№ 124_II. 1757 г. ранее апреля 19.— Допросы сторонников муллы Батырши Али-улы:. татар— Исмагила Апке-улы и Довлет бая Куд кагул улы, мищеров — Урыскула Ислан-улы, Мup-Рахмета Акмет-улы, Ибрахима Тимур-Гази -лы, Ахмера Кучук-улы, Мустафы Хасан-улы и Муслима Ибрагим-улы, и башкир-Искака Мурзилы-улы и Сефера Джагафар-улы в Канцелярии Тайных Розыскных Дел но обвинению их в участии по подготовке восстания на Осинской, Сибирской и Но гайской дорогах.
II. — Давлет-бай Козегулов в роспросе сказал: родиною де он Кунгурского уезду, Верх-Иренской волости, деревни Енапаевой, команды старшины Аднагула Тентегаева, ясашной татарин. Муллу де Батыршу стал он, Девлет-бай, знать тому ныне 5-й год (то есть с прошлого 1753-го году) потому, что де он во оном году пришел сам собою к тому Батыршу в деревню Карыш учиться татарской грамоте, у которого де со оного времени для того учения был он, Девлет-бай, бездоходно. А во время де бытности ево, Девлет-бая, у означенного Батырши во учениках оной Батырша о злом своем умышлении, что он намерение имеет против России учинить бунт,; и по какой притчине, и с кем он ко учению того бунта согласился, ему, Девлет-баю,. никогда не сказывал и от протчих того Батырши учеников, и от других людей ни от ково о том ни о чем он не слыхал. А в ту ж де ево у означенного Батырши бытность оной Батырша со учеником Абдулмуталипом, тому ныне З-й год (то есть в прошлом 1755*м году), в Оренбурх ездил для покупки книг, о чем де сказывали ему в школе того Батырши ученики, а кто имянно, того он, Девлет-бай, сказать не упомнит. И по приезде де того Батырши из Оренбурха в дом свой в вышеписанную деревню Карыш оной Батырша привес о собою книгу, которую отдал он, Батырша, в означенную школу для списывания, кою де в той школе ученики и списали. И после де того во оной школе от учеников, а от ково имянно,. сказать он не упомнит, слышал он, Девлет-бай, что оную книгу помянутой Батырша из Оренбурха привез от ахуна Ибрагима, которую де по списании отослал он обратно к тому ахуну. И по оном де означенного Батырши из Оренбурха в дом свой приезде, спустя недели з 2, а подлинно сказать, он не упомнит, в помянутой деревни Карыш собралось множество людей на лошадях с оружием, а коих оныя люди деревень- и зачем в той Карышевой деревне были, того он, Девлет-бай, не знает. И от тех людей во оной Карышевой деревне учинился великой шум, и в то время помянутой Батырша, з женою и з детьми на лошедях, из той деренни поехал вон, а за ним де шли пешком бывшие в означенной школе ученики ево, Батырши, а имянно: Абдюлмуталип, Махомед-Шерив, Яхья, Ибрагим, Мустафа, Муслим, Сефер, Касым, Абдюлкерим, Абдулгавфеяр, Мир-Ахмер; а кроме оных другие того Батырши ученики за ним, Батыршею, шли ль, или нет, того де он, Девлет-бай сказать не упомнит. И он де Девлет-бай, увидя из школы означенного Батыршу, едущего из дому своего, тако ж помянутых шедших за ним учеников, побежал за ними ж, которых он в той деревне и догнал. И с: тем де Батыршею и со оными учониками из оной деревни пошел он Девлет-бай обще, и по выходе их из той деревни пришли они все в лес (которой разстоянием от оной деревни с версту). И как де они шли в помянутой лес, и тогда де видел он, Девлет-бай, что означенныя, бывшие во оной деревни люди, множественное число на лошадях со оружием ехали за ними, а по входе де их в тот лес оных людей уже он не видал. А будучи де в том лесу помянутой Батырша, ему Девлет-баю, о том, что де выздеписанные люди присланы от старшины Яныша для поимки ево, Батырши, и затем де он из дому своего в лес и побежал, а посланныя де от него, Батырши,. в Кайнскую волость Урускул, Исмаил, Ахмер, Максют к нему, Батырше, возвратиться не успели, не сказывал; а протчим де вышеписанным ученикам об оном тот Батырша сказывал ли, и где и когда, того он, Девлет-' бай, не знает, и от тех учеников о том он не слыхал; тако ж помянутой Батырша оных Урускула, Исмаила, Ахмера, Максюта в Кайнскую волость посланы были , и когда и зачем, тогоон Давлет-бай не знает и ни от кого в разговоре не слыхал. И в ту ж де их во оных лесу бытность из оных учеников Ибрахима, Мир- Рахмет от того батырши отсылали, а куда пошли, того он Давлет-бай, не знает. А он де Давлет- бай помянутым Батыршею с протчими вышепомянутыми учениками ходил по лесам с месяц, а подлинно сказать не упомнит , а пропитание имели у того батырши сухарями,тако ж поймав убили он дву чужих лошадей. И после де того еще из оных учеников, а кто имянно,тогоон не упомнит, украденную помянутым батыршей с учениками ж скем имянно он не знает,корову в лесу стали резать, и тогда де втом лесу сталбыть шум и незнамо каким 3 человека ехали к нам на лошадях со оружием; и вто время ,он Давлет-бай,испужавел чтоб ево поймали от того Батырши побежал далее в лес один, а оной де батырша с протчими вышеписанными учениками остался в том месте,где оную корову резали.
