Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Пока попробуем интерпретировать Худайбирде в Кудей, Куурдей и тому подобное. Часть имени "бирде" пока отбрасываем. Тогда это соответствует древнему тюркскому языку.

Пока приведём к виду, что Кильмяк отец четырёх сыновей – Кальчер, Суашбирде, Култэкэ, Акбирде. Далее исследования покажут, верно ли это предположение.
Тогда, время, когда они жили, соответственно должно быть 1600-е годы. И сам Кильмяк должен попасть в этот промежуток.
Имеем в виду запись из книги: “Атайсал. А.Камалов. Ф. Камалова. Ҡауарҙы (Каварды). Табын. Ҡәлсер-Табын. Ыуаҡ (шыуашбирҙе) араһы, теүәш (теүәйбирҙе) араһы”.
Пока одна зацепка. Но эта зацепка может предположить, что Суашбирде, Култэкэ, Акбирде сыновья Кальчера. Пока неизвестно. Может быть всё. И то, что Кальчир создал Землю.

В. Н. Курмаев. Очерки истории Табынского края. Уфа. 1994 г.
В конце 17 века разделилось на Табын и Курпеч-Табын (Бишаульская).
В 1676 г. Табынские роды поссорились между собой и разделились.
Как понял, Табын разделился на Табын и Курпеч-Табын. То есть, от Табын отделился Курпеч-Табын.
Затем непонятно. Когда появились? Видимо, Курпеч-Табын разделилась. То есть, просуществовала менее 50-ти лет. После 1700-го года идут названия разделённых волостей.
Появились волости: Юрман-Табынская, Дуван-Табынская, Кумрук-Табынская, Кси-Табынская, Кальчир-Табынская, Дуван-Табынская.
Дуван Табынская – имя Дуван. В документах есть Телевко Дуванов. Кушлей Дуванов. Документ 1663 года, где упоминается деревня Кальчирова. А также упоминание в документе об аманатах. Деревня Котякова.
Кальчир-Табынская – имя Кальчир Кильмяков. Упоминается в документе МИБ. Ч. 1. С.82.

1735 – 1740 годы.
Юрматынская волость – Кильмяк Нурушев. Между Кильмяками разница почти в сто лет. Не путать.
Кальчир-Табынская волость – Кильдыш-сэсэн Агиев.

Возвращаюсь к книге: “Атайсал. А.Камалов. Ф. Камалова.”. К записи: “Ҡауарҙы (Каварды). Табын. Ҡәлсер-Табын. Ыуаҡ (шыуашбирҙе) араһы, теүәш (теүәйбирҙе) араһы”.
“теүәш” – возможно Тауш (Таус). Произвести проверку. Вторая зацепка.

1755 год. К Батыршаху Алиеву приехал некий Исмагул, башкир Кальчир-Табынской волости.

Вновь вернёмся к книге: Атайсал. А.Камалов. Ф. Камалова.
Муллакай (Муллаҡай).
Табын.
Ҡумырыҡ-Табын, Күрпәс-Табын, Бүҙрәк, Йәрембәт, Кәлсер.
Ғырышҡа, сирмаш,әзекәй, абалай, хәшам, ишкенә.
Возможно, что есть третья зацепка. Сирмаш. Может ли это быть Сирәмәт?
Сейчас эта деревня находится в Архангельском районе. Ранее название деревни было Ерембетево.
Йәрембәт возможно четвёрая зацепка. Может ли это быть Желембәт (Алимбет)?
Сын Муллакая записан в ревизской сказке 1816 года по деревне Муллакаевой.
Две зацепки из Коварды и две зацепки из Муллакаево. Обе деревни находились в Курпес-Табын.
Затем, Муллакаева (Ерембетева) в Кумрук-Табын. Коварды в Кальчир-Табын.
Выписываем зацепки.
Ыуаҡ (шыуашбирҙе) – возможно Суашбирде. Коварды
Теүәш – возможно Тауш (Таус). Коварды.
Сирмаш - возможно, Сирәмәт. Муллакаево.
Йәрембәт – возможно, Желембәт (Алимбет). Муллакаево.

Вообще-то странные сны снятся. Во сне приходят люди. Мужчины и женщины. Прекрасно понимаю, что это башкиры. Но их язык не понимаю. Что-то говорят. Говорят - гортанно. На башкирский современный не похоже. Иначе немного понял бы. Хотя бы указывали на себя и называли свои имена. Похоже, крыша едет у меня. Или вошёл уже в транс. Как вхожу в физику. Там вижу формулы. Здесь вижу людей.

Похоже, что поиск уже идёт на подсознательном уровне. Только написал, чтобы башкиры говорили своё имя, как снова приснился сон, где они повторяют одно слово: Нил, …. Нил. И показывают пальцем на документ. Вероятно, это документ, предоставленный Нил. И в нём надо искать то, что я упускаю. Документ, похоже, ключевой. В документе две группы башкир. Вотчинники и припущенники. Если вотчинники припустили припущенников под давлением царской администрации в свою вотчину, то им администрация доверяла. То есть считала их лояльными. Для припущенников, это была ссылка. Собраны из разных мест. Большинство из них, по видимости, относится к разным подразделениям Табын. Возможно, следует изучать припущенников из этого документа. Возможно, они выведут на след.

Пока чётко вижу в документе:
Калчиръ Табынской волости.
Бекмача Аднашев. Возможно, что это Бикмет Азнашев.
Если он фигурирует в списке, то возможно, что это младший брат Килтеса Агиева. Пока это предположение. В шежере Кузеева его нет.

Уртеш, Бикей Сюярымбетевы.
Возможно, это сыновья Сиремэта из шежере Кузеева. В шежере Кузеева их нет.

Вспомнил химика Кекуле и его формулу бензола. Открыл формулу бензола во сне. Он увидел змею кусающую хвост. И сразу написал формулу. Следовательно, крыша у меня не едет. Просто включилось подсознание. В молодости так решал интегралы во сне.

На днях, жена смотрела телевизор. После, подходит ко мне и говорит: - по новостям передали, что над чем ты работал по физике, открыли и подтвердили российские учёные. Спросил её: - а о чём шла речь? К сожалению, так и не узнал. Не разбирается в этом вопросе. Сказала только, что я постоянно рассказывал ей об этом и верил, что это подтвердит кто-нибудь. Но, тем не менее, уже приятно, что под конец жизни я оказался прав. Не зря прожил жизнь. Кто-то, все-же услышал меня. Хотя, мне интересно. Что-же подтвердилось?
В тот момент рассказал ей стишок.
Кто стучится в дверь моя.
Видишь дома нет никто.
Это я. Жена твоя.
И поесть тебе принёс.
Посмеялась.
Всю жизнь работал над альтернативной физикой. Отличается от классической, иным подходом к пониманию происходящих физических процессов. Думал, что мой подход начнёт реализовываться лет через сто. Похоже, иной подход начал реализовываться при моей жизни. Он проще и понятнее. Формулы остаются те же. Но, понимание процессов иное. Я рад ещё и тем, что открыли и подтвердили в России. Перестали убегать одарённые учёные из России.
Когда работал на заводе, то в нашей рабочей комнатушке дверь была исписана мною всякими формулами. Везде лежали исписанные листы бумаги. Начальник мне ничего не говорил. А алкаши всё время крутили пальцем у виска. Но это такая их тяжёлая доля. Крутить пальцем.
На первом курсе, только начали учиться, один из нашей группы заявил, что первыми с института вылетят нерусские. Как он глубоко ошибался. Первым вылетел он, за неуспеваемость.
Но это было давно. Институт закончен. Проработал на интересном месте, где мои знания были нужны.
Чтобы скоротать остаток жизни, занялся историей родины предков. Пусть неумело, но от души. Не сижу у окна и не смотрю тупо на улицу. Шевелю потихоньку извилинами. Ездим с женой в путешествия. Только в последние годы не получается. Отпуска сделали по две недели. Не укладывается жена в этот промежуток. Путину не мешало бы вернуть месячные отпуска. Народ вздохнул бы от произвола Медведева. Не посоветовался с народом и ввёл идиотские отпуска.

МИБ 3. Документ № 327. В мировой записи упоминается Кулмак Худайбердин. Если интерпретировать имя, то возможно, Кильмяк Кудейбирде. В шежере Кузеева есть Худайберды-бий (отец Тукуна). Может ли эта запись вывести на след? Если Кудейбирде отец Кильмяка, то выпадают двое из цепочки. Надо искать правильную последовательность.

Предыдущая запись была взята у Кузекая (Кусекея). Взамен была дана новая запись. Метка, указывающая, когда была написана предыдущая запись, это "бывший в Уфе воевода Иван Ефремович Бахметьев". У Чуры тамга также подозрительная.

Просмотрел по тамгам. Почти совпала с тамгой Сабая Кутлина. Интересный момент. Конечно, это может быть просто совпадение, но сбрасывать со счетов не резонно.

1739 год. Кальчирская волость. Деревня Келдышева. В документе упоминается башкирёнок Араптан Айсин. Его отец Айса Урусов.
Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 164, Записные книги г, Уфы 1739 г., л. 6 об.
МИБ том 3 стр. 405-406. № 482.
В документе 1747 года на припуск не указана деревня Калсер-Табынцев. Возможно, это деревня Келдышева.

Что теперь мы пока имеем.
1) 1663 год. Деревня Кальчир.
2) 1703 год. Деревня Кальчир.
3) 1739 год. Деревня Келдышева.
4) 1747 год. Припуск. Дети Килтеса Агиева. Основание Калчир-Буранова.
5) 1758 год. Калчир-Буранова

Упоминания в документах.

Кумрук-Табынская волость. Урус Савелеев. 1728. 1737.
Кумрук-Табынская волость. Якшимбет Урусов. Рахманкул Урусов 1756.
Кальчирская волость. Айса Урусов. 1739.
Пока непонятно.

Калчир Килмяков.1694. МИБ 1. № 13.
Келчюра-бай Кесмяков.1722. МИБ 1. № 21.
Келчура Кесмяков.1724. Сибирская дорога. Кудейская волость. МИБ 3. № 294.
Пока непонятно. Это один человек или разные.

Подозрительная запись. Кулчуркин сын. 1708. МИБ 1. № 82.

Килтес Агиев. 1737.

Деревня.
Калчирова. 1663 год. Волость не указана. Недалеко от Караул горы. МИБ 1. № 46. 1663 год. Стр. 167
Кальчюрова. 1664 год. Тамьянская волость. МИБ 1. № 60. 1664 год. Стр. 193
Кальчир. 1703 год. Смаил Кулукаев. Запись у Асфандиярова.
Пока непонятно.

Добавим ещё записи.
В купчей по Имендящево 1750 года Фигурирует Таиш Иткинин.
В книге "Башкирское войско в Польском походе (1771-1773) сборник документов. сост. И. М. Гвоздикова, Б. А. Азнабаев, К. А. Мухамедьярова." указано, что Таиш Иткинин, старшина Тамьянской волости, Ногайской дороги.
Пока непонятно. Это один человек или разные.

С разделением Табын пока непонятно.

Почти одновременно были два Кальчира.
Кальчир Кильмяков. Кальчир-Табынская волость.
Возможно, в 1707 году, на Казанской дороге воевал Кальчир Кильмяков с сыном. Пока неизвестно.

Кальчир Тлявбердин. Тамьянская волость.
В 1668 году в списках аманатов его нет, но есть его брат Атяс тархан Тлявбердин.
В 1707 году воевать не мог на Казанской дороге в виду его старости.

По документу 1663 года. В 1668 году в списках аманатов написаны Телевко Дуванов и его братья Кушлей и Лопак. Деревня Котякова. Табынская волость.

По Килтесу Агиеву. Может быть стоит искать его отца по имени Акай?

Бахметев, Иван Ефремович. В 1718 году воевода в Уфе. Следовательно, Кулмак Худайбердин не тот Кильмяк.
МИБ 3. № 327. 1728 г. июня 28. Мировая запись башкир Ногайской дороги, Катайской вол. Кузекая Бакшаева с товарищами и Кумрук- Табынской вол. Уруса Савелева с товарищами о разделе их вотчинных земель.

