сохранились. Следует напомнить о похозяйственных книгах, которые начали составляться сельскими Советами еще в 1930-е годы.
Материалы переписей – ценнейший источник при изучении родословной шежере - современных жителей. Правда, необходимо иметь в виду, что для восстановления своего шежере надо помнить пять-шесть поколений ближайших предков, чтобы «дотянуть» до данных десятой, последней, ревизии 1858 года. После этого переписи населения, к сожалению, не проводились и именно период 1858 -1917 годов представляет наибольшие затруднения в поисках родословной. Один из способов восстановления шежере за это время – расшифровка метрических книг мечетей, если эти книги сохранились.
Ревизские сказки помогают изучать прошлое сел и деревень: их административное устройство (в какую губернию, уезд, волость, кантон, юрту, команду они входили), сословное положение (служилую иерархию) жителей, динамику численности населения от ревизии к ревизии, соотношение количества людей мужского и женского пола, о крещении некоторых жителей и т.п.
Материалы переписей подтверждают прочность родового начала, у башкир и татар. Деревни основывались и развивались отдельными аймаками, т.е. родовыми кланами.
Напомним, что территория современного Мечетлинского района охватывает часть исторических земель башкирских родов Кошсы, Дуван и Упей. Исследователи полагают, что эти родо-племенные образования заселили Айскую долину в XII – XIV веках. Дуванцы основали около 30 деревень, из которых Дуван-Мечетлино, Гумерово, Буранчина, Каранаева, Тукбаева, Азангулова, Куршалино, Старо-Новомещерово, Яушево, Таишево, Трубкильдино, Ясинова и Аккино входят в Мечетлинский район, остальные оказались в составе Дуванского, Белокатайского и Кигинского районов (см."Эйле башкорттары", Б-Устьикинск, 1993, с.12). Теляшево, Такино и Ишале – представители рода Упей, все остальные башкирские и башкиро-татарские деревни Мечетлинского района – кошсинцы. Большая и Средняя Ока, Больше и Малоустьикинск, Бобино, Алегазово, Новомуслюмово также расположены на кущинских землях. Многие деревни кущинских башкир (Азигулова, Арта - Шигер, Уфа Шигер, Бахметева, Биткинина, Бишкова (Бишаул) Гайны, Рахмангулова, Урмекеева, Усть - Баяк, Коянова), а также упейских (Шокурова, Акбашева) оказались на территории Свердловеской области. Еще больше кущинских и упейских земельных угодий отошли во владение русских и марийских деревень той же области (см. подробнее «Большая Ока», с.51 - 53).
В XVII - начале XVIII веков центр Кущинской волости находился в д. Рахмангулово недалеко от г. Красноуфимска. Со строительством Кунгурской (1660-е годы), Красноуфимский (1735 г.) крепостей, а также горных заводов кущинцы оттеснялись к югу. Следующим их центром являлась деревня Абдуллино, которая по другому называлась «деревня Кущи».
Примером ухода от исконных земель к Айскому бассейну являются и предки жителей д. Кургата. В прошлом башкиры - вотчинники Гайнинской волости они потеряли свои угодья и поселились на землях Упейской волости при речке Губе, но после продажи упейцев этого участка Демидову под Михайловский завод в 1769 г. переселенцы стали арендовать землю у кущинских башкир и поставили здесь деревню под названием Кургат. Так первоначальные вотчинники оказались в числе казенных податных крестьян.
Согласно шежере алегазовцев, в числе первых жителей деревни были и пришельцы с древних булгарских владений на Каме. Известно имя основателя д. Алегазы (первоначально она называлась Елгазы) – Булгар Камай.
По мере наполнения Кушинской волости пришлыми крестьянами она разделилась на Болшекущинскую с центром в Сабанакове (Собангулово) и Малокущинскую волости с центром в деревне Азигулова (ныне в Красноуфимском районе Свердловской области).
