Основание Уфы

Опубликовано brendan - сб, 07/14/2007 - 17:00

Наконец-то заинтересовались этой темой

Господа, имею возможность выложить на сайт полный текст пресловутого «экспертного заключения» Мажитова. И полный текст заключения РАН - Трепавлова по истории города Уфы, но не уверен нужно ли это?

На некоторые вопросы...

1. Ну, у Егорова нет никаких привязок Формена к Керменчуку, это во первых.
Во-вторых, у него вообще там такая каша! и прежде всего притянутость к ушам. Его нужно читать, но его выводам не доверять. Архаизмы.

Мен - налим(рыба), зеля(зелга) - речка(течение). Возможно река так и называлась - Река богатая налимами. Но Формен делится в другом значении:
Вар(Фар)Вара(ударение на первый слог) означает ХОЛМ, ГОРУШКА. Производное ЯР - Возвышенность. МЕН по татарски - ПОДНИМАТЬСЯ, ВЗБИРАТЬСЯ. Так, что Формен - в дословном переводе ВЗБИРАТЬСЯ НА ХОЛМ.
Как известно городища-крепости строились на возвышенностях и очень часто не в притык к воде. До водохранилищ так оно и было. Далее, ниже по течению Камы было наиболее удобное место переправы на правый берег Камы.Эта дорога как раз выходила к Керменям, которые могли быть торгово-таможенными пунктами с Арсанцами, Вятичами, Русами. В другую сторону, что торгово-стратегически важно сразу выходила на таможню Белая Идель(Агидель) со своей стороны(правого берега Белой). Выходила на Бирск, А оставляя эти важные пункты с левой руки тут же кратчайшим путём выходила на Белатур(Белая крепость) теперь город Уфа. Кстати, при строительстве каменных особняков в 19 веке раскапывались и разграблялись богатейшие древние захоронения.
На юго-запад Булгария( Болгария-Волгария). Б-В очень часто взаимозаменяемые.

2. По поводу Вишеры-Висеры. Город Уфа так называется, что река Уфа более главная торговая дорога. У г.Красноуфимск, где река Уфа поворачивает на юг,
в Уфу вливается река текущая с востока Бисерть(см.Б-В) Висер-те. Которая приводила прямо к Чусовой, ниже по течению которой стояла Уткинскя крепость. Как пишут путешественники несколько веков назад служившая защитой от проникновения башкир на север. Что интересно, переходя от Бисерти на восток, переходя Чусовую, сразу же выход на реку Исеть(Обский бассейн).А между ними Бисерть_Исеть очень много топких мест,болот. Не там ли город Сагатин (се гати, дороги по гатям). Город Первоуральск. Удобно - На север идёт р.Чусовая, на запад Висерте-Уфа, на восток р.Исеть, на юг выходит прям в ставку Ногайского князя (город Озёрск. Радиоактивный "Маяк". Ермак там замочил на озере Иртяш(Иртыш) Сибирских князей державших крупнейшую таможню (торговля с югом и востоком), потом спустился по Чусовой до Серебрянки и уже потом методично стал расчищать более северную дорогу)

3. По поводу Паскерти(пашарти), то пока сам не убедюсь, что не ошибаюсь, то нет смысла приводить аргументы. не хочется раздаривать. Уж и так у меня много чего поворовали. Но не это главное, - напиши я, туда ринется армия кладоискателей. А фильм хочется снимать на неизрытой земле.

История без лингвистики - пустой звук.

Экспертное заключение.

По существу вопросов, поставленных в письме Председателя Союза предприни¬мателей Республики Башкортостан, можно сказать следующее.

