Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Опытъ словаря тюркскихъ наречiй. В. В. Радлова. Том 2. Часть 1. Санкт Петербургъ. 1893.
Слово коlчiр. Джагатайский язык.
Клеветник можно отбросить. отец не назовёт сына таким словом. Собиратель слов, поэт, стихотворец, пророк может и подойдёт.
Копаем дальше.

Опытъ словаря тюркскихъ наречiй. В. В. Радлова. Том 2. Часть 1. Санкт Петербургъ. 1893.
Слово коварды было определено правильно, как бледноватая. У Радлова дано определение этого слова. У него записано это слово, как казанское наречие. Татары и башкиры забыли смысл этого слова примерно 150 лет тому назад. Может и больше. Буква написанная греческой буквой омега, вероятно соответствует букве "о".

Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. Э. Р. Тенишев. Москва "Наука" 22002.
Труд очень интересен.
Со словами "кул" и "кол" так наворочено у разных исследователей, что можно сойти с ума. Постараюсь, чтобы "крыша у меня не поехала".
Похоже, что имя Кулукай произошло от "кул, кулук". Пока проверяю.
Возможно, что имена давались два раза. Одно в при рождении. Второе в возрасте когда занимал место в племенной иерархии.
Если зафиксированные имена были вторыми, то они означают место человека в роду.
В одном документе написано Кулакаев. В другом Калмакаев. В шежере Кильмяк и Кулакаев не созвучны. Кильмяк и Калмак созвучны. У Кузеева написано, что Кильмякк пришлый и поэтому составители шежере вписали Габдуллу. Откуда Кузеев взял эту версию? Личное его мнение или есть документ?
Искать следует более обширно по слову калмак.
В прилагаемой странице сокращение ЛИ имеет значение Личные Имена.

Читая записи об КюльТегине, заметил различия. Слово раб есть в древнетюркском. Пишется "ҡул". Но, имя пишется Кюль Тегин. Различаются звуками. В слове ҡул "у" грубое. В имени "у" мягкое и буква "л" мягкое. Возможно, что и в имени произносится Кюль Чору, Смысл резко меняется.
Имя написано в древних записях Кyлi Чор. Фрагмент записи: Улуг Kyлi-Чор секiз он йасап, йоҡ болты.
Великий Кули-Чор, прожив восемьдесят лет, умер.
Следовательно, копал не в том направлении. Ошибся с именем Калчир. Вместо Кули-Чор искал Кол Чору.

Памятники древнетюркской письменности Кутлуг-Кагана, Кюль-Тегина найдены в бассейне реки Селенга и её притока Орхона, а также в прилежащих к ним местностях. Куль-Тегин сын Кутлуга родился в начале 685 года и скончался в 731 году.
В слиянии рек Селенги и Орхона находиться город Сухэ-Батор. В 9-ти километрах от российской границы. Южнее Байкала.
Навряд ли, можно найти, что-либо при расспросах местных жителей. За 9 – 14 веков язык сильно изменился и народы, жившие тогда ушли, а на их место поселились другие. Единственные источники сравнения со словами остались орхоно-енисейские письмена. И косвенное сравнение, языки местных современных народов. Речушка Кавардайка у Иркутска. И Национальный парк Тункинский, где предположительно жили сойоты. Пока предполагаю, что в очерченных местах жили предки табынцев. Это предположение, а не утверждение.

Имена, упоминаемые в книге Г. Айдаров. Язык Орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века. Алма-ата – 1971.
Орхонские памятники.
Памятники Кюль-тегину и Могиляну, Тоникука.
Кутлуг-(Ильтерис)-каган. (Ильтериш-каган). Отец Кюль-тегина и Бильге-кагана. Другое имя Гудулу.
Могилян. Сын Кутлуга. Памятник ему найден в бассейне реки Орхон, в 60 км к северу от буддийского монастыря Эрдени Цзу. 683-734 г.г. В 683 стал шадом. В 716 – каганом. С 716 года принял имя Бильге-каган.
Кюль-тегин. Сын Кутлуга. Младший брат Могиляна. 685 – 731 г.г. Найдено портретное изображение Кюль-тегина и его жены. Найдена голова статуи Кюль-тегина. По табгачским источникам – Кюль-Дэле.
Бельге-каган. Бильге-каган.
Бумын-каган. Предок Бильге-кагана.
Истеми-каган. Предок Бильге-кагана.
Капаган.
Мочжо. Дядя Бильге-кагана и Кюль-тегина.
Йолыг-тегин. Составитель текста памятника Куль-тегину.
Он-тутук. Из народа табгач.
Чача-сенгун. Из народа табгач.
Интересная особенность. Бильге-каган (Могилян) “умер в год собаки, в десятый месяц, двадцать шестого дня, т.е. 25 ноября 734 г. Похороны же были устроены в год свиньи (735 г.) в пятый месяц, на двадцать седьмой день”. Прощались с ним долго.
Теперь посмотрим на “принцессу Укока” на Алтае. Умерла она зимой, а похоронили весной. Также большой промежуток между смертью и похоронами.
Тоникук. Сын Мочжо. Памятник найден в 36 км к юго-востоку от г. Улан-Батора. Советник Гудулу-кагана. При Капагане попал в немилость. Снова поднялся при Могиляне.
Бумын.

Памятник в честь Кули-Чора.
Найден в долине Ихе-хушоту, к юго-западу от Улан-Батора.
Кули-Чор. Современник Бильге-кагана и Тоникука. Вождь народа тардушей.

Памятник в честь Моюн-Чора. Найден в бассейне р. Селенги, около Шине-Усу.
Моюн-Чора. Первый каган уйгурской династии. Вступил на престол в 745 г. В год Тигра (750 г.) пошёл на чиков. Сражение произошло у реки Кем.
Озмыш-тегин. Тюркский каган. Его убил Моюн-Чору.
Тай-Бильге Тутук. Враждовал с Моюн-Чору.

Другие памятники.
Хойто-Тамир.
Ихе-Асхет.
Эльтерис. Брат Мочжо.

После 552 года.
Мугань-хан.

П. М. Мелiоранский. Памятьникъ въ честь Кюль Тегина. С.-Петербургъ. 1899.
Из книги можно понять, что Гудулу, это китайская транскрипция имени Кутлуг. Кюль в китайской транскрипции – Кюй.
Тюрки в китайских летописях именуются Тугю. И “просходятъ из “дома” Хунну (Hiong-non), отрасли Ашина. Родина ихъ – горы Kin-chan, которыя, по всей вероятности, следует искать где-нибудь на северном склоне теперешнего Алтая”.
Упоминается Тумын. Умер в 552 году. Упоминается его сын Kho-lo (Коло) и Исиги-хан. Думаю, что это не тот Тумен-бий, который описан в шежере. Шежере начинается чуть ранее времён Чингиз-хана. Здесь же 6-й век.
Му-юй, возможно Моюн-Чору. Есть имя Кигинь.
Кутлуг написано, что из рода Хели.

Изучение имён в орхонских памятниках, настраивает на мысль, что у табынцев было два имени. Одно давалось при рождении. Другое давалось взрослому по его иерархии. Об этом уже читал у одного башкирского историка. Не помню его и его книгу. Поэтому, в Калчировой волости, имена следует попробовать сопоставлять с иерархией.
На одном из бурятских форумов прочитал имя Калмак. Попробовать узнать у них. В лоб не ударят если спрошу. Люди разные бывают. При запросах некоторые отмалчиваются, некоторые отвечают, некоторые посылают матом.
Чтобы изучить Калчирову волость, необходимо лезть в такие исторические дебри, что “мама не горюй”.

Разбор имени Юлукай. На основании разбора имени с точки зрения накопившихся фактов и более глубокого изучения тамговой письменности, пришёл к выводу, что ранее заявленное мной значение имени Юлукай - величайший не соответствует его значению. Анализ показал, что значение Юлукай соответствует - получивший долю. На рисунке показан логический ход рассуждения. На втором рисунке тамговый алфавит.

Попробовать сопоставить имя Смагул с древнетюркским. словом Сумуз. Сумуз = наши войска. Есть подозрение, что Смагул (Смакай) связан с военным делом у Кильмяка (Калмака).

