Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Нам необходимо понять, какое правильное произношение древнего слова КУУ или КАУ, или КОУ, в иртышской языковой группе.
Имеем башкирское слово Кауарҙе. Название города Казань. Название кухонной утвари казан. Слово казнь.
Поиск правильного названия даст нам правильное название карел. А также, даст возможность понять, правильное название речушки Ковардица, близ города Мурома во Владимирской области.
Ранее разбиралось слово Казань как КУУ Азан. Слова Кауарҙе, Казань, казан, казнь не показывают фонетику звука У в словах. Кауарҙе явно показывает слово КАУ на смысл – с высот. Расшифровка слов Казань, казан, казнь – на небольшой возвышенности. Казан висит над костром на небольшой высоте. Так как табынцы пришли с Орхона и они имеют общие древние корни с современными русскими и татарами, то должно быть в иртышской языковой группе КАУ. Если табынцы пришли бы с Алтая, то было бы КУУ. Если были бы с Тибета, то КОУ. Следовательно, правильное слово в словах Казань, казан, казнь, будет аналогично башкирскому Кауарҙе. То есть - КАУ. Казань, казан, казнь раскладыванся на древние слова КАУ АЗан. Небольшая высота или небольшое возвышение.
Слова карел и король имеют разную фонетику.
Карел – КАУар ЕЛь. Иртышская фонетика.
Король (корол) – КОУор Ол. Тибетская фонетика.
Почему на одной из старинных карт на Урале записано curel. Карту писал человек из Западной Европы (Италии), где преобладала тибетская фонетика. Возможно, что путешественник не стал сопоставлять живущий там народ со статусом королей в Европе и заменил КОУ на КУ, которое больше похоже на алтайскую подгруппу. Но может и не расслышал правильное произношение.
Слово карел имеет явную иртышскую фонетику. И не может быть скандинавским словом. Делаем новую попытку осмыслить слово карел. Имеются два варианта расшифровки слова. Ранее писал, что карел – объединение. Но, это не так. Раскладываем слово в двух вариантах. КАУ АР ЕЛь и КАУ ИР ЕЛь. В обоих предложениях АР и ИР записываем как аффиксы. КАУар ЕЛь и КАУир ЕЛь. В первом предложении аффикс АР показывает на множественное число. Во втором, аффикс ИР показывает на мужской род. Быстро произнося КАУар ЕЛь, мы слышим карел. Во втором, слышим каирел. По звучанию, КАУар ЕЛь более правильнее. В таком случае расшифровываем его. Высочества владение. То есть не высочество, а высочества. Множественное число. То есть, название карел относится не к людям, а к территории. Люди, живущие на этой территории, и получили впоследствии название карел, как проживающие во владении высочества. И карелы должны быть родственны русским. Они частично сохранили древние слова в своей разговорной речи. Непонимание и незнание своих древних корней используется Западом для отрыва карел от своего родственного народа древних русичей. Если взять любого карела и проверить его ДНК, то будет почти 100 процентная гарантия, что его ДНК будет R1, а не N1. Исследователям, занимающиеся карелами следует обратить на это внимание. А также, обратить внимание на то, какие общественные организации занимаются обработкой карел и откуда эти организации получают субсидирование. Намеренно искажается история карел, чтобы получить под самым сердцем России очаг напряжённости в будущем. Карелы имели всегда кириллицу, а не латиницу. Но идёт мощное наступление по линии письменности. Прививается карелам, что они скандинавы и их письменность латиница. Карелы, это общее название множественных древних племён, имеющие общий древний корень с русскими. Карелы относятся к древним славянам. Скандинавы не относятся. И между карелами и скандинавами нет ничего общего.
То, что карелы сохранили частично древние слова в произношении иртышской языковой группы, помогает идентифицировать их как относящихся к славянам.
Речушка Ковардица близ Мурома. Возможно, что здесь произошло фонетическое изменение. Вероятное правильное написание: - КАУар ИДчи.
Появляются публикации о неверном толковании истории России. Об искажении истории Руси западными историками. А если неверно подаётся история Руси, то автоматически искажается история всех народов России. Продолжительное время история татар подавалась как общая история с болгарами. История башкир, как общая история с венграми. На самом деле это не так. Очевидные факты признавались как ересь. Дело начало сдвигаться с мёртвой точки в сторону общего развития истории с русскими. Трактовка записей Ибн Фадлана западными историками подаётся в ключе, что татары кровожадные звери. Внимательнее читайте его труд, кто знает язык, на котором написан его трактат. Написано не о казанских татарах. Найдите хотя бы один большой остров, где жило много народа. Нет такого острова ни в Татарии, ни в древней Руси. Осмысливайте сами, а не измышления западных историков. Записана река Атиль, а не Итиль (Идель). Атиль, это современный Дунай. Явная тибетская фонетика. Остров – современный Крым. Кровожадные татары, это типа сарматов. Расшифровка слова сармат (земля воинов), уже показывает их сущность. Горы не Урал, а современные Карпаты. Описываются русские в Киеве (Куйаба). Западные историки, искажая Ибн Фадлана, указывают нам, что скандинавы белые и пушистые, а русские, это кровожадные татары. Не ведитесь на эту ересь.
Посылайте в пешее эротическое путешествие западных историков и их прихлебателей, которые сидят у нас в России и пытаются привить нам свою якобы правдоподобную историю.
Не принимать за истину.

Кутла. Возможное: - КАУ ИТ ЕЛь А. Высота. Земля. Владение. Аффикс А. Китайская транскрипция – ГУ ДУ ЛУ. Следует смотреть орхоно-енисейские записи о ГУ ДУ ЛУ. Возможно, что произошла фонетическая замена звонкого звука Д на глухой звук Т. В разработку.
Ишкутла. Возможное: - ИШ КАУ ИТ ЕЛь А. Низ. Высота. Земля. Владение. Аффикс А. Возможный предварительный смысл: - владелец земли у подножия высокого места. Следует уточнять. В разработку.
Сабай. Возможное: - СҮ АБ АЙ. Воин. Добыча (охота). Почтение. Следует уточнять. В разработку.

Работа пока замедлилась. Пришло тепло, занялся ремонтом машины и по хозяйству.