0 версии основания Уфы в 1574 г. Иваном Нагим.
Данная версия получила распространение в исторической литературе после выхода в 1762 г. книги П.И.Рычкова «Топография Оренбургская». Там говорится, будто «по достоверным выправкам нашлось, что башкирцы*о построении сего города челобитье свое имели в 7081 году» для удобства доставки ясака и для убежища и защиты от неприятелей . На какие именно «достоверные выправки» опирался знаменитый географ, неизвестно; ссылок он не привел. Тем не менее последующие авторы приняли данную датировку, и она стала утверждаться в историографии . Никаких разысканий в источни¬ках по этому поводу не проводилось. Вместе с тем в известных нам материалах не содержится каких-либо сведений о возведении русскими укрепления или поселения на месте Уфы в то время. Не отражены данные события (поход на Южный Урал и закладка города) и в Разрядах, т.е. перечнях воеводских назначений.
Местный историк Р.Г.Игнатьев ссылался на обнаруженные им якобы документы о существовании церкви в Уфе в 1574-1586 гг.3, но ссылок также не сделал, и осталось неизвестным, что это за документы.
Некоторые авторы попытались примирить молчание источников о 1574 г. и на¬дежные свидетельства об основании города в 1586 г. (см. ниже) следующим рассужде¬нием: в 1574 г. Иваном Григорьевичем Нагим был заложен некий стратегический пост, который через 12 лет получил статус города . Однако данное объяснение не учитывает реалий XVI века. Понятие «статус города» появилось в России лишь во второй половине XVIII в., в ходе реформ Екатерины II. В рассматриваемую же эпоху присвоения статуса населенным пунктам не производилось. Городом тогда считалось укрепленное (обнесенное стеной) поселение, в котором: а) присутствует стрелецкий гарнизон; б) действует администрация - воевода или наместник; в) имеется посадское торгово-ремесленное население5. Все это в разной мере прослеживается в Уфе с конца 1580-х гг. Полагаю, что она сразу строилась как город.
Это находилось в полном соответствии с правительственной программой освое¬ния восточного пограничья. После завершения Ливонской войны (1582 г.) и воцарения Федора Ивановича (1584 г.) Москва обратила внимание на обустройство и защиту отдаленных степных рубежей. Для южноуральских территорий в то время была также актуальна оборона от набегов сибирского хана Кучума, свергнутого казаками в 1582 г. Почти одновременно были поставлены Самара, Саратов, Царицын и Уфа. Все они сразу оснащались гарнизонами, обзаводились функционерами-управленцами и посадом.
Не удалось выяснить, на основании каких данных в литературе укоренилось ут¬верждение о приходе в эти места Ивана Ильина. Никто из авторов не ссылается на средневековые тексты. Один из наиболее авторитетных историков, к мнению которых обычно апеллируют, - это академик М.К.Любавский с его «Обзором русской колониза¬ции», законченным к началу 1930-ых гг. Но поскольку данный «Обзор» представляет собой лекционный курс, то и там не содержится справочного аппарата .
Исконными, «природными» владельцами южноуральских земель являлись баш¬кирские племена. До середины XVI в. номинальное подтверждение своих владельче¬ских прав они получали от вышестоящих государей - казанских ханов и ногайских правителей (не ясно, от мангытских биев-предводителей Ногайской Орды или от формальных ногайских ханов, не обладавших реальной властью). После русского
завоевания Казани башкиры просили соответствующие жалованные грамоты у Ивана IV, который официально стал «царем Казанским». При этом ряд племен получил от него ярлыки не только с подтверждением вотчинных прав на собственные старинные земли, но и с закреплением захваченных башкирами опустевших ногайских кочевий (большинство ногаев оставило Южный Урал в середине 1550-ых гг. в результате междоусобиц и стихийных бедствий).
Никакого повода направлять войска в Башкирию у правительства тогда не было. Оно увязло в тяжелой Ливонской войне, в 1574 г: подавило массовое выступление народов Среднего Поволжья («вторая Черемисская война»), но очаги сопротивления тлели, что вылилось впоследствии в «третью Черемисскую войну». В этих условиях раздражать ногаев возведением крепости в их наместничестве - так называемой Ногайской Башкирии - было нецелесообразно. Вся ногайско-русская дипломатическая переписка 1570-х годов не содержит ни единого намека на какую-то активность русских в южноуральском регионе.
В то время ногайские наместники Башкирии жили уже в отдалении, в районе р. Эмбы (Западный Казахстан). В 1578 г. один из таких наместников, Динбай-мирза, послал к башкирам своих ясачных сборщиков, которые угодили в плен к русским. В письме к Динбаю Иван IV описывал этот конфликт так: «...К нам из нашие вотчины из Казани писали, что приходили нагайские люди по реке по Каме на башкирдцы и на остеки Казанского уезда и людей убивать почали и грабить. И башкирдцы и остяки, собрався, иных побили, а трех-четырех живых взяли. И мы тех в Казани велели, сыскав, вашим послом Уразу с товарыщи в Казани отдать. А вперед бы, Тинбаи мирза, в нашу [вотчину] в Казанской уезд, в башкирдцы и в вотяки и в остяки своих людей не посылали ни по што» . Таким образом, единственным опорным пунктом московской власти на востоке в то время была Казань, и башкиры должны были общаться пока с казанскими властями по поводу ногайских притязаний.
Что касается И.Г.Нагого, то он замечен на воеводских постах гораздо позже: в 1586 г. ((Козмодемьянский острог), 1589 г. (Царев город), 1590 г. (Лозьвинский горо¬док)9.

О поселениях на месте будущей Уфы.
Не располагая данными последних археологических исследований, мы можем опираться только на сведения из башкирского исторического фольклора. Разные предания упоминают на месте или в ближайших окрестностях Уфы ставку или «город» ногайского или башкирского «хана». Обычно этот «город» именуется Тура-тау . Следует учитывать эти многочисленные свидетельства исторической памяти. Видимо, в районе будущего города действительно располагалась какая-то резиденция местного правителя. Полагаем, что до массового исхода ногаев из Башкирии это была кочевая ставка ногайского наместника, который в некоторых устных памятниках претерпел обычную для фольклора трансформацию, превратившись в «башкирского хана».
Если предположение о ставке ногайского наместника верно, то невозможно видеть в ней городское поселение. Ногаи не знали и не любили городской жизни, для них привычным и престижным был кочевой уклад жизни. Единственный город Ногайской Орды, Сарайчик на Яике, был унаследован от золотоордынских времен и в ногайский период постепенно угасал, пока его окончательно не разгромили волжские казаки в 1581 г. Время от времени Сарайчик служил зимовьем (а во времена голода - и кругло¬годичным пристанищем) верховного бия. Все остальные ногайские аристократы-мирзы селились в кочевых стойбищах. Едва ли башкирский наместник составлял исключение. Поэтому гипотезы о существовании на территории Башкирии какого-то города Башкорт не кажутся основательными.
А.В.Псянчин, исследовавший отображение башкирских земель в средневековой европейской картографии, видит этот город в названиях Pasherti и Pascartir на картах П.Планкиуса (1592) и Дж.Кантелли (1682)11. Но, во-первых, данные наименования восходят к слову Pascherti, фигурировавшему на европейских картах с XIV в. и обычно обозначавшему именно местность, страну, а не город. Во-вторых, период создания обеих карт указывает на то, что это архаичное слово скорее всего относилось к уже построенной в то время реальной Уфе, а не к фантастическому «Башкорту».
Практика возведения русских городов показывает, что старые укрепления и городища, как правило, не использовались приезжими зодчими при сооружении новой крепости, хотя та и строилась в непосредственной близости от них. Так, Саратов был поставлен в стороне от разрушенного зрлотоордынского Укека, Тюмень — в стороне от развалин татарской Чимги-Туры, а Астрахань - вообще на противоположном берегу от татарского Хаджи-Тархана (правда, с использованием камней и кирпичей из «бусурманской». цитадели).
Известное же из местного фольклора обозначение Уфы «Имэн-кала» следует с наибольшей вероятностью соотносить с новой русской крепостью, стены которой состояли из дубовых бревен.