Пока разобьём имя Смагул на три части. СУ - МАҒ - КОЛ. Воин - Славный - Основа. Может быть, что-либо получится. А может быть и другой смысл будет. Будем искать и сопоставлять. А также и Кули Чор ищем.

Разница между именем Калчир и словом раб.
В прошлый раз написал, что не нашёл букву "е" в древнетюркском алфавите. Видимо глаз замылился. Буквы "А" и "Е" обозначаются одной тамгой.

Пока проявляется смутное представление о Кальчировой волости. У Кильмяка (Калмака) имелось несколько жён. От старшей жены были сыновья Кальчир (Коли Чор) и Смагул. Имена древние. Самый старший, по иерархии жён, был Кальчир (Коли Чор). Вторым был Смагул (Сумағкол). Если разложить имя на части, то получим Су Мағ Көль. Воин. Слава. Основа. Исходить возможно из этих зачений.
Были деревни. Смагулова и Сазгулова. Разложим Сазгулова на Су Аз Гол. То есть на Су Аз Көль. Возможное значение: - Воин. Мало Основа.
Кальчир (Коли Чор) стал главой рода после Кильмяка (Калмака). Смагул (Сумағкол) военным начальником. Суазгул пока неизвестно кто это. Одно ли лицо Смагул и Суазгул или разные люди.
В документе, предоставленный НИЛ, имеется человек с фамилией Магазов. Если разложить имя Магаз на Мағ Аз, то получим значение славный малый. Возможно, Юмагузя и есть Мағаз. Тогда, при сопоставлении тамг, было выявлено, что тамги имеют один вид тамги.
Пока это всё предположения и оно в разработке.
По Сабаю. Также в разработке. Пока, предварительно Сабы - его слово, его речь.
По реке Зилим. Возможно, что река была переименована из Езем в Илим, которая стала впоследствии Зилим. Елiм, iлiм – моё государство, мой народ. Надо разбираться.

Расшифровка имени Сабай. Это не окончательно. Если всплывут другие факты, то будет пересмотр. Но, по расшифровке имён людей Кальчировой волости, видно, что сохранившиеся имена несут информацию о должностях и положении в обществе, которую занимали люди в Кальчировой волости.

Вероятно, у Кильмяка (Калмакая), Юлукай был от третьей жены. Был самым младшим. Согласно иерархии жён, он мог получить только небольшую долю земли, но не владение и не управление. Управление мог получить только старший сын Кальчир от первой (старшей) жены согласно старшинству жён. Смагул мог получить только управление военными силами, если следовать иерархии жён и братьев. Видимо, он был вторым сыном у Кильмяка (Калмакая) от первой (старшей) жены. Поэтому, после Кальчира, Смагул стал управлять волостью временно по какой-то неизвестной причине. Вероятно Агий ещё не достиг совершеннолетнего возраста и Смагул был его наставником. Может быть и другая причина. После передал управление или Агию или Килтесу. До Сабая, видимо, управлял Таиш. Подрос Сабай и он получил управление от Таиша. Род Смагула управлял военным делом.
В именах зашифрованы должности людей. Это не настоящие имена. Это должности и положения в обществе, которые они занимали. Пока такая версия. Её буду проверять.

Пока, тёмное пятно Коварды. Пока предположу схему в разработку. Ремей, у которого был сын Калмак (другой Калмак), был также младшим сыном Кильмяка (Калмака). И он также как и Юлукай получил свою долю. Следует тогда расшифровать имя Ремей. Это версия. Запускаю её в разработку.

Диалект западной, северо-западной части Байкала, отличаются от диалекта юга и юго-запада Байкала. Более подходит диалект к Калчировой волости диалект юга и юго-запада Байкала. Ближе к монгольскому диалекту. По изучении монгольского диалекта, выявилось, что монгольский язык произошёл от древнетюркского. Но можно использовать для поиска и хакасским языком, хотя он сильно отличается. Но, при определённых условиях, он может использоваться для сравнения.
Диалект западной, северо-западной части Байкала: Алим - государство.
Диалект юга и юго-запада Байкала: Илим - государство.
У хакасов букву "П" следует преобразовывать в "Б".