История запечатлела видного старшину Кушинской волости первой трети XVII века, хорошо образованного Козяша Рахмангулова. Он содержал медресе в своей деревни Рахмангулово, был предан царским властям, входил в число российских посланников в Западный Казахстан во главе с Котлымухаммедом Тевкелевым в 1831 - 1833 гг. Другим «верным» старшиной был сподвижник Козяша Сабанак Сарикаев, именем которого названа деревня Сабанакова.
По нашим наблюдениям, многие современные башкирские деревни основаны после восстания 1735 - 1740 годов, точнее они заново отстроены. Во главе вновь построенных или восстановленных деревень стояли, как правило, верные правительству старшины. Их имена закреплялись в названиях населенных пунктов (например, Ишалино от человека по имени Ишале примерно с 1726г. рождения, Тляшево от Тляша - 1753г., Такино от человека по имени Тэкэ - 1724г., Тимербаево от Тимербая - 1739г., Новомуслюмово от Муслима - 1748г., Абдрахимова от Абдрахима - 1705г., Юнусово от Юнуса - 1750г., Буртаковка от Буртака - 1747г., Кутушева от Кутуша Исекеева - 1741г., другое название этой деревни Марзянгулова от Марзянгула - 1714г., Мишарова от Мишара Шарипова - 1744г., Азангулова от Азангула - 740г.. Ясинова от Ясына Сулейманова - 1721г., Таишева от Таиша - 1724г., Аккино от Аккына - 1738г. и т.д.). Ряд деревень носят имена людей, живших еще до этого восстания (Кызылбая, Азикея, Абдуллы Иванова, Сабанака Сарикаева, Аюп-бая и др.). Многие названия объясняются гидронимами (Лемез-Тамак, Мелекес, Бургаджино, Алегазово, Ака, Кургат и др.) или названием родового подразделения (Сальют, Дуван-Мечетлино и др.).
Ревизские сказки являются богатейшим источником по ономастике, т.е. по изучению имен людей. На ранних порах широко были распространены народные, т.е. тюркские имена, которые выражали особенности новорожденного (Акбала, Куккус, Туганай, Аккул, Житинбай и др.), заклинание от несчастий (Сатлык, Сатубалды, Хакбирде и др.), пожелания лучших качеств (Юртымбай, Тырыш, Алтаяк, Талмас, Тавакал, Данны, Киикбай, Силяусен, Арслан, Тюлке, Айбат, Айбатулла, Бахет и др.), обстановку при рождении (Яущ, Яугильде, Туйгильде, Тунгильде и др.), месяц рождения ребенка (Сарыса - октябрь, Караса - ноябрь). Позже давались преимущественно мусульманские (арабо - фарсидские) имена.
В ревизских сказках можно найти имена людей и их потомков, так или иначе, закрепленных в народной памяти. Например, в списках жителей д. Кызылбаево нетрудно узнать потомков виднейших пугачевских полковников Ильчигула и Ишменя Иткуловых, среди алегазовцев Отечественной войны 1812 года и др.
Способы использования публикуемых материалов в учебно-познавательном процессе очень многообразны и их применение зависит от подготовленности самого учителя истории.
Об особенностях публикации. Имена и фамилии людей содержат много ошибок. Это объясняется тем, что переписчиками являлись зачастую люди, которые не понимали особенностей башкирского или татарского языка и тем, что почти ни одна фонема русского языка (соответственно ни одна буква) не соответствуют особенностям тюркских языков. Как известно последние гортанные, заднеязычные, русский язык – переднеязычный. Разные правила ударения в словах. Что касается переписей 1917 и 1920 годов, то они произведены откровенно пренебрежительно. Дело усугубляется тем, что многие тексты выцвели, а записи 1917 года сохранились в виде карандашного черновика. Имена и фамилии людей мы публикуем без изменений, так, как они зафиксированы в документах. В некоторых случаях возможны разные транскрипции имен, и фамилий.
Мы пропустили жителей женского пола (за исключением нескольких случаев), стремясь экономить место. Это тоже большой недостаток публикации.