Основание Уфы и ее первый воевода.
Первое упоминание об уфимском воеводе (равно как и об Уфе) содержится в Разрядах под 1586 г.: «... на Уфе - Михайло Олександрович Нагово»12. М.А.Нагой принадлежал к старому дворянскому роду. Происходил этот род из Твери, а после ликвидации Великого княжества Тверского (1485 г.) служил московским государям. Некоторые Нагие получали боярское звание. Самым известным представителем Нагих была седьмая и последняя жена Ивана'IV Мария Федоровна, мать его младшего сына Дмитрия. Кроме того, яркой исторической фигурой был Афанасий Федорович Нагой -многолетний русский посол в Крыму (в 1563-1574 гг. без перерывов). Клан Нагих был очень разветвленным, поэтому родство между Иваном Григорьевичем и Михаилом Александровичем Нагими установить не удалось. Этот род прекратил существование в середине XVII в.
В историографии неоднократно анализировалась переписка ногайского бия Уруса с царем Федором в 1586 г. по поводу строительства русскими нового города на Южном Урале. Впервые подробно ее рассмотрел академик П.П.Пекарский , который и обосновал 1586 г. как дату основания Уфы. Работая над историей Ногайской Орды, мы в свое время прочли все цитированные Пекарским грамоты и можем подтвердить, что его выводы полностью обоснованны. Переписка длилась в течение нескольких месяцев. Претензии Уруса высказывались в диапазоне от возражений против намерения царя возвести город (т.е. еще до его закладки или скорее в самом начале строительства)14 до требования снести уже построенную крепость. То же касалось Самары и Саратова.
Дополнительным аргументом служит временной контекст в объяснениях рус¬скими дипломатами целей широкого городского строительства на востоке. Так, в наказе15 от 20 сентября 1586 г. послу И.Ф.Страхову, направлявшемуся в Ногайскую Орду, говорилось, в частности: «И ныне государь велел на Уфе город поставить и людей своих в нем велел устроити для обереганья Казанского уезда башкирдцов»16. Во-первых, здесь ясно говорится, не только о «поставлении» (основании) города, но и о «устроении» в нем людей, т.е. организации обычной городской жизни. Во-вторых, ясно, что под государем подразумевается ныне царствующий Федор Иванович. Если бы речь шла о его отце и предшественнике, то в наказе вместо «государя» стояла бы трафаретная формула «блаженные памяти государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии». Таким образом, как постройка, так и заселение города относится ко времени правления Федора, которое началось с 1584 г.
Интересно отметить, что в том же наказе приводится еще одна причина основа¬ния Уфы: «чтоб казаки беглые с Волги на Белую Волжку не ходили и вашим улусом убытков никаких не чинили»17. Следовательно, район Уфы («Белой Волжки») в глазах русского правительства официально пока признавался местом законного обитания «ваших [т.е. ногайских ] улусов», что расходится с современной трактовкой «добровольного вхождения Башкирии в состав России» еще в 1557 г.
Наконец, в обнаруженном М.Н.Тихомировым летописным отрывке XVI в. о постройке городов в Московском государстве прямо говорится: «В 94 году поставил [государь] на Волге город Самару. Того же году поставил город Уфинской»18.
Таким образом, полагаем, что известные на сегодняшний день сведения источников позволяют с большим основанием датировать основание Уфы 1586 годом, а ее основателем и первым воеводой считать М.А.Нагого.

Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН,
руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений,
доктор исторических наук В.В. Трепавлов

Господа экспертное заключение выложу в понедельник. Это связано с тем, что его надо отсканировать у Мажитова. А это представляет определенные трудности. Ваши комментарии по заключению Трепавлова?

Трепавлов как-то очень неубедительно обыгрывает момент с картами. Не упоминаются более ранние карты, на которые Паскерти все-таки указан. А также никак не упоминается Белатер. А карты это все-таки серьезный аргумент, который недвусмсыленно показывает на город, ведь на картах нарисован кород Паскерти, а рядом страна (область) Паскерти. И это начинается с 14 века. Это считаю Трепавлов не объясняет...

Пишу для paskarti.
Цитата 1. Ну, у Егорова нет никаких привязок Формена к Керменчуку, это во первых.
http://annals.xlegio.ru/volga/egorov/03.htm
Ниже г. Паскерти находится г. Кормануко, название которого созвучно с булгарским Кременчуком.

Цитата Белатур(Белая крепость) теперь город Уфа. Это получается Бела ("белый" на славянском) + тура ("крепость" на тюркском). Как же так?

paskarti, Вы не приводите в своих доводах никаких ссылок на источники или исследования. Эти доводы целиком Ваши?

------------
В данный момент наша дискуссия разветвилась и почти не ведется речи о локализации Паскарти (неужели люди забудут о нем ещё лет на 500?).
-------------
Следущее. Как можно прочесть в ранее цитируемой мною книге:
В Хазарском каганате традиции городской культуры были гораздо более древними: известны как внушительные по размерам Варачан, Беленджер, Семендер (до 16 тыс. кв. м), так и небольшие круглые или овальные в плане крепости (по 100 м в диаметре), датирующиеся VIII-IX вв. Большие городища снабжены мощными укреплениями - рвом и стеной (до 10 м толщиной) с полукруглыми башнями. Материалом для их постройки служил камень, саманный кирпич с прослойками камыша, который играл роль мягкой подушки при землетрясениях.
Найденный на Уфе-2 фрагмент из саманных блоков (который я не считаю фрагментом оборонительного сооружениея) требует химического анализа. Также необходимо ознакомиться с профилем и планом данной находки.

---------------------
Про Уфу.
Цитата Ваши комментарии по заключению Трепавлова?
Слабовато с археологической стороны.

Цитата в обнаруженном М.Н.Тихомировым летописным отрывке XVI в. о постройке городов в Московском государстве прямо говорится: «В 94 году поставил [государь] на Волге город Самару. Того же году поставил город Уфинской»
Нет, Уфа основана ранее 1594 г. Вот фрагмент источника:
По государеву цареву и великого князя Федора
Ивановича Всея Русии указу велено
на Уфе уфинских жильцов детей боярских
и сотников стрелецких и стрельцов и об
рочников пушкарей и воротников устро
ити на Уфе пашнею детей боярских
и сотников стрелецких по окладу а стрель
цов и пушкарей и воротников и ново
крещенов и татар и всяких оброчников
противо их окладов хлебново жало
вания и по даче детей боярских в 100м (1592г.)
году и во 101м году и во 102м году
(РГАДА, ф.1209(Поместный приказ), оп.1, д.517, л.1)

Цитата И полный текст заключения РАН - Трепавлова по истории города Уфы
В этом заключение выражено мнение не РАН, а личное мнение доктора исторических наук В.В. Трепавлова.

Пишу слегка с иронией, но искренне прошу не принимать на свой счет. :)
Цитата А Даль вообще считал , что Тур (Башня, насыпь) с французского Как же мы сразу не углядели тут Наполеона!

Цитата И о каком "славянском" Вы говорите и о каком "тюркском"?Русском и башкирском (поскольку в башкирских преданиях запечатлен Тура-Тау "Крепость-гора").

Цитата Сагатин (се гати, дороги по гатям).
? На карте Пиццигани,1367г., показан Sactym.

paskarti, есть ли у Вас соображения по поводу Лепина. А так же Аллатура ?
карта Alexis-Hubert Jaillot 1681.
http://brennain.narod.ru/Iaillot_1681.jpg (4.42 М)

------------------
Цитата Ваши комментарии по заключению Трепавлова? Вновь напишу. Слабовато. Карты не проанализированы. Да и про соц.-эконом.-полит. предпосылки нет ничего существенного.

К сожалению - обе противоборствующие стороны представляют ситуацию однобоко.
Может организовать независимую комиссию, скажем, из японских или шведских, ученых?

Цитата Может организовать независимую комиссию, скажем, из японских или шведских, ученых? Нет, я подумал, и решил, что не надо шведов или японцев.
Шведы будут искать здесь Утгард или Мидгард (поскольку Тур Хейердал уже искал Асгард возле Азовскгого моря), а японцы найдут здесь осколки катаны-самурайского меча и заявят с новой силой о проблеме "Северных территорий".

Тут больше подходят новозеландские ученые.
------------------------
набирается археологический материал по средневековым памятникам Башкирии и Уфы (см. на предыдущей стр. темы выдержки из книги Обыденнова-Корепанова), плюс к этому материалу пи-ар.

В книге "Родословная Уфы"(Уфа,2004) на стр.14 приводятся слова Н.А.Мажитова: "Во всяком случае, среди материалов есть предметы, возраст которых твердо определяется 10-14 веками. Например, неорнаментированные плоскодонные горшки (из слоев тех самых городищ 5-8 веков) встречаютсч в хозяйственных ямах вместе с золотоордынскими монетами 14 века".
Надо поискать, что за находки были ранее 2004 г.

-----------------
По современному персидскому языку
http://www.multikulti.ru/Persian/info/Persian_info_190.html
http://www.trilinguis.ru/linguistic/persian/dictionary.aspx

Сюда заглянул: Рычков П.И. "История Оренбургская" Уфа.2001. стр.181-183 и где можно ещё про Тюря-хана почитать и про Акиазара?

а лепинскй городок вроде нашли. Пороюсь в папках. с аллатуром подумаю денька три.

brendan, координаты многих населённых пунктов 16 века приведены в книге „Tractatus De Globis Et Eorum Usu: A Treatise Descriptive of the Globes Constructed by Emery Molyneux and Published in 1592“.
Координаты из этой книги:
Pascherti 94 40 и 58 00
Sagatin 95 30 и 58 28
Есть в ней и Lepin. В какой системе координат приведены эти данные определить не сложно - достаточно сравнить их с реальными для любого известного города. Только скорее всего все эти координаты взяты из карт, а не измерениями на местности, поэтому ценность их невелика.
В любом случае, Вам стоит обратить внимание на иностранные источники информации - может найдёте что-нибудь интересное. Например, страница http://www.google.de/books?q=pascherti&lr=&start=10&as_brr=0 выдаёт для Pascherti около семи правильных результатов поиска.
Упомянутые выше координаты приведены здесь и здесь.

PS Я Вам отправил сообщение в личку, посмотрите.