Подтверждение того, что имена давались два раза, найдено на памятнике из Кежилиг-Тобу. Находится в Улуг-Кемском районе, республики Тыва.
Тамговую запись не проверял. Доверимся учёному.
Первое имя давалось при рождении. Второе имя давалось в возрасте. В Кальчировой волости должно быть аналогично. Да и не только в Кальчировой.

Дальше написано, что по достижении 19-и лет, он стал служащим. Если этот факт перенести на Калчирову волость, то вторые имена там также давались в 19 лет. Этот возраст считался совершеннолетним. Поэтому, на Урале и записывали на воинскую службу в 19 лет. Следовательно, Сабай получил второе имя (Сабай) в 19 лет. Получил должность от временно исполняющего эту должность Таиша. Получил в соответствии со сложившейся иерархии.

На одном из памятников, написано "огя". Это часть имени. В башкирском алфавите нет таких гласных букв. Мелькнула мысль, что имя Агий (Агуй) возможно сложносоединённое. То есть состоит из двух слов. Следует проверить.

Килтес Агиев. Следует разбить имя Килтес на два слова. Возможно, что часть имени “Кил” соответствует Көль. Следует разгадать, что означает вторая часть имени. А также, возможно, что сесен не означает, что он “играл на пианино или гитаре и пел песни напару в обнимку с медведем”. Возможно, что это часть его имени. Изучение покажет, что на самом деле.
По Юлкутла Умерову. Навряд ли Умир слово магометанского типа. Следует искать его древнетюркское значение. Так как, у его сына Юлкутлы имя древнетюркское. Имя составное из двух слов. Затем. До Пугачёвского восстания и во время него, он в документах записан как старшина Калчировой волости вместе с Сабаем Кутлиным. Возможно, что он исполнял обязанности старшины до совершеннолетия Сабая Кутлина на одной части Калчировой волости. Таиш на другой. И они были наставниками и помощниками Сабая Кутлина в самом начале его правления. Пока это предположение.
Если, все ждали совершеннолетия Сабая, то напрашивается вывод, что Кутла (Кутлуг, Ишкутла) был первым сыном от старшей жены Килтеса. И не важно. Были ли у него сыновья старше Кутлу (Кутлуга, Ишкутлы) от других жён. Вступает в силу закон иерархии жён.
Также и Агий. Он должен быть старшим сыном от первой жены по иерархии жён.
Неважно, сколько лет другим сыновьям от других жён, даже уже в зрелом возрасте. Если родился сын от первой жены намного позже других сыновей от других жён, власть перейдёт к сыну от первой жены. Все будут ждать его совершеннолетия. До его совершеннолетия правят вторые лица. То есть, будет править следующий брат его отца. Иерархия не сложная. Просто с наскока трудно сразу понять. Если нет кандидата, то правит военная ветка. Здесь такой случай с Юлкутлы Умеровым.
Всё это необходимо разложить по “полочкам” и просчитать варианты. Пока это рассуждения. Могут оказаться неверными. Расчёты покажут.

Чору на тофаларском. Язык тофаларов сильно отличается от древнетюркского, но некоторые слова подходят. Теперь имеем два языка для сравнения. И то, что табынцы отличаются от народов, которые обитали и обитают на севере, северо-западе и западе от Байкала. Юг и ого-запад от Байкала, более соответствуют языку табынцев.
Рассадин. Тофаларско-русский и русско-тофаларский словарь 2005.
Идёт поиск значения слова Апас. Пока подозрение на слово Айбы на тофаларском. Следовательно, искать значение в других языках.

У "С. Е. Малов. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. 1951." нашёл слово войско. Так как в башкирском алфавите нет буквы "У" с умляутом (не загрузил на компьютер немецкий алфавит), то запишу башкирскую "Ү".
СҮГ = войско.
Имя Смагул, которое в списках военнослужащих, которые фигурируют и Асфандиярова, записан как фамилия Смаков, разделяется на три слова. Сүғ-Мағ-гол.
Соответственно, Суазгул, чьим именем названа деревня на карте, Сүг-Аз-гул.
Теперь, следует подобрать значение слова "гол" или "гул" соответствующей имени-должности. Может оказаться, что это слово соответствует Көль. Пока считаю, что "основа".