Алфавит русского языка.
А. Б. В. Г. Д. Е. Ё. Ж. З. И. Й. К. Л. М. Н. О. П. Р. С. Т. У. Ф. Х. Ц. Ч. Ш. Щ. Ъ. Ы. Ь. Э. Ю. Я.
Группируем.
Основные согласные звуки. Группируем по близкой фонетике.
Б. В. П. Ф. – единый средний звук.
Г. К. Х. – единый средний звук.
Д. Т. – единый средний звук.
С. З. Ж. – единый средний звук.
Ц. Ч. Ш. Щ. – единый средний звук.
Л. М. Н. Р. – предполагаемые одиночные звуки. Явные звуки.
Вспомогательные гласные звуки. Группируем по близкой фонетике
А. Е. Э.
И. Й. Ы.
О. У.
Промежуточные звуки.
Ё = ЕО = ЙО
Ю = ЕУ = ЙУ.
Я = ЕА = ЙА.
Вспомогательные, неочевидные звуки.
Ъ. Ь.

Звук Ж может быть звуком ДЖ.
Звуки башкирского и татарского алфавитов, которые существуют в нынешнее время и не вошедшие в русскую группу, могут быть сопоставлены в эти группы.
Из этой группировки имеем предполагаемые первичные звуки на начало развития речи у первобытных людей.
Согласные – 9 звуков.
Гласные – 3 звука.
Остальные появились позже.
Может быть и по-иному, но эта предполагаемая группировка даёт нам понятие от чего исходить в расшифровках слов. Основных звуков было девять и вариаций в зависимости от вспомогательных гласных звуков было немного. Видно, что слов было немного. Затем, объединение вариаций в последовательность, стали создавать слова. Началась эволюция в промежуточные слова. Промежуточные слова следует сопоставлять с древними словами, чтобы понять их первоначальный смысл, который сейчас забыт.
Чтобы узнать историю Кальчировой волости, мало иметь документы, которые есть в архивах. Приходиться эту волость обкладывать со всех мыслимых и немыслимых сторон. Весь Евразийский континент под изучением. Применяются математические вычисления. Для расшифровок имён и названий копаю в немыслимую глубину веков. Много ошибок, но без этого никак. Не сразу получается, но шаг за шагом иду вперёд.
Если, кому-либо, удастся составить таблицу значений первоначальных слов, то многие древнейшие письмена смогут быть прочтены в правильном ключе, независимо от их местонахождения.

Сравниваем древнюю запись имени Кутлуг и китайскую запись его имени Гу Ду Лу. Насколько верно прочитали китаисты древние записи, не знаю. Но есть близкая общность этих слов. Пытаемся разобраться.
Ку = Гу. Т = Ду. Л = Лу. И не воспроизведённая в древнем китайском Г.
Мы замечаем, что слово Кутлуг в древнем китайском языке разложено по правилу разделения на древние слова. Гу Ду Лу. Высота (верх). Земля. Владение (владелец). Эта расшифровка пока предполагаемая. Может ли Г в имени Кутлуг иметь значение УГ? В древней китайской записи нет этого слова. Предполагаем, что УГ – река.
Древнее башкирское имя Кутла. В древних записях фигурирует Кутлуг. Если смотреть по древнекитайской записи, то Кутлуг должно быть разложено на первобытные слова КУ УТ УЛ УГ. Высота (верх). Земля. Владение (владелец). Река. Что-то в этом роде. Попытка осмысления этого предложения приводит к примерному смыслу – верховный владелец речной земли.
Кутла может иметь смысл – верховный земельный владелец. Но, может и другое значение. Владелец верхней земли. То есть, сам Кутла жил в горах, а не у подножия гор.
Существует неясность. Ручей Ишкутла и имя Кутла. Ишкутла имеет примерный смысл – (ИШ КАУ ИД ЕЛь А) низ, верх, земля, владелец, аффикс А. По аналогии с названием Ишкиня, имеем примерное. Земельное владение у подножия горы.
Не принимать за истину. Идёт поиск.

Слово и аффикс ИН.
Возможно, что окончательно расшифровано древнее слово ИН и аффикс на его основе.
Применяем правило к ИН.
Если впереди промежуточного древнего слова стоит ИН, то это слово. И обозначает “принадлежит” или “собственность”. Пример. ИНҘЕР. Принадлежит землям или собственность земель. То есть, река разделяет земли племён, но пользуются рекой вместе.
Если стоит в конце слова, то это аффикс принадлежности или собственности. Пример. Произведение “Кошкин дом” Самуила Маршака. В конце слова стоит ИН. Смысловое значение, дом кошки или собственность кошки. Или попробуем применить к Сабаю Кутлину. То есть, Сабай принадлежит (собственность) Кутла.
Имя Кутла пробуем вновь расшифровать. КАУ ЙЫД ЕЛь А. Высоко (верх). Земля. Владение. Аффикс А. Примерный смысл – владеющий верхней землёй. То есть Кутла жил на верхних землях, то есть в горах.
Пока будем исходить из этой предпосылки.
Далее. Исходим из того, что у Кильмяка старший сын от первой жены Кальчир. Он передал ему управление своей территорией согласно старшинству сыновей и иерархии жён.
Согласно документам и пока не выясненному местоположению проживания Кальчира, предполагаем, что Кальчир жил недалеко от современной деревни Коварды. Кальчир отправил своего старшего сына на южные территории своих владений. Логика подсказывает, что это так.
Второй сын Кильмяка был Смагул. Младший брат Кальчира. Так как он занимал военную должность, то должен был находится рядом (недалеко) от Кальчира для быстрого взаимодействия. Предварительная расшифровка имени Смагул и другие данные, показывает на холм, примыкающий к реке расположенный рядом с современной деревней Таишево. Деревня примыкает к этому холму. Последующее наименование деревни Смагулово на Месетли не показывает на мечеть, а указывает на другую расшифровку названия. Ранее разбирал это положение. Произошла фонетическая трансформация предложения ИМ СҮ ИД ЕЛь в слово Месетли.
По этой логике, Сабай Кутлин пришёл с южной стороны Кальчировой волости. И как глава волости, выбрал своё местожительство на месте современного Сабаево. Основная масса народа жила на северной стороне Кальчировой волости. Южная сторона после восстаний полностью обезлюдила.
Следует обратить пристальное внимание на название ручьёв Ишкутла и Агуй. Возможно, что они ключевые для поиска Кутла и Агий.

Будем разбираться с первобытным словом ЧИ. Ранее определил его значение, как “люд”. Вновь возвращаемся к расшифровке слова Тверь и тверичи. Тверь раскладывается на первобытные слова ТьАҮ ЕР. Защита. Мужество. Тверичи – ТьАҮ ЕР ЧИ. Обращаю вновь внимание людей, не знающие башкирский алфавит, что Ү, это мягкая У. Как в произношение последовательности звуков ТьУ. Произносит звуки следует слитно без паузы.
Теперь обращаю внимание, что в современном русском языке, окончание слова ЧИ в слове тверичи, обозначает множественное число. В древнем языке, аффикс ЧИ подразумевает единственное число. ТьАҮ ЕР ЧИ имеет дословное значение – защита мужество люд. СловоТьАҮ в этой последовательности слов главное. Оно стоит впереди. ЕР и ЧИ вспомогательные. То есть аффиксы. Переписываем с учётом аффиксов. Получаем древнее промежуточное слово ТьАҮерчи. То есть защитник. Единственное число. Не множественное, как принято в современной орфографии.
Теперь возьмём слова Ерёма и Еремей. Если мы разложим эти слова, то будем иметь: - ЕР ИМ А и ЕР ИМ ЕЙ.
В первом случае – мужество иметь и аффикс А переводящий существительное в прилагательное. Промежуточное древнее слово с учётом аффикса А, ЕР ИМа. Мужество имеет. Дальнейшее промежуточное слово с аффиксами ИМ и А будет иметь вид: - ЕРима. Мужественный.
Фонетики древнего русского языка и древнего башкирского языка немного отличаются. Но, не сильно.
Во втором случае – мужество иметь уважение (почёт). Вновь, как и выше, разбираемся со словом Еремей. Разложенное слово приводим к виду древнего промежуточного с учётом аффикса ЕЙ. ЕР ИМей. Получаем, мужество имеющий. Дальнейшее промежуточное древнее слово с аффиксами ИМ и ЕЙ будет иметь вид – ЕРимей. Мужественный. В таком случае, Ерёма и Еремей имеют одинаковый смысл. Но, возможно, есть тонкости по частям речи. Лингвисты смогут найти это различие.
Для чего произвёл разбор этих трёх случаев? Для того, чтобы понять слово Рюрик. Какое правильное слово будет впереди. Следуя этой логике, впереди имени Рюрик будет стоять ЕР, а не ИР. То есть, Рюрик будет ЕР ЙУРИК. Если применить аффикс ИК, то имеем: - ЕР ЙУРик. Мужество сердце. Следует разложить промежуточное древнее слово ЙУРик (ЮРик) на первобытные слова. Пока не имею данных. Но, похожее слово ЙУРЕК имеется у башкир и татар. Обозначает сердце.
Что дала нам эта логика. Различие между древнерусской фонетикой ЕР, и татарской вместе башкирской фонетиками ИР.
Не принимать за истину. Идёт поиск.

Так как, по расшифровкам имён выявляется тенденция того, что многие имена людей Кальчировой волости являются соответствием их местоположению на тот момент, то следует имя Кальчир расшифровывать в этом ключе. Фонетические изменения затрудняют расшифровку.
Кальчир. КАУ ЕЛь ЧИ ЕР. Высота (верх). Владение (место). Люд. Много. Возможно, ЕЛь ЧИ ЕР, это аффиксы. По приезде домой следует изучить этот аспект. Возможно, имя указывает на местоположение.
Но, может быть и КАУ ЕЛь ЧИер. Верх. Владение. Люди. Аффикс ЕР переводит единственное число во множественное. Верховный владелец выбранный людьми.
В таком случае, книгу Айдарова следует перечитать на предмет слова (ЧОР) ЧОРУ. Так как, Куль Чору описан как человек с запада нынешней Монголии, близкой к Тибету (Тупут).
Также. Вновь поразмыслить над словом царь, так как царь - ЧИер, может иметь статус выбранного людьми. То есть - выбранный.
Продолжим поиск.

Рассмотреть слово КАУ совместно с аффиксом ЕЛь. Возможно, КАУель имеет смысл "поднять". В таком случае, слово Кальчир раскладывается на два промежуточные древние слова КАУель ЧИир. Что возможно действительно указывает на смысл "поднятый людьми". То есть - выбранный людьми.
В разработку.

Поищем современное слово, которое сможет нам помочь с правильной расшифровкой слова Кальчер. Обратим внимание на слово ковыль. Степное растение. Нам сразу бросается в глаза его возможная тибетская фонетика. Раскладываем ковыль на древние слова. КОУ ЙЫЛь. То есть КОУ ИЛь. Высота (верх). Владение (место).
По слову высота (верх) мы уже определили три фонетики. КАУ, КОУ, КУУ. Иртышская, тибетская и алтайская.
Слово владение (место) имеем: - ЕЛь, ИЛь (ЙЫЛь), АЛь. Иртышская, тибетская, арабская. Арабская перекликается с испанской. Возможно, что должна перекликаться с латинской (древнеримской).
Древние слова определяют какую-то общую характеристику смысла слова. С развитием речи общий смысл стал подразделяться на тонкости общего смысла. По этой причине, древние слова нельзя привязывать только к одному современному смыслу, а расшифровывать исходя от обстоятельств.
Какое обстоятельство у слов КОУ ИЛь? Кто был в степи и видел растение ковыль, то заметил, что он выше другой растительности в степи, но невысокий. Обстоятельство – невысокий. То есть – приподнятый над другими растениями. Отсюда делаем предполагаемый вывод, ковыль – КОУ ИЛь – приподнятый.
Возвращаемся к имени Кальчер. На основании изучения древних слов, приходим к предполагаемому предварительному выводу, что слово раскладывается на первобытные слова КАУ ЕЛь ЧИ ЕР. Промежуточные древние слова с учётом аффиксов: - КАУель ЧИер. Смысл: - приподнятый людьми. Применяем обстоятельства и получаем: - выбранный людьми. Возможно, что это более правильная расшифровка.
Не принимать за истину. Идёт поиск.

Расимгулова. В других источниках Разсимгулова.
Раскладываем на первобытные слова. ИР АЗ СҮ ИМ КАУ ЕЛь. Мужество. Мало. Воин. Иметь. Высота. Владение. Возможное: - немногочисленные мужественные воины владеющие высотой. Пока в расшифровке до полного ясного смысла.
Суаргузи. СҮ ЕР КАУ АЗ А. Воин. Много. Высота. Мало. Аффикс А. В расшифровке.
деревня Ишкутли. Возможно, Ишкутла. ЙЫШ КАУ ЙЫТ ЕЛь А. Низ. Верх. Земля. Владение. Аффикс.
ИШ КАУ ИТ ЕЛа. Применяем с предполагаемыми аффиксами по обстоятельствам. ИШкау – ИШку. Снизу у высоты. ЙЫТ – ИТ. Земля. ЕЛьа. Владеющий. Предполагаемая расшифровка по обстоятельствам: - владеющий землёй у подножия. То есть, владеет землёй снизу у какой-то горы. Или, владеющий невысокой землёй.
Кутла. КАУ ИТ ЕЛь А. Высота. Земля. Владение. Аффикс А. По аналогии с предыдущим имеем: - КАУ ИТ ЕЛьа. Высота. Земля. Владеющий. Владеет верхней землёй.
Или это два человека, или человек владел верхней и нижней землёй.
Слово КУС в именах Кусяпкул, Кусюк. Раскладываем на первобытные слова. КАУ СҮ. Высота. Воин. Применяем обстоятельства. Сила. То есть, рослый воин, которого тяжело или невозможно одолеть.
Имя Кайтауер. Может чем то и поможет. КАУ ТьАҮ ЕР. Высота. Защита. Много. Применим с аффиксом ЕР. КАУ ТьАҮер. Высота. Защищённый. Возможный смысл по обстоятельствам – неприступен. Перекликается с именем Катерина. В имени присутствует аффикс принадлежности ИН. Если применить обстоятельства, то возможный смысл – неприступный. Или - принадлежит неприступному. Но, аффикс ИН дополнен аффиксом А, который переводит в слово неприступная. Филологи должны разобраться в тонкостях расшифровки. Мне тяжело разбираться в частях речи.
Пока тяжело разобраться со словами ЕР и ИР. Возможно, сильные фонетические изменения в языках мешают этому.
Существует мнение, что какая-то часть народа в Юлуково пришла с гор. Возможно, что Сабай Кутлин привёл часть своего народа из Кальчир-Бураново, где они были припущенниками, а также, пришёл народ с южной стороны Кальчировой волости после Пугачёвского восстания. Обосновались в Сабаево и в Юлуково. Пока это версия.
Обращаю внимание, что название Кальчир-Бураново произошло от припущенников из документа 1747 года, который предоставил НИЛ. Не от Бурана из Кальчировой волости. А от Кальчира и Бурана из документа. Логическая отрисовка геометрических последовательностей тамг выявляет возможную эту версию. Имя Буран ещё предстоит расшифровать. Кальчир расшифровано как выбранный людьми. То есть, Кальчир имел другое имя до обоснования на новом месте. Возможно, что это третье имя у него. Но, может быть, Кальчир и Буран один и тот же человек. Следует НИЛу проработать эту версию.
Не принимать за истину. Идёт поиск.

Ишкутла. ИШ КАУ ТьАҮ ЕЛь А. Низ. Верх. Защита. Владение (место). Аффикс А. Возможное – защищающий у подножия высоты. В разработку.
Кутла. КАУ ТьАҮ ЕЛь А. Верх. Защита. Владение (место). Аффикс А. Возможное – защищающий высоту. В разработку.
Слово ТьАҮ больше подходит к иртышской фонетике, чем ЙЫТ (ИТ) тибетская фонетика.
Такая расшифровка указывает на двух человек.

Ручей Кунде. КАУ ИН ИД Е. КАУ ИН ИҘ Е. Высота (верх). Принадлежит (середина). Земля. Аффикс направления.
Применяем аффиксы. КАУин ИҘе. Возможный смысл: - с верхней земли.
Возможно, что подбираемся к правильному произношению имени Яныш. По вероятности, звука Я у табынцев не было. Шипящих звуков также не было. Если убрать привнесённые звуки в алфавит башкир, то количество звуков может сократиться до трёх десятков.
Яныш. Возможное произношение ИН ИС. Принадлежит (середина). Низ. С учётом аффикса имеем ИНис. Возможный смысл по обстоятельствам: - посредник, судья.
Древнее слово ИН должно принадлежать иртышской фонетике. АН – арабская фонетика. ЙАН (ЯН) – древнеримская фонетика. ДжАН – тибетская фонетика. ЙЕН – возможно японская фонетика. ЫН – возможно корейская фонетика.
Возможно, что слова ИС и ИШ имеют также значение в зависимости от обстоятельств – младший. Следует проверять.
Не принимать за истину. Идёт поиск.

Ранее была попытка расшифровки названия деревни Толпарово. В той расшифровке было некоторое несозвучие слов и имелось слово ИТ из тибетской фонетики. Этого не должно быть у табынцев. Сделаем новую попытку расшифровки, приведя к созвучию со словом Толпар.
Толпарово. ТьАҮ ЕЛь АБ ЕР. Защита. Владение (место). Охота. Много. С учётом аффиксов – ТьАҮель АБер. Защищаемая охотниками. Или другой смысл – охраняемая охотниками. Суть от этого не меняется. То есть, люди пришедшие из Имендяшево и Таишево, встали на защиту южной территории Кальчировой волости. Создав общину Ишимбетева, впоследствии получившее название Толпарово. После восстаний она была безлюдна и могла отойти в государственную казну.
Есть небольшая тонкость. Возможна вероятность, что был такой человек. Название общин обычно получают по имени старшего общины. В таком случае, предложение должно звучать таким образом - ТьАҮ ЕЛь АБ ИР. С учётом аффиксов имеем немного другой вид, где ЕР (много), заменяем ИР (мужество). ТьАҮель АБир. Смысл меняется с множественного числа на единственное число мужского рода. Охраняемая (защищаемая) охотником. Может кому-то и попадётся документ об этом человеке или же, всё же это общность (группа) охотников. Есть тонкая подсказка. Писари бы писали Толпарова, если это был человек, который руководил общиной. Если писали Толпарово, то это фонетическое изменение слов ТьАҮель АБер.
Не принимать за истину. Идёт поиск.
Также, вновь обращаю внимание, что явных А и Е звуков у табынцев не было. Был промежуточный звук между ними. Табынцы были последним народом на территории Урала, которые использовали древнюю речь. В середине прошлого века этот язык исчез. Остались географические названия, которые не могут определить их значения. Должны быть ещё племена, которые говорили до середины прошлого века. Расспрашивайте старых людей, кому за 80-90 лет. Может быть они помнят. Любая мелочь может помочь вам. Особенно, в горных глухих деревнях.
Старые люди любят внимание. Любят когда их расспрашивают об их молодости. Охотно рассказывают о старых временах. Любят подарки, особенно вкусные продукты. Не жалейте деньги на покупку подарков. Записывайте всё, что они говорят. Но, записывайте скрытно, чтобы их не смущать. Дома прослушивайте записи и выявляйте старое произношение слов и сравнивайте с новым произношением. Таким способом мне однажды удалось узнать о довоенном времени у 95-летней женщины, которая потеряла память.

Древние слова ИД, ИҘ, ИТ, АД, АТ. Пять фонетик обозначающие современное слово земля. Возможно, есть есть ещё. Отметим, что общее у них, некий средний звук между Д и Т.
ИД – северная (славянская) фонетика. ИҘ – башкирская фонетика. ИТ – тибетская фонетика. АД – возможная арабская фонетика. АТ – возможная древнеримская фонетика.
Видим, что АД – земля. Современное выражение “в аду” подразумевает “в земле”.
Различие древних фонетик создаёт трудности при расшифровках.
Все различия необходимо вносить в таблицы. Составленные таблицы древних первобытных слов по фонетикам могут указать на первоначальное место зарождения речи.
Идёт поиск. Не принимать за истину.

Деревня Азигулова.
Эта деревня не относится к Кальчир-табынцам, но рассмотрим это название.

Вариант первый.
АЗ КУЛь. АЗ КАУ ЕЛь. Мало. Высота. Владение (место). Небольшая высота. Но, возможно, что ЕЛь присутствует в виде аффикса, как в слове Кальчер. Переписываем с учётом аффикса ЕЛь. АЗ КАУель. Небольшая приподнятость. Можно двояко рассматривать полученное выражение. Деревня находилась на небольшом возвышении. А также, как выбранный немногими. Что может указывать на немногочисленную общину, состоящую из одной или две семьи.
Так как в деревне был старшим Азигул, то вернее будет – выбранный немногими.

Вариант второй.
Замечаем, что присутствует предполагаемое слово КУЛь. Похожее на слово – озеро. Но, слово произносится по-другому – КҮЛ. Возможно, что слово КҮЛ раскладывается по-другому. ИКҮ ЕЛь. Возможно, что слово ИК обозначает не только река, ручей, но и обобщённое понятие – вода. Вспомним латинское аква – вода. То есть, слово ИК следует применять по обстоятельствам. В данном случае ИКҮ ЕЛь (ИКҮель)– водное место (озеро). Которое трансформировалось в слово КУЛь (КҮЛ). В этом случае – озеро.

У табынцев река (вода) имело произношение АГ, которое по произношению близка к орхонской фонетике (ГОЛ). ОГ ОЛ – водное место (близко к тибетской фонетике). Складывется пока смутная последовательность слов. Есть вероятность того, что на территории современной Монголии, в древние времена смешались иртышская и тибетская фонетики. Быстрая миграция табынцев с Орхона на Урал во времена Чингиз хана, не дала сильно измениться языку табынцев, который просуществовал до середины 20-го века. Это даёт предполагать, что табынцы далее Урала не пошли на Русь.

Идёт поиск. Не принимать за истину.

Смагул.
СҮ ИМ АГ КАУ ЕЛь. Воин. Иметь. Река. Высота. Место.
Воин, находящийся у реки на высоком месте.
Второй вариант. Отличается знаком Ғ.
СҮ ИМ АҒ КАУ ЕЛь. Воин. Иметь. Дом. Высота. Место.
Воин, имеющий дом на высоком месте.
Третий вариант.
Применим аффиксы.
СҮим АГ КАУель. СҮим – имеющий воинов. АГ – река. КАУель – выбранный.
СҮим АҒ КАУель. СҮим – имеющий воинов. АҒ – дом. КАУель – выбранный.

Исмагул.
ИС СҮ ИМ АГ КАУ ЕЛь. Низ. Воин. Иметь. Река. Высота. Место.
Второй вариант. Отличается знаком Ғ.
ИС СҮ ИМ АҒ КАУ ЕЛь. Низ. Воин. Иметь. Дом. Высота. Место.

Пока есть предпосылки, что в имени фигурирует слово АГ (река).

Кусяпкул.
КАУ СҮ АБ КАУ ЕЛь. Высота. Воин. Охотник. Высота. Место. С учётом аффиксов: - КАУсү АБ КАУель. Сильный охотник выбран. То есть, возможно, признан сильным охотником.

Кильмяк.
КАУ ЕЛь ИМ АГ. Высота. Место. Иметь. Река. КАУель – выбор. ИМаг – река в собственности. Выбрал реку в собственность. То есть, ему предложили несколько мест и он выбрал реку Зилим.
Если следовать этой расшифровке, то вся внутренняя сторона реки Зилим, до Инзера принадлежала Кильмяку. Может быть и неверно.

По мере накопления знаний, будет точнее определено построение предложения древнего языка у табынцев.
Есть разночтения в слове ИШ и ИС обозначающее “низ”. Предполагаю, что был средний звук между “С” и ”Ш”. Шипящих звуков у башкир не было. Возможно, что этот звук определялся знаком “Ҫ”, который писари истолковывали двояко. В таком случае, Ишкутла должно записываться ИҪКУТЛА.

Не принимать за истину. Размышления по построению речи древних табынцев.

Группировка по фонетикам. Промежуточные звуки, производные от первобытных звуков.

Земля.
Северная славянская. ИД.
Башкирская. ИҘ.
Тибетская. ИТ.
Южная (арабская и североафриканская). АД.
Древнеримская. АТ. Можем предположить, что имя Атилла было дано древними римлянами.

Низ.
Северная славянская. ИЗ.
Башкирская. ИҪ.
Тибетская. ИШ.
Южная (арабская и североафриканская). АШ.

Верх.
Северная славянская. КАУ.
Башкирская. КАУ.
Тибетская. КОУ.
Алтайская. КУУ.

Мужество.
Северная славянская. ЕР.
Башкирская. ИР.
Тибетская. ОР.
Южная (арабская, армянская и североафриканская). АР.

Принадлежит. Направление.
Северная славянская. ИН.
Башкирская. ИН.
Тибетская. ОН.
Южная (арабская, армянская и североафриканская). ЕН.
Древнеримская. АН.

Место.
Северная славянская. ЕЛ, ИЛь.
Башкирская. ЕЛь, ЙҮЛ, ӨЛ.
Тибетская. ОЛ.
Южная (арабская и североафриканская). АЛь.
Древнеримская. ИЛь.

Жилище.
Башкирская. АҒ.
Древнемонгольская. АХ.

Река. Вода.
Северная славянская. ОК.
Башкирская. Табын. АГ.
Башкирская. Южная. ИК.
Древнеримская. АК.

Свет.
Северная славянская. СО.
Тибетская. СИ.