Число желающих поездить в одной повозке с Чингиз ханом резко сократилось. Судя по этой книге, остались в списке у Кузеева Худайберды и Тангрыбирде. Но, добавились новые два имени. Итьигеш и Чумучли. Итигеш - чисто алтайское имя. Если следовать логике по тамгам, то они сыновья Джамбета. Может не так понял. Дальнейшие поиски покажут.

Попробуем порассуждать.
В шежере Кузеева есть запись. "У него было три сына". В самом шежере написаны - Худайбирде, Тенгрибирде, Аллабирде.
Худайбирде и Аллабирде - магометанские имена. Тенгрибирде - древнетюркского происхождения.
В книге Соколова Д. Н. записаны имена Худайберды, Тангрыберды, Итьигешъ, Чумучли. По вероятности, имя Худайберды, это Кудейбирде. Остальные имена алтайского типа. У Тангрыберды и у Итьигеша одинаковая тамга. Что это может означать. То, что они братья и Итьигешъ жил с братом. Но может означать, что Итьигеш сын Тангрибирде. И Итигеш, впоследствии унаследовал тамгу отца.
Тогда, фраза "У него было три сына", соответствует данному факту. Но вместо Аллаберды должно быть имя Чумучли.
Будем копать.

В книге - "Сборник_Русского_исторического_общества_Т_8", на странице 130 имеется список участвовавших в собрании депутатов. Имеется в списке Базаргул Юнаев, который фигурирует у Пугачёва как фельдмаршал. Собрание 1767 года.

В той же книге, на странице 193, есть сведения из какой он волости. Исетская провинция. Сопоставление Базаргула Юнаева и Башаргула Юлкаева из легенды на этом закончилось. Разные люди.

Географическо-статистический словарь Российской Империи составил по поручению Императорского русского географического общества П. Семенов при содействии В. Зверинского Н. Филиппова Р. Маака.
Страница 2.

Чумычлы-Табын. Определилось их место. Казахстан на речке Эмба. Какая-то часть, похоже, шаталась по Тоболу. Возникает вопрос. Почему на Урале Чумычлы заменили на Аллаберды в шежере табынцев? Теперь есть две версии Табын. В обоих только два имени совпадают. Кто у кого украл предков? Ещё больше вопросов появилось.

Красный архив. №2 (87). Исторический журнал центрального архивного управления СССР и РСФСР.
Из истории Казахстана 18 в.
Описывается племя Табын. Меньшая орда. Средняя орда. Большая орда.

Как-то написал, что число желающих поездить в одной повозке с Чингиз ханом резко уменьшилось. Уже есть несколько возмущённых откликов. Приводят свои доказательства. Что меня позабавило, так это манипуляции с тамгами. Два человека доказывают, что их тамги восходят к тамге Кальчира.
Мужики! Ни один ваш рисунок не примут учёные историки в качестве доказательства.
Подтверждайте ваши аргументы документами. Я не намерен подтверждать ваши вымыслы. Не историк. Мне интересно, что было в те времена и кто такой Калсер. Отношение людей в те времена. К нему подбираюсь со всех сторон и со всех времён. А также, разными возможными способами.
Пишу вначале свои предположения и затем их подтверждаю или опровергаю. Поэтому, моя галиматья, написанная здесь – не факты и не доказательства. Это мои рассуждения. И они не претендуют ни на какие-либо открытия и тому подобное. Люди, понимающие это, просто помогают мне. Попутно и для себя выясняют что-то непонятное с их точки зрения. Как говориться – “Вдвоём и батьку бить легче”.
Если пишите мне, то аргументируйте. В полемику ни с кем не вступаю. Просто принимаю к сведению. И не надо мне присылать вырезки из каких-то документов. Если нет полного документа, то указывайте источник и адрес откуда он взят. Если же вы скрываете источник, то и писать не следует. Я не гадалка и не шаман.
Поистине ценный документ прислал Нил. Скан самого документа и выписку из него. Из документа продолжаю вытаскивать ценные сведения. И надо так делать всем, а не прятать документы от глаз людей. И после, голословно доказывать, что “ты не лошадь”.