Celler, спасибо большое. По четвёртому варианту моих расчётов разница в координатах между паскарти и сагатином совпадает с поразительной точностью.
По Аллатуру я посмотрел. Он попадает в Мамадышский р-н, Где-то в районе Керменей. Алабуга на то же карте, это в район Пестрецов на реке Меша.В данном случае Ала(пёстрый)трансформировалось в пестрецы. Сухопутная дорога шла от Казани на Алабугу , далее по прямой на Алатур(но здесь работает другое "ала", оно в значении насыпная возвышенность т.е. крепость (тур) на возвышенности. Далее дрога пересекала р. Вятка и прямо выходила на другую Алабугу(г. Елабуга).Здесь(на границе) дорога раздваивалась, направо через Каму выходила на Фармен(Мензелинск) и далее шла на Белатур(Уфу), влево к удмуртам(мортам).По военным, торговым, транспортным , таможенным показателям здесь всё идеально. Что показательно, топонимика на "ала" практически вся сконцентрирована в районе, иду по окружности: Алабуга-Арск-Балтаси-Кукмор-Мамадыш-Алатур-по берегу Камы до р.Меша и вверх на алабугу. Круг замкнулся.
точная локализация Алатура возможна лишь с помощью местных краеведов.Есть зацепка - возвышенность может иметь прозвание АЛЫП. Возможно возвышенность у Алабуги можно тоже просчитать с помощью "алыпа"

к сожалению это уже не входит в мои интересы. Я занимаюсь районом от устья реки Белой до оз.Байкал, север и юг этого куска по полной долготе.

Celler , спасибо.
Цитата координаты многих населённых пунктов 16 века приведены в книге „Tractatus De Globis Et Eorum Usu: A Treatise Descriptive of the Globes Constructed by Emery Molyneux and Published in 1592“.
Координаты из этой книги:
Pascherti 94 40 и 58 00
Sagatin 95 30 и 58 28
От Перми до Нижнего Тагила.
Возможно в одной из представляемых на www.google.de/books книг найдется ключ к источникам Меркатора.
Будем искать.

Цитата (brendan @ 2.09.2007 - 19:33)Возможно в одной из представляемых на www.google.de/books книг найдется ключ к источникам Меркатора.

Ничего не понимаю по английски, но на этой странице указан Pascherti, а на следующей написано про Меркатора.

Господа, Айтсал совершенно верно подметила и я за это благодарен ей, что свое заключение Трепавлов сделал от имени Институра российской истории РАН и заключение было представлено не только за подписью Трепавлова, но и утверждено академиком Сахаровым и прислано от имени Института русской истории РАН. У немя были сомнения, я еще раз написал в институт и письмом 23 июля 2007 года получил уведомление, что это официальное заключение Института российской истории по основанию города Уфы, которое официально поддерживается Российском государством. Никаких других данных об основании города Уфы в Институте истории нет. Далее в ответе говорится , что данные картографических доказательств, например, каталонский атлас или карта Меркадера, как абсолютные доказательства о русской истории служить не могут. Это всего-навсего теория не подкрепленная никакими письменными источниками, русскими или зарубежными и археологическими раскопками. Еще раз подчеркивается, что город Уфа был основан в 1586 году в безлюдном месте и по многочисленным известным письменным источникам сомнений в основании Уфы именно в 1586 году нет. После такого разъяснения и официального заключения РАН, я думаю, мы можем смело утверждать, что город Уфа основан в 1586 году по приказу царя казанскими стрельцами Михаила Нагого, который 18 лет был воеводой города Уфы. Я не исключаю, что лет за 200 - 300 до основания Уфы на слиянии рек Белая, Дема и Уфимка существовал некий населенный пункт (городище), который копает сейчас Мажитов, а до него копали еще 100 лет. Но надо отделить "зерно от навоза" ? Но, Уфа - это есть Уфа и ее история идет с 1586 года. А раскопки на городище Мажитова - это другая история (теория) и она нуждается в безусловном подтверждении не только через археологические раскопки, но и должна быть подтверждена неоспоримыми письменными источниками, и в первую очередь, русскими, либо косвенно другими в том числе и зарубежными. Здесь море работы для всех. Если я не прав, поправьте меня.

Господа, как обещал.

Резолюция Экспертного совета по оценке состояния, научной значимости и перспектив научного изучения городища I–II тыс. н.э. Уфа–II, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, на пересечении ул. Пушкина и ул. Воровского, владения 132–136.

Члены Экспертного совета:
1. Член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, профессор, главный научный сотрудник Института истории АН РТ, доктор исторических наук Ф.Ш. Хузин (Казань);
2. Заведующий группой средневековой археологии евразийских степей Института археологии РАН, профессор, доктор исторических наук И. Л. Кызласов (Москва);
3. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, зам. начальника Сирийской археологической экспедиции РАН, доктор исторических наук Ш. Н. Амиров (Москва);
4. Научный сотрудник Института археологии РАН, зам. начальника Подмосковной экспедиции Отдела охранных раскопок ИА РАН, член международной группы по археометаллургии, кандидат исторических наук И.А. Сапрыкина (Москва).
Члены Экспертного совета 17–18 августа 2007 г. по приглашению Академии наук Республики Башкортостан провели осмотр и оценку научной значимости территории археологического памятника – городища Уфа–II, проводящихся на нем раскопок и полученного в ходе них археологического материала.
В результате проведенного осмотра эксперты сошлись во мнении:
1. Городище Уфа–II является уникальным археологическим памятником, значение которого усиливает его несомненная связь с находившимся за рвом могильником. Культурный слой городища достигает мощности 4 м, что выделяет памятник среди прочих подобных объектов Восточной Европы. Непрерывность обитания в этом месте документируется последовательностью залегания многочисленных культурных отложений, образовавшихся на протяжении всего средневекового периода (I – II тыс. н.э.). Хорошая сохранность культурного слоя позволяет проследить все этапы долговременной истории этого города.
Ненарушенная стратиграфия пaмятникa создает редкую возможность для точного выделения хронологических этапов, позволяет детально реконструировать систему жилой планировки городища и оборонительной системы.
2. Вскрытые раскопками археологические объекты принадлежат к категории монументальных архитектурных сооружений. Городская оборонительная стена сооружена на раннем этапе функционирования памятника, возведена по предварительному проекту и отражает существование самобытной военно-фортификационной школы. Возведенная в опалубке с использованием искусственно созданных глинобитных масс, она неоднократно усиливалась с сохранением прежних строительных канонов. Примыкающее к стене внутреннее пространство имеет регулярную застройку и элементы благоустройства.
Хорошо сохранились не только строительные материалы, основанные на использовании глиняных масс, но и деревянные конструкции, позволяющие проследить многие конкретные архитектурно-строительные детали.
3. Полученная в ходе раскопок уникальная археологическая коллекция представлена изделиями из драгоценного, цветного и черного металлов, кости, стекла, полудрагоценного камня, глины. Среди нескольких серий местной посуды, характерной для населения Урало-Поволжья в период от IV пo XV вв. н.э., выделяется привозная столовая посуда, указывающая на связи со Средней Азией, Кавказом и другими регионами. Изделия из стекла и полудрагоценных камней являются импортом с сирийских территорий Византийской империи и Прибалтики. Выделяется большое количество ювелирных изделий как раннего, так и развитого средневековья – золотые, серебряные, бронзовые украшения и детали костюма (серьги, поясные накладки, пряжки, подвески и др. украшения), а также монеты ранневизантийского и золотоордынского времени. В городе было развито местное ювелирное дело, специализирующееся на работе с золотом (находки пинцета, сырья, заготовок изделий). Высокий уровень местного косторезного дела подтвержден многочисленными находками изделий из кости и их заготовок.
Таким образом, члены Экспертного совета считают несомненной высокую научную и культурную значимость городища Уфа–II, время существования которого по комплексу признаков относится к IV – XV/XVI вв. н. э. Городище Уфа-II является крупным, веками существовавшим, административным, торговым, ремесленным центром, одним из узловых пунктов истории Урало-Поволжского региона. В этом месте благодаря мощности и сохранности культурного слоя и его насыщенности органическими материалами и находками фактически концентрируется отражение особенностей местного исторического процесса на протяжении всего средневековья.
Тем самым научное значение памятника выдвигает его в разряд наиболее ценных исторических памятников дописьменной истории не только Башкортостана и Южного Урала, но и Восточной Европы в целом. Есть все основания считать, что тщательное и комплексное изучение культурного слоя городища способно превратить его в один из эталонных объектов археологической науки России.
Вместе с тем памятник относится к археологическим объектам высшей категории сложности, что исключает возможность быстрого проведения на нем археологических раскопок.
Кроме того, памятник археологии Уфа–II имеет особый юридический статус – памятник регионального значения. Согласно федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (ФЗ-73 от 2002 г. и последующих его редакций 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 гг.), государственным приоритетом является сохранение памятников истории и культуры, в т. ч. памятников археологии. Необходимо ясно понимать, что памятники археологии – памятники древнейшей истории, являются собственностью государства (ФЗ–73 от 2002 г., ст. 3, 4) и представляют собой его невосполнимый национальный фонд.
На основании сказанного члены Экспертного совета считают возможным рекомендовать правительству Республики Башкортостан рассмотреть возможности для:
1. выведения территории памятника археологии – городища IV – XVI вв. Уфа–II из зоны проведения любых строительных и хозяйственных работ, а также разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, установления границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования в целях обеспечения сохранности городища (ст. 33. пп. 2–7, 11 ФЗ-118 от 26. 06. 2007 г.);
2. разработки архитектурного о*****го проектного плана, схемы планировочной организации земельного участка (ФЗ-143 от 27. 07. 2006 г., ст. 51, п. 7, 3-б) для использования территорий городища Уфа–II как объекта экспонирования в туристических целях с элементами музеефикации;
3. направить усилия специалистов-археологов на долговременное планомерное всестороннее и комплексное изучение городища Уфа–II и создание на базе памятника международной археологической экспедиции с участием специалистов естественно-научных дисциплин.
Наличие в центральной части современного города подобного памятника, отличающегося хорошей сохранностью, выраженностью в рельефе, встроенностью его в сложившуюся систему городской планировки, выделяет современную Уфу в разряд особых исторических городов России, имеющих все предпосылки для использования данного объекта исторического наследия для развития любого вида туризма и массовой деятельности.
Городище Уфа–II является археологическим объектом, притягательным для международного сотрудничества, направленного на решение актуальных вопросов истории Евразии.

Эксперты:
Ф. Ш. ХУЗИН, чл.-корр. АН РТ, д.и.н.
И. Л. КЫЗЛАСОВ, зав. группой средневековой археологии евразийских степей ИА РАН, д.и.н.
Ш. Н. АМИРОВ, ст.н.с. ИА РАН, д.и.н.
И. А. САПРЫКИНА, н.с. ИА РАН, к.и.н.