И был де он, Девлет-бай, в лесу один трои сутки, а потом де вышел он из того лесу в Уфимский уезд, в деревню Байке, в которой де он, Девлет-бай , старшиной Якупом Чинмурзиным пойман и посажен под караул, а на другой день от того старшины отослан он в город Елдяк. А на того города Елдяка на другой же день послан он и Уфимскую Правинциальную Канцелярию, н которой он был роспрашиваа с пристрастием, под битьем плетьми. А в том де во оной Правинциальной Канцелярии роспросе о том, что де оной Батырша к злоковарному умыслу к бунту и 755-м году, в наровую севу ржи, с приехавшим к нему, Батырше не Казанского уезду из деревни Чилчади муллою Исмаилом Апкиным и главными учениками Казанской дороги, команды старшины Алкея Муслюмова, Муталлипом Юнусовым, Исецкого ведомства, команды старшины Муслюма Аширова, Яхьею Мешеевым, Сибирской дороги, команды Янышевой, деревни Урюшь, Ибраем Бектемировым имел согласие, с коим и злосоставные и возмутительные о том бунте письма писал оной Батырша,- сперва сам собою у себя в клети, причем был и реченной Яхья, а в другорят писал в мечете помянутой Муталип, а в третей на степи показанной Исмаил, и все то делали таким образом, а Ибрай в то время, как оныя письма писали, был в доме своем; а главным де возмутителем и властителем положили на том совете быть оному Батырше, а воинских людей набрать из Гайнцов, коих де будет до 12 000; и по совете, пожив он, Батырша, дней с 5, поехал в Оренбурх, объявя нам, что за книгою к Абдусаляму ахуну, и по приезде из Оренбурха и по привозе книги оной Батырша сказал нам, говорил де ему, Батырше, означенной ахун Абдусалем, *вы де ребята молодые, постарайтесь бунтовать, почему де и мы посмотрим; и потому де помянутой Батырша с вышеписанным Исмаилом муллою и главными учениками Ахмиром с товарищи ево, Девлет-бая, також и протчих учеников, а имянно: Исетского ведомства, команды Карт-Кичиковой, башкирца Мухарметя-Шарыпа Юртумова, команды Илтабановой, деревни Еикбашевой, ясашного татарина Абдулкарима Бехтемирова, Уфимского уезду,. Казанской дороги, команды Алкея Муслюмова, деревни Тюгаряшь, мещеряка Муслюма, команды Алкея мещеряка Абдулгафара Сюлейманова: ведомства Исецкой правинции, команды Муслюмовой, деревни Тюнисевой, Касыла Бакыева, команды старшины Сюлеймана Даваева, деревни Бирбуй, мещеряка Мир-Рахметя, к тому злому умыслу, к бунту склоняя, говорил, что к тому бунту и гайнцы все согласны; почему де мы все ко оному бунту с ним, Батыршею, и согласились и зачели к тому и спасаться и иныя луками со стрелами, а иныя копьями; а оной де Батырша послал вышеупомянутых Исмаила муллу, ученика Ахмера в гайну к бащкирцу к Ысхак мулле, кой при вышеписанном прежнем ……..ним, Батыршею , был, чтоб он с протчими башкирцами для бунту ехал к нему, Батырше, не возвращались, и известно было,что они пойманы, - он, Девлет-бай, показывал напрасно,от страхуи не стерпя чиненного ему в помянутой Правинциальной Канцеляриибитья плетьми. Токмо девышеписанных учеников и от других ни от кого о том он не слыхал. Також означенный Батырша, и оныя ученики, и другие никто ево Девлет-бая, ко учинению бунта не склоняли, и к тому бунту он , Девлет-бай, с тем Батыршею и ни с кем не согласен не токмо небыл,но , как в сем роспросе выше показал, что и о намерении того Батырши о учинении бунта он Девлет-бай, не знал, и о том как от него, Батырша, так и от других ни от кого не слыхал.
И в сем де роспросе сказал Девлет-бай самую сущую правду, и ежели сказал что ложно, или, ведая о чем, да утаил что кого а впредь в том от или чрез что ни есть изобличен он будет, и за то подвергает он себя смертной казни.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии