Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Цепляемся за каждую мелочь в имени Юлук. Как написал ранее, у одного писаря написано Юлукаюв. Вторая мелочь. Путь в башкирском языке - юл, юлы. Исследователи интерпретируют имя Юлук, как Юлык. То есть с буквой "ы". Поинтересовался недавно по слову "путник" на башкирском языке. Объяснили "юлыкчи, юлыксы". Тогда, слова "юлук" и "юлык" совершенно разные. У писаря написано Юлукаюв. У других написано Юлуков. У всех, третья буква "у". Следовательно, Юлук не может означать ни путник, ни путь. Какое же настоящее имя? Подсказку даёт написание Юлукаюв. И понимание дало изучение название посёлка Улаган на Алтае. Так как там также есть жители с фамилией Юлуков. Как ранее писал, слово Улаган произошло от двух слов. Улуғ и Ҡаан. И фамилия Юлуков в Улагане произошло от слова Улуғ.
Но, если писарь написал Юлукаюв, то должно быть окончание имени отличающееся от имени Юлук. Наиболее подходящее по иерархии окончаний подходит "кай". Путём таких умозаключений, приходим к наиболее вероятному имени - Улуғ Кай. Улуғ на древнем тюркском имеют значение "великий".
Кутлуг имеет значение - знаменитый.
Следует тогда изучить имя отца Сабая Кутлина. Если, как предполагаю, имя отца Сабая было Ишкутла, то слово "ишкутла" следует разбить на два слова - Иш и Кутлуг. Может быть и получится узнать значение имени.
Изучение значения имён может привести к нужному результату. Калчирову волость обкладываю со всех мыслимых и немыслимых сторон.
Значение слова "кай" начал искать.

Возможно ошибся. Следует искать в иерархии имён не "Кай", а "Ай". Так как, река Ай. Имя Айса. Тогда, возможно Кулукай, это Кутлуг Ай. Калмакай, это Калмак Ай. Но, в документах написано Калчир Кильмяков. Тогда, возможно, Кол Чору Калмак. Без окончания Ай. В других документах, Кулакаев. Явно присутствует окончание Ай. Тогда, возможно, Кол Чору Кутлуг Ай. Если, имя Калмак Ай, то на Алтае мною был неверно задан вопрос по слову калма. Надо было расспрашивать слово калмак. Тогда, следует изучить вопрос, откуда пришли калмыки. Где жили джунгары (зюнгры). Не этот ли народ хунгры (хунну), Когда-то этот народ основал в Паннонии Хунгарию. Современную Венгрию. Ведь, в истории Римской империи написано, что с востока их постоянно атаковали гунны. В Венгрии народ называется венгры, а также мадьяры. И откуда появился народ мадьяры. Может быть это ветка от хунгров и основал её Медияр? Необходимо, возможно, отбросить западную трактовку истории Венгрии. Как-то история взаимосвязана с Сибирью, Алтаем и Монголией. Но историей Венгрии не занимаюсь. Интересует Калчирова волость.
Смотрел новости по телевизору. Якутский учёный историк высказал предложение, что скифы пришли к Чёрному морю из Сибири. Описывал их Геродот. Он изучал золотые украшения и статуэтки Сибири и скифов. Всё таки, понемногу историки стали дистанцироваться от финно-угорской теории. Начали запихивать эту теорию европейцам обратно в зад.
Недавно объяснил жене, что если женщину называют баба, то не стоит обижаться и обвинять в грубости. Объяснил, что баба означает главная в семье. Объяснил шутливо, но думаю, что доля правды есть. Если бабай, это старый уважаемый (главный в семье) человек, то и баба главная в семье.

Попытаемся понять смысл имён. Ни один отец не станет давать плохие имена своим детям. Притом, что на Урале магометанство ещё не было широко распространено. Поэтому, имена давались по старой древней традиции. И рабом навряд ли назвали бы ребёнка. Поэтому, эту версию отвергаю. Имя должно быть красивое и значимое. Только с приходом ислама имена стали даваться на магометанский манер. Имя Абдалла соответствует раб аллаха. Где "абд" означает раб. В Калчировой волости только в 17 веке появилось магометанство. Но имена алтайского типа продолжали давать до 1800-х годов. И когда появились мечети в деревнях, то имена массово стали давать магометанского типа с персидским уклоном. На персидский уклон указывает имя, которое фигурирует в ревизских сказках, Тлявберды. Часть имени, искажённое персидское слово тилля. Об этом писал ранее. Смысл имени - дал золото.
Но, немного отошёл от темы.
Пока вырисовываются два имени для понимания смысла. Калчир - Кол Чору и Ишкутла - Иш Кутлуг.
Калчир (Кол Чору), вероятно был старшим сыном у Кильмяка (Калмак Ай, Кутлуг Ай). И Кильмяк дал имя сыну первенцу им Кол Чору, предполагая, что он будет его преемником. То есть, в имени состоит смысл Кол Чору - повелитель владений. То, что Смак Кол принял от Кол Чору (Калчира) власть, говорит о том, что владения перешли по наследству от старшего сына Кильмяка, то есть от Кол Чору к следующему по старшинству сыну Смак Кол. И этот нюанс, возможно говорит, о том, что Кол Чору и Смак Кол были от одной матери.
Имя Смак Кол требует расшифровки. Пока интерпретируется только часть имени. Кол - владение, территория. Но, это пока предположение.
Имя Ишкутла (Иш Кутлуг). Пока нет уверенности, что оно правильное. Два слова можно понять как знаменитый работник. Смысл имени можно понять как мастер.
Поэтому, все имена до 1800-х годов следует расшифровывать не с точки зрения магометанского типа, а с точки зрения древних тюркских имён.
Добавляется ещё одно имя, которое следует искать в Калчировой волости. Байряс. Тамга - треугольник. Потомки засветились в Калчир-Бураново и Юлуково. Если потомок засветился в Калчир-Бураново, то следует искать в деревне Калчир или южнее её. То есть южнее современного Таишево.

Просмотрел названия посёлков на Алтае. У многих окончание "ай". Следовательно, в именах жителей Калчировой волости присутствует "ай", а не "кай". Следовательно, имена должны звучать Улуг Ай, Калмак Ай, Кутлуг Ай и так далее. Тогда, следует искать, что означает "ай" в древнем тюркском. Месяц или иное значение. Но думаю, что всё же месяц.

Исследователи историки трактуют монгольское слово табын как пять гор. Просмотрел Монгольско-русский словарь. Под общей редакцией А. Лувсандэндэва_ Москва-1957.
Согласно этому словарю, табын не означает пять гор. Прикреплю файлы. На одной странице записано ТАВ - ПЯТЬ. На другой ТАВЫН - ПЯТЬДЕСЯТЬ. Отмечены в красной рамке.
Много интересных находок по словам. Пока изучаю.

Вновь смотрим Монгольско-русский словарь. Под общей редакцией А. Лувсандэндэва_ Москва-1957.
Написано Халмах. Делаем поправку на диалекты. Калмак.
Халмах - снимающий сверху. Отец Калмакая (Кильмяка) дал имя сыну, предполагая, что он будет править владением. Или из-за того, что Калмакай из знатного рода и перед ним будут снимать малахай. Следует разгадать окончание имени "ай". Это не месяц, а что-то другое.

Стоит рассмотреть то, что "ай" это окончание имени, а не отдельное слово. Тогда имена пишутся слитно. И это окончание усиливает значение слова. То есть переводит его в превосходную степень. Тогда, например, имя Улугай будет означать не великий, а величайший.
Стоит рассмотреть эту версию.

НИЛ.
В документе по Кальчир Буранова, представленным НИЛ, попадается житель с именем Унгар Зиянов. В Монгольско-русском словаре. Под общей редакцией А. Лувсандэндэва_ Москва-1957 встречается слово унгар.
Приводим определение.
УНГАР 1. Венгр, венгерец; венгерка; 2. Венгерский; ср. мажар.
Вроде бы ясно, что Унгар – Венгр. Но, составитель словаря составлял слова без учёта истории. Словарь был составлен в пятидесятых годах прошлого века. Сопоставим слово со смыслом к истории.
Венгры, есть хунну, хунгры, унгры, угры, гунны во времена Римской империи. Называли их по-разному, но основа названия одна.
Мог ли Зиян, отец Унгара назвать своего сына в честь венгров Унгаром. О венграх, думаю, он и не слышал, и не знал. Но, в то время, на границе Российской империи, на территории современного Казахстана, шалили джунгары. В документах они иногда написаны зюнгары. Думаю, была какая-то причина, по которой Зиян назвал своего сына Унгаром. Это предполагает, что Зиян знал как правильно называется Унгар. Не хунгар, джунгар, зюнгар, а именно унгар.
Но это мои предположения.

Байряс.
Когда-то, приезжал в Ташкент. При хождении по городу купил у узбечки оранжевые вкусные плоды, похожие на малюсенькие яблочки. Такие же растут в городе Агидель, только помельче. Зашёл к своему дяде и спросил про эти плоды. Он ответил: бояр аши. Боярышник.
Тогда подумал, что это боярская еда. Долго был в этом уверен. Но всему своё время.
Как уже писал, начал поиск Байряса, предки которого засветились в Калчир Бураново и Юлуково. Но имя никак и ни с чем не сопоставлялось. Пока не прочитал Монгольско-русский словарь. Под общей редакцией А. Лувсандэндэва_ Москва-1957.
Попались слова: Баяр, Баярын, Баярын хурал. Думаю, что сразу создалась ассоциация с русским словом боярин.
Но Баяр и Байряс разные слова. Это так кажется. Разные произношения, а суть слов одна. Кто записывал имена в документы? Русские писари. Что им послышалось, так и писали. Настоящее имя, предполагаю Баярас. Сравните с татарским словосочетанием бояр аши. Но смысл имени не тот, что едят бояре, а смысл тот, что Баярас родился, возможно, во время какого-то торжественного праздника. Или же, для отца и его матери это была радость. Наконец родился сын. И в честь него устроили торжество. Каждый сам может интерпретировать по-своему.
Все три страницы прилагаю.
Также, можно посмотреть, что означает слово баян. Он чуть выше слова Баяр. Это тонкий намёк, кто изобрёл баян. Европейцы или тюркские народы.
Что теперь мы знаем? Значение двух русских слов боярин и баян.

Кутлу.
Монгольско-русский словарь. Под общей редакцией А. Лувсандэндэва_ Москва-1957.
Снова ссылаемся на русских писарей. Что слышал, то и писал. Что видел, о том и пел.
Писали писари Сабай Кутлин. На русский лад. Пока предполагаю, что Сабай Кутлин родился на ручье Ишкутла недалеко от современного Толпарово. В свете найденного в словаре слова ХӨТЛӨХ, могу предположить, что мои предположения по месту рождения и имени отца Сабая верны.
Попробуем понять смысл имени Ишхөтлөх. То есть Ишкутлуг. Ранее писал, что Кутлуг имеет значение знаменитый. И сопоставил со словом мастер. Видимо, исследователи орхоно-енисейской письменности неверно интерпретировали слово Кутлуг. И эту же ошибку пришлось совершить и мне. Поэтому и не получалось узнать полный смысл имени Ишкутла. Теперь же, всё встало на свои места.
Ишхөтлөх (Ишкутлуг) имеет смысл – вести людей. Остаётся пока не ясным вопрос. Почему Сабай записан Кутлиным, а не Ишкутлиным.
Попробуем разобраться в названии ручья Ишкутла. Окончание “а”. Возможно, что не полностью написано название ручья. Что услышал писарь, то и написал. Возможно, что название ручья Ишкутлугай. То есть должно присутствовать окончание “ай”. То есть окончание должно быть в превосходной степени. Смысл немного меняется, но не сильно. Смысл – предводитель людей. То есть, уже по иерархической ступени выше. Одно дело вести людей, с которым может справиться любой. Другое дело быть предводителем людей.
На основании разбора смысла имён возникает вопрос. Могут ли люди, занимающее высокое положение в обществе называться рабами, как интерпретируют некоторые исследователи на примерах слов КОЛ и ЧОРУ. Естественно, что нет.
Если удастся найти оригиналы документов, о которых писалось ранее в ДЗЕНе, то возможно, что окажется другой смысл в тех документах.

Продолжаем изучать монгольско-русский словарь.
В старом монгольском языке, по-видимому, нет слов, начинающихся с буквы “к”. Встречаются только современные слова с этой буквой. Буква “к” встречается у народов, которые живут рядом с Монголией. То есть, монгольский и древний тюркский языки по произношению разные, но основа многих слов одна. Поэтому, монголы, сибирские и алтайские народы могли понять друг друга. Монгольский язык, похоже, не сильно изменился под воздействием многих факторов. И это нам даёт понять смысл многих слов.
В поездке по Карелии, встретились названия рек: Идель, Кемь, Кола. По этим названиям, можно теперь определить, что Карелию заселяли три языковые группы сибирских народов. Но ни один монгол там не был. Все три названия рек имеют одно значение – река. То есть переводятся с этих трёх языков – река. Достаточно смелое моё утверждение. Но разберёмся. Чтобы, что-то найти требуется иногда нестандартное мышление. Не надо упираться на то, что какой-то учёный написал именно так, а не эдак. Учёные иногда ошибаются.
Идель = Идел.
Кемь = hем.
Кола = Гол.
Выписали три названия реки и как они пишутся на самом деле. Идел на тюркском = река. hем, река на сойотском. А вот Кола кажется непонятно. Возможно, что русифицированное Кол. Все три слова = река.
В монгольском языке гол означает река. Но здесь основа названия кол. Это может означать, что народ, который жил на Кольском полуострове, имел диалект, отличающийся от монгольского. Следовательно, что они жили рядом с монголами. То есть, они жили на Алтае или в Сибири ближе к Уралу. И на восток ближе к Енисею. На это и указывают все три слова. Идель – уральские народы. Кемь – енисейские народы. Кола – алтайские народы. Сойоты, если мне не изменяет память, то они жили рядом с современными бурятами.
Теперь перейдём к слову кол.
В русском языке слово кол означает заострённую палку, воткнутую в землю. Нет даже намёка на реку. Кол Чору, смысл которого пытаюсь разгадать. Тоже нет намёка на реку.
Теперь заглянем в Монгольско-русский словарь. Под общей редакцией А. Лувсандэндэва_ Москва-1957.
Мы увидим, что у слова Гол несколько значений. Река, стержень, главный. Делаем поправку на диалекты других народов. Гол тогда соответствует Кол. Тогда, русское слово кол соответствует стержень. Тогда, слово кол принесли не монголы, а тюркские народы, которые были в составе войск сыновей и внуков Чингиз хана, и оно закрепилось. Может и ранее, во времена, когда существовала Римская империя и римлян шерстили гунны (хунгры).
В древнем тюркском языке Кол Чору может соответствовать главный повелитель. Исходя из того, что у карелов тюркского происхождения чуари соответствует слову царь. То есть повелитель. Вспомните фразу: царь повелевает.
И пока посетила мою голову мысль, что Коварды не означает бледноватый, как ранее писал в самом начале моей галиматьи. Может означать имя человека Кууардай. Поэтому следует вновь заняться этим вопросом. К какой ветке он может относиться. Вероятно, поэтому Коварды тёмное пятно, которое следует разгадать. Следует обратить внимание в слове Туул гол “уу” читается как “о”. Этот нюанс следует иметь в виду при поиске.

Продолжим изучать имя отца Сабая Кутлина. Расшифровка имён людей, живших в те времена, даёт много информации о них. Важно, правильно извлечь эту информацию.
Вспомнилась сценка в цирке. Выступает узбек и русский. Узбек выводит на арену ишака. У ишака сзади висит табличка. ИШ421. Русский спрашивает: почему у ишака табличка ИШ421. Узбек отвечает: это моя машина, Русский: но машина бывает ИЖ421. На что узбек парирует: Ты что, не видишь? ИШ, это ишак. 4 – это 4 ноги. 2 – это два уха. 1 – это 1 хвост.
Так и здесь. Надо правильно расшифровать имя.
В первый раз неправильно интерпретировал Ишкутлуг в мастер из-за того, что сбило с толку начало имени Иш. Тогда подсознательно применил узбекский язык. В узбекском языке иш = работа. Отсюда и ошибка.
Разобьём имя Ишкутлугай на три части. Иш, Кутлуг, Ай. Кутлуг мы теперь знаем – водить. Ай окончание, которое переводит слово в превосходную степень. Здесь можно применить понятие – водитель. Иш было до некоторого времени непонятно.
Но, все рассматриваемые имена имеют корни близко к монгольскому. То есть, рассматриваемый народ не монголы, а племя, которое жило рядом с монголами. Поэтому в легенде и описана встреча с Чингиз ханом и поездка на телеге. Жили люди племени Табын недалеко от Монголии. По этой же причини диалекты монголов и табынцев отличались. Но основа слов была одна. Может быть, ранее они были одним народом, но это неизвестно.
Отвлеклись немного.
В монгольском языке ИШ имеет несколько значений. Страница словаря прилагается. Если выбрать из прилагаемых значений этого слова, то можно выбрать источник, основа, начало. Можно трансформировать в смысл перед, передок. Попробуем составить полный смысл имени Ишкутлугай. Получим – предводитель. Каждый может сам попробовать поискать смысл имени Ишкутлугай, которым назван, по видимости, ручей Ишкутла недалеко от современного Толпарово.
По именам, возможно, можно понять какая роль предназначена была отцом сыну уже при рождении.
Пока не могу расшифровать имя Смакол. Если его произносить на монгольском, то будет Смагол. Деревня называлась Смагулова. В документах служащих военных, потомки записаны Смакаев. Чувствуется окончание ай. Деревня Смагулова, чувствуется окончание кол.

Слово тайбын на сойотском языке перекликается с одним из значений слова тавин на монгольском. Мир, спокойствие. Следует смотреть территории: от Урала и до Бурятии, чтобы локализовать племя Табын. Ближе к Алтаю, попадаются больше слов идентичных у разных народов.

Продолжим обвязку Калчировой волости. Без понимания названий деревень, рек, имён людей трудно закопаться в жизнь людей того времени. Копаем со всех сторон, чтобы понять, как они жили. Взаимоотношение людей. Кто они такие. То, что ищу и отыскиваю, это не научный труд. Наукой пусть занимаются историки. Это взгляд на жизнь людей прошлого со стороны дилетанта в истории. Да и надоели те историки, которые не ищут факты, а тупо переписывают друг у друга, умножая ошибки предыдущих.
В именах людей, названиях рек и так далее, есть много фактов, которые мало кто видит. Названия искажены очень сильно. Поэтому, с женой приходится ездить и искать места, где искажения названий минимальны. Сравнивать с аналогичными словами других тюркских народов.
Почему была предпринята поездка в Карелию и далее к Ледовитому океану (Балтийскому морю). Попалась в книгах учёных-историков упоминание о курелах на Урале. Это и дало толчок обратить внимание на Карелию. После поездки в Карелию, насчитал три группы сибирских и уральских народов. То есть три языковые группы, которые относятся к народам Сибири и Урала. И попутно разбивается в пух и прах финно-угорская теория. Если бы, народы шли с запада на восток, то есть из Европы в Сибирь, то язык у многих народов был бы европейским. Что не наблюдается. Урал, Сибирь, Монголия говорили бы на европейских языках. Этого нет. Наоборот. У многих народов Европы присутствуют слова тюркского типа.
Пока предпримем попытку понять название реки Зилим. Название сильно трансформировалось. Удача состоит в том, что в документах сохранилось старое название Езем. Без этого трудно было бы узнать первоначальное значение. Но и название Езем трансформированное. Поэтому и необходимо искать слова у разных народов. Сравнивать диалекты, а не тупо указывать, что у другого народа написано так и вступать в споры, какое слово правильное.
Пока есть два словаря, где можно найти намёк на слово Езем. Смотреть также следует хакасский язык. Пока не приступил к нему. Путём сравнения языков и диалектов, можно попытаться примерно локализовать место, где зародился язык табынцев.
Привожу два листа из монгольского и сойотского словарей. Из них можно сделать предварительный, но не окончательный вывод, что табынцы жили ближе к монголам, чем к бурятам. И возможно по Алтаю и по Иртышу. Это предположение, а не утверждение. Далее на восток, диалекты и языки меняются. Что уже видно на примере сойотского языка.

Хакасский язык сильно отличается от монгольского. Не соответствует словам Калчировой волости. В хакасский язык входит язык народа бельтир. Просмотрел по карте где находится Бельтир. Осматривая Алтай на карте, заметил населённый пункт Калжыр. Село Калжыр, Верховье реки Иртыш. У озера Зайсан. Курчумский район. Восточно-Казахстанская область. С Монголией не граничит. Между ними Китай. Но, в давние времена, видимо не относилась к Китаю. Недалеко находится Таван-Богдо-Ула. Горный массив на юго-востоке Алтая, расположенный в области схождения границ России, Монголии и Китая. То есть, гора Табын. Тогда, Табын = Таван. Что означает пять. Следовательно, исследователи историки верно указали значение слова Табын. Место изначального обитания табынцев, возможно локализовано. Совпадение языков с монгольским, но с диалектами. Теперь стало понятным, почему в царское время, казахи попросили Омского губернатора разрешить им жить на Джазаторе. Часть племени Табын (казахская ветка) вернулось на свои земли. Возможно, когда-то, часть табынцев ушла по Иртышу в Сибирь, а часть в Казахстан. Получилось, что широкой дугой шли с изначального места обитания на Алтае. И дуга была от Казахстана до Тюмени. Захватывая Урал. На восток не шли. Шли на север, северо-запад, запад. Это предположение.
Но уже легче искать смысл имён. Возможно, что имеет смысл ехать на Джазатор и расспрашивать местное население. Следует проработать этот вопрос. Следует составить план поездки на 2024 год. Местность приграничная. Следует узнать условия допуска на приграничную территорию. Составить альтернативный план поездки в Казахстан на верховье реки Иртыш. На озеро Зайсан.

В монгольском языке нет старых слов, которые начинаются с буквы ”к”. Их заменяют слова, которые начинаются с буквы “х”.
В словаре находим слово “хол”. В одном из определений читаем, что ХОЛ употребляется для выражения превосходной степени. Даётся определение: гораздо, несравненно, значительно.
В письменах 8-го века написано о повелителе Кол Чору. Будут ли его подданные называть его рабом? Думаю, что он им сделал бы сразу “секир башка”. А превозносить его могут. Думаю, что “несравненный повелитель” подошло бы ему больше. И волки сыты и овцы целы.
Мог ли отец Калчира (Кол Чору) в Калчировой волости назвать рабом сына, если по предварительному анализу имён у многих имена возвышенные. Да ни один отец не пожелает такого своему ребёнку. Это делают только сумасшедшие. Как не так давно одна пара идиотов пыталась дать имя ребёнку БОЧ (биологический объект человека).
Так как табынцы связаны с монголами одним языком, но с диалектами, то считаю, что слово Хол и есть Кол. Но пока продолжаю собирать факты. Это не окончательное решение.

Вернёмся вновь горе Таван-Богдо-Ула. По-другому её называют гора Табын. Вероятно, это промежуточное место племени табын. Видимо здесь и произошло разделение племени на казахскую и сибирскую ветки. В Казахстане сохранилось название Калжыр. На Урале были поселения Калчир. Диалекты уже разные. В восточной Монголии до сих пор живут казахи. Посёлок Уулгий – казахский. Поэтому, многие туристы удивляются, что там язык не монгольский. Да и казахи из Казахстана ездят в гости к своим родственникам в восточную Монголию через Россию. Через Китай им проехать сложно из-за китайской бюрократии.
Если изучать письмена 8-го века, где описаны правители Кол Чору и Муюн Чору, то заметим, что письмена были найдены на Орхоне. На берегах Селенги. Да и у сойотов присутствую слово Чору. Можно сделать предварительное предположение, что табынцы с Орхона или близко к нему. Также, в Иркутской области, существует речка Кавардайка, которая впадает в Байкал. Если сравнить слова тайбын на сойотском и тавин на монгольском, то значение одно и то же – спокойствие.
В орхоно-енисейских письменах описаны кырказы, которые, как удалось разобраться, жили на Енисее. На реке Кемь. Возможно, они ушли впоследствии оттуда и стали киргизами. Утверждать не буду, это предположение.
Не все имена людей связаны с монгольскими корнями. Но, что-то удаётся узнать.
Ещё один факт из истории Майки бия. Существуют две легенды встречи Майки бия с Чингиз ханом. Когда маленький Темучин потерялся, то его нашёл Майки бий и привёз к его отцу. Вторая легенда о поездке Майки бия на повозке Чингиз хана. Но есть ещё одна легенда, которую прочитал, но потерял где прочитал. Сюжет такой. Соседские мальчишки били Темучина. Майки бий проезжал мимо. Увидел это. Вызвал отцов тех мальчишек. Запряг их в свою телегу и отвёз Темучина к его отцу. В двух легендах видно, что Майки бий жил недалеко от отца Темучина. В одной легенде неизвестно, где жил Майки бий.
В именах табынцев присутствуют монгольские и тюркские корни. Думаю, что слова следует искать у народов, живших в то время на Байкале. У бурятов другой язык.
Видимо, после распада империи Чингиз хана, табынцы ушли оттуда. Так как, началась сильнейшая междоусобица. И ушли на Алтай, в западную часть Монголии. Затем разделились на казахскую и сибирскую ветки. Сибирская ветка пошла по Иртышу. Но, существует легенда, что Чингиз хан дал Майки Бию земли Урала, тамгу и уран.
Но, на основе таких предположительных умозаключений, следует искать народ в Сибири с близким языком к табынцам.
На основе какого языка расшифровывались орхоно-енисейские письмена?

Вернёмся снова к имени Юлукай. В монгольском не нашёл слово улуг. Но в сойотском встретились два слова. Yлиғ (Yлyy) и улығ. Если сопоставить имя Юлукай с Yлиғ (Yлyy), то при рождении ему предназначалась какая-то доля в наследстве. Если сопоставить со словом улығ, то он был старшим в семье. Можно по разному представить интерпретацию имени. Возможно, что изначально Юлукай не рассматривался на должность главы рода и поэтому ему впоследствии выделили долю. Но, это измышления. Как было на самом деле – неизвестно.
То, что имена людей Калчировой волости сопоставляются с монгольскими, сойотскими словами и с орхонскими письменами, предполагают, что истоки табынцев следует искать на берегах реки Селенги ближе к Байкалу. Конечно, за 12 веков, состав народов в той местности изменился и часть сойотов локализуется по названиям рек и населённых пунктов в Карелии. Выводы делать рано, но следует иметь в виду. Возможно, что часть табынцев ушла по северу через Урал в Карелию. Так называемая северная (третья) ветка.
Следует искать промежуточный народ между монголами и сойотами. Названия местностей и имена людей Калчировой волости перемешаны наполовину с сойотским и монгольскими словами.
Изучить орхоно-енисейские письмена. Где были найдены письмена, в которых упоминаются Муюн Чору и Кол Чору. Возможно, тогда локализуется местность, где изначально обитало племя Табын.