А ВОТ ЕЩЕ ОДИН ДОКУМЕНТ ОБ ОСНОВАНИИ УФЫ ТАТАРАМИ

ЗВЕЗДА ПОВОЛЖЬЯ» 23-29 августа 2007 года.
Выдержка из статьи «Вокруг истории»
Доктор исторических наук Дамимр Исхаков: Я хотел бы обратиться к 1,5-тысячелетию Уфы, юбилею, который сейчас пытаются сконструировать. Во-первых, хочу сказать, что процесс установления даты основания города очень непрост. Если господин Мажитов считает, что очень быстро сможет установить эту дату, онб глубоко заблуждается. Хочу сказать, что когда копали Казанский кремль, московские археологи, в том числе включая директора института археологии РАН, лично рассматривали раскопы, и наши ученые им доказывали слои. Только после этого московские институты проголосовали за эту дату. Башкирским ученым придется проходить через эти процедуры. Хочу привести факт, несомненно город Уфа - это русский город, основанный русскими при поддержке татар. В ранних писцовых книгах татары там уже упоминаются, они там присутствовали, но до этого на месте исторической Уфы существовал татарский город. То, что Мажитов называет Иман-Кола, на самом деле было татарским городком. Об этом есть небольшая выдержка из сохранившейся татарской рукописи. Она опубликована в 1937 году в книге «Материалы и документы по истории Татарии». Эта рукопись затем была утеряна, это летопись, называется летопись Нигметзяна. Племя кунгратов основало «Дубовый город» на месте Уфы. Это было татарское племя, правящее, золотоордынское, входило потом в Ногайскую Орду, оно затем ушло в Среднюю Азию и там основало город Кунграт.

Цитата Господа, Айтсал совершенно верно подметила и я за это благодарен ей, что свое заключение Трепавлов сделал от имени Институра российской истории РАН и заключение было представлено не только за подписью Трепавлова, но и утверждено академиком Сахаровым и прислано от имени Института русской истории РАН. У немя были сомнения, я еще раз написал в институт и письмом 23 июля 2007 года получил уведомление, что это официальное заключение Института российской истории по основанию города Уфы, которое официально поддерживается Российском государством.
Я писал:
Цитата В этом заключение выражено мнение не РАН, а личное мнение доктора исторических наук В.В. Трепавлова.
Я и сейчас считаю, что в заключении дано мнение только В.В. Трепавлова.
РАН - это коллегиальный орган, и если заключение дается от имени РАН, то и подписывается коллегией (комиссией) делавшей экспертное заключение.
А то что Сахаров дает ответ на запрос на фирменном бланке РАН, так он ведь директор РАН, не будет же он писать на бланке Российского футбольного союза.
Пример:
Цитата Резолюция Экспертного совета по оценке состояния, научной значимости и перспектив научного изучения городища I–II тыс. н.э. Уфа–II, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, на пересечении ул. Пушкина и ул. Воровского, владения 132–136.

Члены Экспертного совета:
1. Член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, профессор, главный научный сотрудник Института истории АН РТ, доктор исторических наук Ф.Ш. Хузин (Казань);
2. Заведующий группой средневековой археологии евразийских степей Института археологии РАН, профессор, доктор исторических наук И. Л. Кызласов (Москва);
3. Старший научный сотрудник Института археологии РАН, зам. начальника Сирийской археологической экспедиции РАН, доктор исторических наук Ш. Н. Амиров (Москва);
4. Научный сотрудник Института археологии РАН, зам. начальника Подмосковной экспедиции Отдела охранных раскопок ИА РАН, член международной группы по археометаллургии, кандидат исторических наук И.А. Сапрыкина (Москва).

Цитата Ненарушенная стратиграфия пaмятникa создает редкую возможность для точного выделения хронологических этапов, позволяет детально реконструировать систему жилой планировки городища и оборонительной системы.
Желательно указать о находках жилых строений городища.

Цитата Вскрытые раскопками археологические объекты принадлежат к категории монументальных архитектурных сооружений.
Что именно?

Цитата Городская оборонительная стена сооружена на раннем этапе функционирования памятника, возведена по предварительному проекту
Возведена по предварительному проекту (архитектора Канчелия или скульптора Церетели?).

Цитата Возведенная в опалубке с использованием искусственно созданных глинобитных масс, она неоднократно усиливалась с сохранением прежних строительных канонов.
с сохранением прежних строительных канонов(?)
вал -5 век, саманный участок - 8-11 века, сгоревшие бревна - пока нет датировки

Цитата Примыкающее к стене внутреннее пространство имеет регулярную застройку и элементы благоустройства.
элементы благоустройства Отлично сказано. Но они, как и новое платье короля, видны не каждому.

Цитата Хорошо сохранились не только строительные материалы, основанные на использовании глиняных масс, но и деревянные конструкции, позволяющие проследить многие конкретные архитектурно-строительные детали.
деревянные конструкции какие?

Цитата Полученная в ходе раскопок уникальная археологическая коллекция представлена изделиями из драгоценного, цветного и черного металлов, кости, стекла, полудрагоценного камня, глины.
Сия огромная коллекция характерна не только для Уфы-2.

Цитата Среди нескольких серий местной посуды, характерной для населения Урало-Поволжья в период от IV пo XV вв. н.э., выделяется привозная столовая посуда, указывающая на связи со Средней Азией, Кавказом и другими регионами. Изделия из стекла и полудрагоценных камней являются импортом с сирийских территорий Византийской империи и Прибалтики. Выделяется большое количество ювелирных изделий как раннего, так и развитого средневековья – золотые, серебряные, бронзовые украшения и детали костюма (серьги, поясные накладки, пряжки, подвески и др. украшения), а также монеты ранневизантийского и золотоордынского времени. В городе было развито местное ювелирное дело, специализирующееся на работе с золотом (находки пинцета, сырья, заготовок изделий).
Находки составляют органичный комплекс в пределах 4-8 веков. Золотоордынские предметы не привязаны ни к какому жилищному или оборонительному комплексу.