Иметь.
Северная славянская. ИМ.
Башкирская. ИМ.
Южная (арабская, армянская и североафриканская). АМ.

Люд. Человек.
Северная славянская. ЧЕ.
Башкирская, татарская. ЧИ.

Добыча.
Северная славянская. АП.
Башкирская. АБ.
Древнеримская. АВ.

Уважение.
Северная славянская. АЙ.
Башкирская. АЙА (АЯ).

Это предполагаемые значения. Некоторые звуки даны в нескольких вариантах, так ка возможно было влияние других фонетик. На примере башкирская ЕЛь, ЙҮЛ, ӨЛ. Если сделать попытку расшифровки имени Юлукай, то мы можем заметить мимикрию имени в превосходную степень. На самом деле будет ЙҮЛ КАУ. Место выбор. Смысловое значение – место получил. Применили обстоятельство. Также, на эту версию указывают учёные тюркологи.
Если складывать эти звуки в разных вариантах, то получим промежуточные древние слова. Которые необходимо приводить к правильному смыслу. Промежуточный звук имеет какой-то общий смысл. Он не означает одно понятие, а имеет какую-то общность с современными значениями. Важно осмыслить правильное построение речи у древних людей.
Имеем такую последовательность. Древние первобытные звуки. Древние первобытные промежуточные звуки. Древние первобытные слова. Модификация древних слов. Модификация промежуточных слов. Современные слова.
Если с помощью древних звуков расшифровывать имена предков до магометанского периода, то узнаете о своих предках много интересного.
Не принимать за истину.

При прочтении предыдущего, где описана расшифровка имени Юлукай, возникает вопрос. Почему КАУ обозначающее ВЕРХ, вдруг стало ПОЛУЧИЛ. Древнее КАУ не обозначается одним конкретным словом. Смотреть необходимо не само значение слова, а группу обозначений древними людьми этого слова.
Ранее разбирались слова Кальчер, ковыль. Кальчер – выбранный людьми. Ковыль – приподнятый. Обозначает смысл – выше над чем то или кем то. Если применить образ, то поднял вверх. В имени Юлукай, КАУ применён как аффикс. Основное слово ЙҮЛ. Имеем с учётом аффикса – ЙҮЛкау. То есть этот аффикс указывает, что поднял и взял с собой. Очень тонкая расшифровка аффикса. Приходим к выводу, что аффикс указывает на получение. Имя Кусюк (Кучук) не показывает явно, что он выбран или высокий. КАУ СҮ – верх воин. Мы видим понятие – рослый воин, то есть – сильный. Расшифровывать необходимо по обстоятельствам.
Сейчас перейдём к слову ЦАРЬ. При опросе карелки из Торжка было выявлено, что царь – чуари по карельски. Переводим в северное славянское написание – ЧИ ЕР. С учётом аффикса имеем – ЧИер. Впереди нет слова КАУель. Возможно, что древние русичи предложение КАУель ЧИер (Кальчер) (выбранный людьми) сократили до ЧИер (людьми). Точно не помню, но возможно, слово царь пошло со времён Рюрика (ЕР ЙУРЕК). А он, как повествует история, был выбран на престол людьми.
Для многих, здесь написанное, вызывает шоковое состояние. Но, все привыкли оперировать фонетикой своих современных языков и никто не вдавался в понятие, откуда пошли языки и какой их общий корень. То, что татары, удмурты, чуваши и так далее относятся к славянам, многих вгоняет в ступор. Ещё раз повторюсь, что расшифровка слова славянин имеет значение осветлённый. Похожи эти народы на негров? Даже башкиры несколько тысячелетий входили в группу славян, но впоследствии потеряли этот статус из-за смешивания с восточными народами, приобретя монголоидный тип. Об этом напоминает только общее ДНК со славянами.
Не принимать за истину.

Вернёмся к древним промежуточным звукам. Рассуждения относятся к вероятности и не претендуют на истину.

Изменим южную и древнеримскую фонетики.

Принадлежность. Направление. Середина.
Северная славянская. ИН.
Башкирская. ИН.
Тибетская. ОН.
Южная (арабская, армянская и североафриканская). АН.
Древнеримская. ЙАН (ЯН).
Возможно корейская. ЫН
Японская. ЙЕН.

Группируем по близкому произношению, чтобы определить последующие ветви развития речи.
Северная славянская. ИН.
Башкирская. ИН.

Тибетская. ОН.

Южная (арабская, армянская и североафриканская). АН.
Древнеримская. ЙАН (ЯН).

Возможно корейская. ЫН
Японская. ЙЕН.

Отдельно стоит тибетская фонетика, к которой относится английский язык. Фонетика схожа некоторым образом с некоторыми афганскими народами и таджиками. То есть, англы чистейшие азиаты по фонетике. Вероятно здесь и кроется то ядро рассуждений об индо-европейском происхождении людей. Пройдя от Тибета к Каспию в течении веков, по территории современного Азербаджана вышли к берегам современного Чёрного моря. На север не двигались. Причина вероятно была в холодном климате и мощнейшем отпоре славян от посягательств на земли. На юг также не двигались, получив отпор от будущих арабов. Единственный путь проходил в Европу. Обходя Римскую империю и древнюю Грецию прошли по территориям современной Венгрии, Франции и прилежащим землям. Направляются в Скандинавию и современную Англию. Отдельная группа, будущие евреи. Относятся к тибетской группе. По написанной здесь беллетристике, у евреев никогда не было земель на Ближнем Востоке. И приписывание себе евреями Иисуса Христа не имеет никаких оснований. В то время евреев ещё не существовало. Можно сравнить звук ИТ в слове иврит и арабскую фонетику АД. Можно сколько угодно трясти талмудом, от этого ничего не изменится. Анализ исторических событий показывает, что тибетская группа проникла в Европу совсем недавно. По этой причине, индо-европейская теория сопоставима только для тибетской группы имеющая ДНК N1. Ни о каком-то якобы принесении цивилизации с запада на восток не может быть и речи. Это моё мнение. У других может быть иная точка зрения.

В записях Ибн Фадлана записана река Итиль. Это записано у исследователей его записей. Исследователи относят её к современной реке Волга, закрывая глаза на множественные несоответствия. Итиль явная тибетская фонетика. Нашествия Чингизидовых войск будет через 200 лет, в котором была основная масса тибетская фонетическая группа. В то время, если и было уже такое название, но никак не тибетская фонетика. Должно быть Идель. Если Фадлан написал бы на арабский манер, то было бы Адил или Адель. Единственное верное положение реки Итиль должен быть современный Дунай. Дунай в низовье поворачивает на восток, как и указано у Ибн Фадлана.
Близкое местоположение Куйабы (Киев), где жили русские. Сравните расстояние от Будапешта до Киева и расстояние от Казани до Киева.
Имя Атилла. Похожа на смешанную фонетику. АТ – древнеримская фонетика. ИЛь – тибетская фонетика. Полная тибетская фонетика имени будет ИТИЛь. То есть, имя по тибетской фонетике – Итилла. Так как это имя записано в римских записях, то произошло искажение на римский лад.

Возвращаемся к имени Яныш у башкир.

Низ.
Северная славянская. ИЗ.
Башкирская. ИҪ.
Тибетская. ИШ.
Южная (арабская и североафриканская). АШ.

Ранее определили предполагаемое направление слова ИН, как Принадлежность, Направление, Середина.
Яныш состоит из двух древних слов. ИН и ЫШ. Явно разные фонетики. Приводим к древней башкирской фонетике. ИН ИҪ. Направление. Низко. Применяем обстоятельства. Применяем аффикс ИҪ. Переписываем ИНиҫ. Имеем – снизу, нижний. То есть, Яныш пришёл жить в Коварды откуда-то с нижней территории.

Русское слово низ. ИН ИЗ. Направление. Низ. С аффиксом – ИНиз. Снизу.

Имя Ирина. Тюркологи дают нам пояснение ЫРКА - гадалка. ЫРЫНКА – гадающая. Взято ими из Гадающей Книги найденной в Тибете.
Приводим к виду северно-славянского направления, иртышской языковой группы. ИР ИН А. Основное слово ИР – мужество. ИН аффикс. А – аффикс. Поэтапно приводим к смыслу по обстоятельствам. ИРин – принадлежит мужчине. ИРина – за мужем, замужем, замужняя.

Как видите, не так легко понять древний язык. Шишек немало будет на лбу.

Поступила просьба расшифровать имя Ира и производные от этого имени. Выполняю просьбу.
ИРа. Мужская. Мужняя.
ИРина. Замужняя.
ИРка. ИР К А. Мужество. Слово. Аффикс.
ИРинка. ИР ИН К А. Мужество. Принадлежит. Слово. Аффикс.
В именах Ирка и Иринка присутствует звук К. Первобытное слово ИК подразумевает современные слова река, вода. Связи имён с водой (рекой) нет никакой. Следует в таком случае искать общее понятие первобытного слова ИК. Рассмотрим физическое свойство воды (реки). Вода двигается. Какое-то движение. Убираем гласную и получим звук К. То есть, возможно, подразумевается в первобытных звуках направление вперёд. Если добавить гласную И, то выражение ИК будет означать - вода двигается вперёд. То есть – река.
“К” обозначает какое-то движение вперёд, передачу (отдачу) кому-то. Очень обширное понятие.
Применяем этот алгоритм к именам Ирка, Иринка.
ИРка. ИР К А. Мужество. Передача. Аффикс.
ИРинка. ИР ИН К А. Мужество. Принадлежит. Передача. Аффикс.
С учётом аффикса А имеем.
ИРка. ИР Ка. Мужество. Отданная. Смысловое значение – мужчине отданная.
ИРинка. ИР ИН Ка. Мужество. Принадлежит. Отданная. Здесь имеем ещё один аффикс ИН. С его учётом переписываем выражение. ИРин Ка - Мужу отданная. Отданная в замужество.
На основе расшифровок, имеем.
Ира. Мужская. Мужняя.
Ирина. Замужняя.
Ирка. ИР Ка. Мужчине отданная.
Иринка. ИРин Ка. Мужу отданная. Отданная в замужество.
Чётко видно, что это северо-славянсое имя, иртышской фонетики. Имя древнерусское.

Возможно удалось расшифровать очередной первобытный звук, который произносили первобытные люди. Звук похожий на К – обозначает общее понятие движения чего-либо или кого-либо. По мере расселения протолюдей звук стал принимать вариации в произношении. У первобытных людей стала изменяться фонетика. Чем дальше от основного ядра, тем сильнее изменения. Существовал единый средний звук от которого пошли звуки Г, К, Х. Ранее был расшифрован звук Р, который обозначает мужество. Теперь имеем два расшифрованных звука. К и Р. Звук К – действие движения. Р – действие мужества.
Предполагаю, что было девять первоначальных звуков согласных и два звука гласных.
Звуки собаки. Шутливое.
Р – акция устрашения, мужество.
ГАВ – Г АВ – двигается добыча.
АУ (АЙ) – признание превосходства другим.
Вывод: Человек произошёл от собаки. Шутка.

Возможно, что близко подбираюсь к понятию древнего слова ЧИ. Если произносить звук Ч, то можем слышать ЧИ или ЧЕ. Алгоритм анализа звука Ч и древних слов ЧИ (ЧЕ) показывает на возможность обозначения не слова люд, как предлагал ранее, а смысловое значение – общий, вместе. В таком ключе появляется возможность более понятно расшифровать слово человек.
На такой основе вновь делаем попытку расшифровать имя Кальчер. КАУ ЕЛь ЧЕ ЕР или КАУ ЕЛь ЧИ ИР. КАУель ЧЕер и КАУель ЧИир. Выбранный обществом в первом случае. Выбранный общиной, это второй случай. Возможно, что и первый и второй случай равнозначны. Лингвисты должны разобраться.
Сделаем попытку правильности слов Кальчер и царь. В Волгоградской области есть речка Чир и населённый пункт Нижний Чир. Слово Чир ключевое. В древности здесь происходила миграция тибетской языковой группы в Европу. Хазары, сарматы и другие. Их давно нет в этих местах. Они ушли в Европу, освободив территорию для иртышской языковой группы. Отчасти, поплатились за свои кровожадные и разрушительные набеги на Древнюю Русь. Но, географические названия остались. Если это так, то в тибетской фонетике будет ЧИир. В иртышской фонетике ЧЕер. В таком случае, имя будет КАУель ЧЕер (Кальчер) и царь будет ЧЕер. Принципиально уже неважно как пишется. Имя Кальчер вероятно расшифровано полностью.
В таком случае, слово царь в русском языке не усечённое выражение, а полноправное слово. ЧЕ ЕР. ЧЕер – общественник, общий, общественный. Из такой расшифровки видно, что царь должность выборная. Династия Романовых узурпировала власть и передавала её по наследству. После 1917 года, была вновь возвращена выборность и существует по сей день.
Таким образом, группа звуков соответствующая звуку Ч должна обозначать смысл “общий”.
Пока наблюдаю за своей собакой хаской. Что обозначает звук У, когда она воет? Меня удивляет его прожорливость, каждый день сьедает по пятилировой кастрюле каши и килограмм костей. Куда в неё умещается? Сейчас сидит в вольере. Потопчет огород жены. Зимой постоянно бегает на воле. Ранее удивлялся, почему старые люди переходят жить из квартиры в частный дом или на дачу. Наконец дошло. Делать в квартире на пенсии нечего. В частном доме чем-то занимаешься.