Ревизские сказки важнейший, но не единственный источник по нашей родословной. Ценными историческими документами являются «мечетные книги», т.е. метрические книги с записями указных мулл и имамов о родившихся и умерших жителях их приходов. Данные метрических книг (дата рождения, национальность, имена родителей и пр.) точнее данных ревизских сказок. Приведен пример по деревне Абдуллино, где проживало три категории населения: башкиры-вотчинники, казенные крестьяне (кунгуряки) и тептяри. Согласно ревизским сказкам, предки депутата Курултая – Государственного собрания Республики Башкортостан Рафаила Нурыевича Мирсаева восходят к башкиру-вотчиннику Кущинской волости д. Абдуллино Томану (Томанбаю), жившему в середине XVIII века. Его сын Корман Томанов являлся активным участником Пугачевского восстания (см. «Воззвания и переписка вожаков пугачевского движения в Поволжье и Приуралье. Казань 1983. С.68). Другой сын Томана Бикмухамед родился в 1777 г., сын Бикмухамеда Мирхайдар – 1827 г. Младший сын Мирхайдара – Мирсаид, дед Р.Н.Мирсаева. Согласно Сельскохозяйственной переписи Временного правительства в 1917 году Мирсайду было 44 года. Сохранившаяся в архиве метрическая книга д. Абдуллино за 1875 год уточняет его возраст. В документе говорится: «Мирсаид. Родился 2 февраля 1875 года. Отец башкир Мирхайдар Бикмухаммед углы, мать—Сидыксафа. Указной имам деревни Абдулла Муфаззал мулла Мулдакаев» (Центральный гос. ист. архив Республики Башкортостан Ф.И- 295. Оп. 9. Д.848. Метрическая книга № 42).
К сожалению, метрические книги сохранились не по всем населенным пунктам и не по всем годам, а расшифровка их – дело будущего.
В заключение приведем разъяснения малопонятных слов, встречающихся в ревизских сказках.
АЗАНЧИ (АЗАНЧЕЙ) – служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.
ВОЛОСТЬ (башкирская) – древнее этнически-племенное и административно - территориальное подразделение башкир. В башкирскую волость входили роды или родовые подразделения, связанные кровнородственными узами.
БАШКИРЫ-ВОТЧИННИКИ – Коренное население Башкортостана, получившее при добровольном присоединении к России право собственности на владение земли.
ЗАУРЯД-ЕСАУЛ – башкирская казачья офицерская должность. Ниже русского казачьего чина есаула.
ЗАУРЯД-ХОРУНЖИЙ – башкирская казачья должность хорунжего (равного подпоручику) без присвоения офицерского чина хорунжего.
КАНТОН - ОКРУГ (франц.) Административно-территориальная единица, включающая места проживания башкир, мищарей (1798 - 1865) и тептярей (1855 - 1865).
КОМАНДЫ – военно-казачье население юрта (группы деревень).
МИШАРИ – ТЮРКСКАЯ НАРОДНОСТЬ. В настоящее время причислена к татарам. С момента вхождения в Русское государство (с 15 века) являлась военно-казачьим сословием России.
МУХТАСИП – ДУХОВНОЕ ЛИЦО, ответственное за соблюдение мусульманами норм шариата.
ПРИПУЩЕННИКИ (БАШКИРСКИЕ) – крестьяне нерусской национальности, как правило, тептяри и мишари, принятые башкирами-вотчинниками для совместного проживания и пользования вотчинными угодьями по определенным условиям. В рядах припущенников нередко оказывались и башкиры, потерявшие вотчинные земли.
ТЕПТЯРИ – башкирские припушенники татарской, марийском и др. национальностей. В 1855 - 1865 годах составляли военно-казачье сословие в составе Башкирского войска.
ХАТИП – духовное лицо, читающее проповедь – хутбу в мечети во время молитвы и праздников.
ХОРУНЖИЙ – первый офицерский чин в казачьих войсках русской армии.
ЮРТ – низшая административно-территориальная единица в кантоне, равная одной команде башкир или мишарей. Включал группу деревень.
ЯСАЧНЫЕ (крестьяне) – податное казенное население, государственные крестьяне.