В этой же книге попалось слово "Кобартдым". Если убрать окончание, то получим "Кобарт" - вероятно означает возвышение. Если Кобартды, то возвысился. Тогда то, что ранее предлагал как бледноватая может и не подойти. Может означать тогда, что ручей течёт с возвышения. или человек получил повышение и создал деревню. На картах: на одной карте Коварды находится на берегу Зилим, на другой уже в другом месте. Два варианта: Или картографы того времени рисовали карты "от балды" или всё же это человек. Жил в одном месте, затем перешёл жить в другое место.

Значение слова Чору на тувинском.
/чорут*/ понуд. от чору* (см. чоруур) 1) 1) посылать, отправлять; чагаа чорудар отправить письмо; командировкаладып чорудар послать в командировку; 2) вести, проводить; политмассалыг ажыл чорудар вести полит-массовую работу; 3) водить.
/чор*, чору*/ 1) идти, ехать, уезжать; даарта чоруур бис мы поедем завтра; 2) быть, находиться; Москвага чораан бис мы бЫли в Москве; 3) плыть, ехать; пароход-биле чоруур ехать (плыть) на парохОде; 4) как вспомогательный глагол в сочетании с деепричастием на *п основного глагола выражает длительное действие: олар эки чурттап чоруур они хорошО живут; ачам бо черлерден аңнап чораан мой отец охОтился в этих местах.
Если, согласно слову Чорут, третье значение, то Чору можно рассматривать как значение "вождь".

На одном из форумов прочитал о временах Чингиз хана. Был предоставлен фрагмент карты Николаса Витсена. Поискал эту карту. Похоже на то, что на карте показан 13 век. Обвёл красным прямоугольником слово "Taingin". Рядом написано "KARLI". Возможно, это карлуки, которые описываются на древних памятниках. Рядом с "Taingin", написано "MONGUL".
На форуме написано, что изображённое озеро, это Байкал. Линия, изображённая полукругом, у Николаса Витсена, это северный Полярный круг. Видно, что морозы так допекли Николаса Витсена, что он Полярный круг нарисовал в Монголии.
И Carocoram (Каракорум) также нарисовал за Полярным кругом.
Тартары (Tartar) находятся восточнее.
Возможно, что Тайгын и есть Табын. Утверждать не буду. Возможно, что локализовано место, с какими народами необходимо сравнивать слова, чтобы расшифровывать имена. Три народа: сойоты, монголы, буряты.
Слово Тайгын следует поискать значение. Возможно - лесные люди.

Три народа. Три языка для сравнения. Сойотский. Монгольский. Бурятский.

Сойотский. Тайбан. Не найдено. Возможно, не записан в словарь.
Бурятский. Тайбан. 1. Мир, спокойствие; 2. Благополучный; мирный, спокойный.
Монгольский. Тайван. 1. Мир, спокойствие; 2. Благополучный; мирный, спокойный.

Сойотский. Тайғын. 1. Таёжный. (В словаре не нашёл, но думаю, что так).
Бурятский. Тайғын. 1. Родительский падеж от Тайга; 2. Таёжный.
Монгольский. Тайғын. 1. Родительский падеж от Тайга; 2. Таёжный.

Сойотский. (Табан). Не найдено. Возможно, не записан в словарь.
Бурятский. Табан. Пять.
Монгольский. Тавь - Пять. Тавин - Пятьдесят.

Что больше соответствует слову ТАБЫН? Тайбан, Тайгын или Табан? Загадка.

Перебирая возможные значения имён, промелькнула мысль, что имена, которые оканчиваются на "ас", должны оканчиваться на "аз". Смысл имени меняется на более благородный. Имя Байряс, зафиксированное в документах, должно быть не Баяр Ас, а Баяр Аз. Тогда, не торжественный пир, а что-то другое. Следует подобрать синоним к слову Баяр. Баяр Аз может быть чем-то "хозяин небольшого надела". Если это так, то Баяр Аз был одним из младших сыновей от младшей жены Кильмяка (Калмака).