Кучук. Кусюк. Кусүк.
КАУ СҮ К. Высота. Воин. Движение. Возможное – 1) подвижный рослый воин, 2) быстрая сила. Предполагаемая расшифровка.

Звук Л. Если произнести звук Л, то мы можем услышать восемь вариантов звуков. ИЛь, ЫЛь, ЕЛь, ЭЛь, АЛь, ЯЛь, ОЛь, УЛь. Также можем услышать также восемь вариантов звуков, если произнести иначе. ЛИ, ЛЫ, ЛЕ, ЛЭ, ЛА, ЛЯ, ЛО, ЛУ. Если их сгруппировать по близкой фонетике, то можем получить четыре группы звуков, по две подгруппы в каждой. 1) ИЛь, ЫЛь. 2) ЕЛь, ЭЛь. 3) АЛь, ЯЛь (ЙАЛь). 4) ОЛь, УЛь. И другое произношение имеет четыре группы, по две подгруппы в каждой. 1) ЛИ, ЛЫ. 2) ЛЕ, ЛЭ. 3) ЛА, ЛЯ. 4) ЛО, ЛУ.
Возможно, что различное произношение первобытного звука Л обозначало какое-то общее действие. Затем разделилось на два произношения, которые стали показывать на различные события, но близкого действия. Можно предположить, что простое произношение звука Л показывает на первичное общество, от которого стали отделяться последующие поколения. И чем дальше от основного ядра первобытных протолюдей, тем ярче стали видны изменения в речи. Если приглядеться к подгруппам, то мы можем заметить разделение на четыре группы, и предполагаемое начальное движение протолюдей по частям света.
Возможно, что такое правило разделение речи протолюдей, соответствует всем девяти группам согласных звуков.
Возможно, что такое разделение показывает на родственность подгрупп в одной группе протолюдей до разделения на группы ДНК.
Пока нет такого направления в лингвистике: - лингвистика первобытных людей. Но, думаю, что она появится в скором времени. Здесь не паханное поле для научных трудов и диссертаций.
Если ЕЛь обозначает владение (место), то звук Л возможно обозначает территорию обитания племени протолюдей. То есть, обитать (жить).
Не принимать за истину.

Попробуем разобраться к какой фонетической группе относятся казахи.
Жанатас. Ж АН АТ АС. Переводим в иртышскую языковую группу. ЧИ ИН ИД АЗ. Общий. Аффикс АН. Земля. Мало. ЖАан АТ АС. Небольшая общая земля. Явная тибетская фонетическая группа. Обращаем внимание, что звук Ж может быть звуком Дж.
Казах. К АЗ АҠ - К АС АҠ. Движение. Мало. АҠ пока не расшифровано. Показывает на возможный смысл – кочующие. Почему написано К АС АҠ, а не К АЗ АҠ? В старых документах записаны как киргиз-кайсаки. Киргиз, возможно кырказ. Тюркологи слово кырказ никак не переводят, обозначая их как сорок азов. Ранее давал предполагаемый смысл. Но, с учётом новых знаний, расшифровка может быть иная.
Это предварительные смыслы и нельзя их принимать по-настоящему.

Постепенно разделяем фонетики. Мы имеем предварительное понимание, кто и какую фонетику имеет. Не всё ясно, но идём вперёд. Появляются смутные очертания применявшихся слов у башкир и их изменений за последние девять веков. По обрывочным расшифровкам древних слов, имеется предположение, что будущие башкиры, отделившись от древнейшей иртышской языковой группы двинулись далее на восток. Иртышская группа, от Иртыша и до Дайчи (будущие немцы), возможно до Ирландии, На Орхоне языковая группа смешалась с ранней тибетской, оставив в основе иртышскую фонетику. Образовалась орхонская фонетика. Часть племён с Орхона ушла на запад к Уралу, образовав этнос башкир. Юг Урала имеет смесь иртышской и поздней тибетской фонетик. На это могут указывать ревизские сказки, где в переписях жителей видна казахская составляющая. Но, это не указывает, что они имеют казахские корни. Общение с тибетской языковой группой, внесло коррективы в разговорную речь. Следует смотреть ДНК, чтобы это понять. Утверждения о том, что люди пришли с Европы, не соответствует фонетике.
Разделение фонетик по четырём группам, в каждой из которых две подгруппы, даёт повод предполагать, что древних европейцев завоевала тибетская фонетика, часть жителей уничтожив, часть ассимилировала. Самая большая группа была иртышская фонетика. Южная африканская группа в Европе существует и поныне. Испанцы, итальянцы, португальцы, греки, а также арабы на африканском континенте и Ближнем Востоке. Тибетская группа в Европе немногочисленна. В основном, это венгры, англы, скандинавы. Возможно и румыны. Смотреть необходимо по ДНК.
Яркий пример слово идол. Иртышская – идель. Тибетская – итиль. Арабская – адаль. Древнеримская – атэль. Изменённая арабская (испанцы) – идаль. Может быть немного не так, но явственно виден первобытный общий язык. Также заметим, что имя Аттилла было изменено древними римлянами под свою фонетику от первоначального Итиль. Название реки Итиль (Дунай) не следует сопоставлять с названием реки Идель (Волга). Реки разные. Фонетика названия Идель показывает на иртышскую группу.
Слово идол явственно показывает на близко орхонскую фонетику. ИД ОЛ. Следует расшифровывать эти слова по обстоятельствам. Для чего существовали идолы? Для поклонения. Несли ему дары. Задабривали его, так как считали, что он владелец земли, на которой он стоит и где живёт племя его почитающее. То есть, ИД ОЛ – земля владение.
Словосочетание БАЛ БАЛ (памятник) также можно расшифровать, но это оставим на будущее.
По словосочетанию К АС АҠ (казах). Движение. Мало. Жить. Применить следует обстоятельство, так как до нас дошло не полное выражение. Смысл этого – пожил немного и в путь. Явное направление на смысл – кочевник.
Не принимать за истину. Идёт поиск.