Автор—составитель Б.С.Давлетбаев

Мой дед Садыков Беньямин Зарифович (~ 1887 г.р.) из с.Новомуслюмово, Мечетлинского района. После революции был директором школы. Оставил рукопись, 42 с. об истории села, как она дошла от предков и до 60-х гг. XX в. Рукопись на татарском (на основе кириллицы).
Мама, Лена Беньяминовна, член Союза писателей Татарстана, автор автобиографической повести "Прерванное детство" о военных годах в Новомуслюмово.
Eе брат Фагим Беньяминович был известный философ, зав. кафедрой БашГУ. (http://www.bashedu.ru/who1/s/sadikov.htm)
Я бы очень хотел приобрести книги Б.С.Давлетбаева с переписями по Новомуслюмово.
Сам живу в Ульяновске. Можно ли это сделать через почту.
С уважением,
Юсупов Артур Джигангерович

Мой прадед Байрамгалин Галимьян из д. Новомуслимово Мечетлинского района, имел трех дочерей и двух сыновей. Один из сыновей был моим дедом Муллануром, другой сын Магасум в четыре года потерял зрение, заболев оспой. умел играть на скрипке. Предположительно два сына и дочь Канифа от одной матери. Ануза дочь от другой жены,которую убили в лесу бандиты. Знаю, что самая старшая дочь во время репрессии на кулаков была замужем и осталась в деревне. Отца и всю остальную семью выслали в то время Ануза была грудным ребенком. Где и как они жили не знаю.
У прадеда было зажиточное хозяйство, говорят был и наемный работник Аюп (он был высокого роста и играл на гармошке). также имел свою лавку - магазин в деревне. Моего деда Мулланура со своим отцом отправили на работу как репрессированных в раой Черниковки.
Обращаюсь ко всем, кто что-то слышал об этой семье напишите.
Отдельно обращаюсь к автору arthur i ! Мне бы хотелось приобрести книгу вашей мамы "Прерванное детство" и рукопись об истории села.
Заранее благодарна всем. Спасибо.

Цитата (arthur_j @ 22.12.2006 - 17:18)Мой дед Садыков Беньямин Зарифович (~ 1887 г.р.) из с.Новомуслюмово, Мечетлинского района. После революции был директором школы. Оставил рукопись, 42 с. об истории села, как она дошла от предков и до 60-х гг. XX в. Рукопись на татарском (на основе кириллицы).
  Мама, Лена Беньяминовна, член Союза писателей Татарстана, автор автобиографической повести "Прерванное детство" о военных годах в Новомуслюмово.
  Eе брат Фагим Беньяминович был известный философ, зав. кафедрой БашГУ. (http://www.bashedu.ru/who1/s/sadikov.htm)
  Я бы очень хотел приобрести книги Б.С.Давлетбаева с переписями по Новомуслюмово.
  Сам живу в Ульяновске. Можно ли это сделать через почту.
  С уважением,
    Юсупов Артур Джигангерович
Салам якташ Артур. Про Фагим абая наслышал много, но лично не знаком. Данные ревизских сказаок по с. Новомуслюмово не опубликованы. Но вроде они есть в рукописном варианте у Булата Сабировича. Попробую переговорить.

Уважаемая Alfira.

1. Я распросил свою маму. Она помнит двоих Байрамгалиных. Не очень подробно, поскольку уехала из села в 1945-м в возрасте 15 лет. Помнит, что жили они рядом со школой (бывшим домом Хариса) по крайней мере до 38 года. Райфя Байрамгалина (примерно 27-го года рождения) после окончания 10-летней школы преподавала в ней же. Мама вновь ее встречала в Н.Муслюмово около 1961-го года. Брат Разил или Равил Байрамгалин (примерно 29 г.р.) был со 2-го по 4-й класс маминым одноклассником.
Во время одного из последних посещений села мама узнала, что его уже нет в живых.