В монгольском языке раб означает боол. В языках Средней Азии означает Кол и Кул. У таджиков - гулам.
Таджики, в орхонских записях именуются тезиками. Язык таджиков отличается от тюркского. Слово гулам (gulam) существует также у непальцев. Конечно, по одному слову нельзя сказать, что таджики, это потомки непальцев. Но напрашивается вывод, что определение раб = кул (кол), взято из языка таджиков. Кул (кол), это вероятно, изменённое гулам.
Близость монголов и древних тюрков, даёт основание полагать, что кол (кул) не означает раб у табынцев.
То, что вероятно слово кул (кол), означающее раб пришло из таджикского языка, это и сбивает многих с толку. Это слово прочно закрепилось в современных тюркских языках. Даже у турок присутствует слово коле (О с умляутом, то есть над буквой О две точки). Но они ушли из Средней Азии несколько веков назад. Следовательно, кол (кул) уже было трансформировано из гулям в кол (кул) много веков тому назад. Вероятно, это и есть разгадка.
Но, всё же продолжу копать дальше.

Ещё один нюанс в имени Калчир и названии посёлка Калжир в Казахстане. Написаны с буквой “а”, а не “о”. Возможно, это намёк на то, что люди племени Табын стали забывать свой древний язык. Язык изменился. И некоторые слова, стали заменяться, другими словами, которые пришли от других народов. Сейчас этот древний язык и вовсе забыт. Ведь мало кто задумывается над смыслом имён. Ранее писал, что в середине прошлого века равнинные башкиры с трудом понимали горных башкир. Горные башкиры сохраняли ещё старый язык. Сейчас язык уже соответствует общему тюркскому языку, который существовал на равнине.
Так как слово кол стало иметь совершенно другой смысл, чтобы отличить изменение и было введено в практику называть не Кол Чору, а Калчир. То же произошло и со словом Чору. Удача соответствовала тем, что у тверских и петрозаводских карел сохранилось это слово. Хотя и немного изменённое. А также сохранился его перевод. Который подсказал смысл этого слова.
Так, что в ссылке, которую прислал Загит, всё верно. Запись идёт о рабах. Можно не искать этот документ. Первоначальный смысл слова кол был уже изменён за несколько столетий назад. Табынцы, когда пришли на Урал, столкнулись с такими же словами, но с другим нехорошим его значением. И они приспособились, изменив первоначальные такие-же слова. Произошло лингвистическое столкновение, которое табынцы обошли. Пока это предположение. Пока имеется предположение, что тюркское кол произошло от непальского и таджикского гулам. А древне-тюркское кол имеет другой смысл. Изменение видимо произошло после монгольского нашествия. Так как русское кол и монгольское гол имеют одно значение – основа, стержень. Возможно, что изменение смысла слова кол произошло в 13-14 веках.

Бурят-монгол-ород словарь. К. М. Черемисов. Москва - 1951.
Сравниваем с монгольским. Табин - два определения совпадают. Одно определение, которое означает спокойный, не совпадает.
Сравниваем с сойотским. У сойотов спокойный - тайбын. У бурят спокойный - тайбан.
Табин у бурят одно из значений означает род. Относится к тункинскому говору.
Копаем дальше.