2. В дедушкиных записях описаны рода, населявшие село. В одном из родов упоминаются Байрамгалины. Я оцифровал сделанный на скорую руку перевод записей дедушки и вышлю e-mail-ом часть записей до советского периода. Оставшаяся часть записей имеет несколько личный характер, и, записанная в советский период, лишь частично отражает отношение к прошлому. Достаточно упомянуть, что будучи первоначально одним из первых большевиков, дед вышел из партии, видя как подвергают репрессиям товарищей, в честности которых он не сомневался. Мог ли он в то время описать это.

3. Мамина повесть опубликована в двух изданиях

Иделбике. Эхо жизни (на татарском языке). Казань, Идел-пресс, 2003,
368 с., тв. переплет

Иделбике. Дороги и думы (в переводе на русский язык). Горно-Алтайск,
ГУП "Горно-Алтайская респ. тип.", 2005,
194 с., тв. переплет

стоимость 120 и 100 р соответсвенно + пересылка
Если Вы укажете, какое из этих изданий и на какой адрес выслать, -
вышлю наложенным платежом

Пишите на адрес arthur_j@mail.ru. Рукопись перешлю как только получу
Ваш e-mail. (объем 1.5Мб)

Цитата Салам якташ Артур. Про Фагим абая наслышал много, но лично не знаком. Данные ревизских сказаок по с. Новомуслюмово не опубликованы. Но вроде они есть в рукописном варианте у Булата Сабировича. Попробую переговорить.

Спасибо, уважаемый Рустам.

Мне говорили, что какие-то данные по генеалогии Новомуслюмово все-же были опубликованы. И даже показывали список предков. Вот только без каких-либо ссылок на источник.
Может быть Булат Сабирович знает какие еще публикации были?

с уважением,
Артур Юсупов

Уважаемая Альфира.

Мама сказала, что не продаст, а подарит Вам обе эти книги.
Она с 9 по 11 октября в Уфе у родственников.
тел. 8-347-2-74-63-44 Музафаров Фаих (не помню отчества, можно просто -абый).
Маму зовут Лена Беньяминовна.
Если Вы не успеете с ней увидеться, то книги для Вас
она оставит по адресу:
ул. Г.Тукая, д.10, кв.2
Лучше предварительно позвонить.
И сообщите мне свой e-mail (мой у Вас есть), чтобы я мог отправить отсканированные страницы перевода рукописи.

с уважением, Юсупов Артур.

Булат Сабирович здравствуйте.Извините что пишу.если уж есть такие записи о населении вашей деревни, не могли бы вы посмотреть фамилию- Гибадуллины. Я предпологаю что род дедушек происходит именно из Новомуслюмово.
С уважением Римма.

Случайно нашла в интернете книгу Б.С.Давлетбаева"Акаларнын несел чылбыры". Мечетлинский район села Большая и Средняя Ока. http://www.ivagant.ru/free/28386/bs-davletbaev-rodoslovnaya-okincev-posobie-v-pomosch-uchitelyam-i-uchaschimsya.pdf

Меня интересует данные ЦГИА РБ Ф. 138 Оп 2 370 ревизская
сказка 1816 года 3-го мещерякского кантона Оренбургской губернии Уфимского уезда деревни Кызылбаево по Абдулвахиту Бурханову и его сыновья : Мустафа Абдулкадыр Абдулзямиль Абдулкагар ?

Добрый вечер.Хотела бы узнать все что возможно о своих корнях. Мои бабушка и дедушка жили в деревне Алегазово Мечетлинского р-на. Вероятно там и родились. Хабибулина Халима 1910г. Валеев Фахразий (Фахретдин в военном билете )1907г. К сожалению мне точно не известны даже имена прадедов и количество и имена их братьев и сестер. Помогите пожалуйста с поиском. Спасибо .

Альфия, в Вашем случае нужно начать с изучения переписи 1917 г., а затем приступить к метрическим книгам. По Мечетлинскому району у меня много информации.

загит если Вы думаете испортить мне репутацию ничего не получится, лучше скажите в чьих интересах Вы тут работаете. Вам по планам уже обьяснили, если бы Вы не скандалили а нормально написали, я бы Вам другие дела скопировал

и еще Загит, я Вам СТО РАЗ объяснял, Вы заказали планы по описи, я Вам скопировал эти документы ПО РЕКВИЗИТАМ. То есть несоответствие планов Вашим желаниям и капризам предъявляйте архиву и картографам, составлявшим эти карты. А если Вы и впредь без доказательств будете обвинять меня в преступлении (а мошенничество - это как раз оно), то я обращусь в правоохранительные органы с целью возбуждения уголовного дела по ст. 128.1 УК РФ "Клевета".

Альфия, может быть среди этих людей есть Ваши:
1) Валеев Харрас Валеевич, 1906 г. р., д. Алегазово, к-з «Игенче», колхозник.
2) Валеева Варака Зиннуровна, 1909 г. р., д. Алегазово, к-з «Игенче», колхозница.
3) Валеева Хатима Касимовна, 1916 г. р., д. Алегазово, к-з «Игенче», колхозница.
4) Валиев Фарит Хамзович, 1929 г. р., д. Алегазово, к-з «Игенче», колхозник.
5) Валиева Варакия Зиннуровна, 1915 г. р., д. Алегазово, к-з «Игенче», колхозница.
6) Валиева Сания Сабитовна, 1925 г. р., д. Алегазово, к-з «Игенче», колхозница.

Герои тыла. Списки тружеников, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Т. 12. - Уфа: Китап, 2009. - 912 с.

1) Валеев Байрам Харрасович 1913г.р., уроженец с.Алегазово, рядовой, демобилизован в 1945г.;
2) Валеев Вахит Хамитович, 1923г.р., урож. с.Алегазово, ст.лейтенант, уволен в 1946г.

Они вернулись с победой. Списки военнослужащих, вернувшихся живыми с Великой Отечественной войны 1941-1945гг., Том 8 - Уфа: Китап, 2004.- 656с.

Информация из донесения о безвозвратных потерях:
1) Валиев Нигметзян Давлетханович, 1925г.р.
2) Валеев Галиулла Галеевич, 1903г.р., урож. д.Алегазово Мечетлинского р-на, пропал без вести в 1944г.;
3) Валеев Якуп Харисович, 1921г.р., урож. д.Алегазово Мечетлинского р-на, пропал без вести в декабре 1941г.;
4) Валеев Хатмулла Валеевич, 1900г.р., урож. д.Алегазово Мечетлинского р-на, сержант, погиб 22.08.1943г.
www.obd-memorial.ru

Подворные карточки с/х переписи 1917г.:
1) Гареев Валий (тат.) -56 лет
2) Валеев Камал -57 лет
3) Валиев Муртаза - 33 года
4) Валиев Хафиз 51 год
5) Валиев Мустафа -56 лет
6) Валиев Мустафин -38 лет
7) Валиев Зариф -42 года
ЦГИА РБ ф.Р473 оп.1 дела 394, 396

Давлетбаев Б.С. Из истории Дуван-Мечетлинского края. Твое шежере. Выпуск1. Серия5. \Материалы государственных переписей населения Мечетлинского района Республики Башкортостан. Деревни Кущинского рода и род мишар, тептяр и ясачных татар. Пособие в помощь учителю истории.

Вадим, если хотите чтоб не испортили Вашу репутацию, надо быть честным и добросовестным. А с Вас льётся грязная ложь и обман! И я не скандалю с Вами. Просто пишу людям, чтоб не повторяли мою ошибку.

Альфия82, ревизких сказок после 1859 года не бывает. 10-я ревизия 1859 года - последняя. За более поздние периоды есть только метрические книги и далее - перепись 1917 года.