Цитата Городище Уфа-II является крупным, веками существовавшим, административным, торговым, ремесленным центром, одним из узловых пунктов истории Урало-Поволжского региона.
Слава! Слава! Слава!

Мое мнение.
Находки на городище Уфа-2 позволяют строить предположения о функционировании укрепленного поселения с развитыми торговыми контактами в 5-8 веках. Основная ремесленная и торговая активность прекращается к началу 2го тысячелетия, т.е., ко времени прихода древних башкир на территорию нынешней Уфы.

В 14-15 (16?) веках на месте будущей Уфы стоят несколько селений с полуземляночным типом домов, расположенных на месте городищ железного века, вдоль береговой линии рек. Несколько в отдалении, на горе воздвигнуты курганы с богатым инвентарем.

--------------------------
В БГУ вышел сборник статей. Прошу ознакомиться со статьей В.А.Иванова.

От древности к Новому времени (проблемы истории и археологии). Сборник научных работ. Выпуск X. Уфа, РИЦ Баш ГУ, 2007, с.93-102.
В.А.Иванов
д-р. ист наук, проф. БГПУ г. Уфа
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ «УФИМСКОГО ПОЛУОСТРОВА»
-------------------------
Цитата ДОКУМЕНТ ОБ ОСНОВАНИИ УФЫ ТАТАРАМИ
где документ?

Пожалуйста, еще раз: В ранних писцовых книгах татары там уже упоминаются, они там присутствовали, но до этого на месте исторической Уфы существовал татарский город. То, что Мажитов называет Иман-Кола, на самом деле было татарским городком. Об этом есть небольшая выдержка из сохранившейся татарской рукописи. Она опубликована в 1937 году в книге «Материалы и документы по истории Татарии». Эта рукопись затем была утеряна, это летопись, называется летопись Нигметзяна. Племя кунгратов основало «Дубовый город» на месте Уфы. Это было татарское племя, правящее, золотоордынское, входило потом в Ногайскую Орду, оно затем ушло в Среднюю Азию и там основало город Кунграт.

Пожалуйста,господа, мнение господина Кызласова на заключение Трепавлова на имя Швецова. Правда, он об этом не знает.

Москва, 15.08.2007 г.

Игорь Леонидович Кызласов
доктор исторических наук
Институт археологии
Российской академии наук
Россия, 117036, Москва, ул. Дм. Ульянова, 19

Председателю
Союза предпринимателей
Республики Башкортостан
Н.А. Швецову

Глубокоуважаемый Николай Анатольевич!

Получив Ваше письмо и приложенные к нему материалы, сообщаю, что я действительно с 03.07 по 08.07 был в Уфе, где мне были предоставлены все условия для самостоятельного, свободного и независимого обследования результатов раскопок городища Уфа-II.
Башкирскими археологами на современной ул. Пушкина открыт и весьма квалифицированно изучается поистине уникальный памятник - многослойные остатки крупного городского поселения, возникшего на р. Белой около 1,5 тысяч лет назад. Особенно важно, что этот город существовал здесь в течение долгих веков. Второго подобного поселения наука до сих пор не знает не только в Башкортостане или на Южном Урале, но и во всей Восточной Европе.
Городской характер поселения подтверждается обнаружением всех тех признаков, которые выдвигает современная наука для характеристики городов: столетие за столетием это был крупный административный, ремесленный и торговый центр, отличавшийся наличием регулярной монументальной архитектуры, включая инженерно-фортификационные сооружения. Особенно показательно, что названные признаки обнаруживаются уже сегодня, когда раскопки памятника проведены на небольшой части первоначально занимаемой им площади.
Таково мое заключение, проистекающее из особенностей изученного на месте раскопок археологического материала.
Относительно приложенного к Вашему письму заключения Института российской истории РАН должен сказать следующее. Оно весьма обстоятельно составлено доктором исторических наук В.В. Трепавловым - известным и авторитетным исследователем и крупным знатоком отечественной истории периода позднего средневековья - и посвящено разрешению вопроса о времени создания Уфы как военной русской крепости - одного из опорных пунктов московской власти на востоке (в ряду прочих таких пунктов: Самары, Царицына и Саратова). На основании «известных на сегодняшний день сведений источников» (как пишет, будучи серьезным специалистом, Вадим Винцерович) в этом качестве русской крепости Уфа была основана в 1586 г. М.А. Нагим. У меня нет оснований подвергать этот вывод сомнению. Считаю, что Вы были правы и имели серьезные основания отметить памятником историческую веху создания Уфы как русского города…

С добрыми пожеланиями И. Кызласов

Цитата Пожалуйста,господа, мнение господина Кызласова на заключение Трепавлова на имя Швецова.
Вот пожалуйста: конкретное мнение конкретного человека ( господина Кызласова) по конкретному вопросу (заключение Трепавлова).

Цитата Относительно приложенного к Вашему письму заключения Института российской истории РАН должен сказать
Заключение не Института российской истории РАН, а из Института российской истории РАН и составлено Трепавловым. Цитата составлено доктором исторических наук В.В. Трепавловым - известным и авторитетным исследователем и крупным знатоком отечественной истории периода позднего средневековья

Дорогие друзья!
У каждого из нас есть свое мнение, которое мы вправе высказывать, используя СМИ в рамках элементарных правовых норм (т.е. свободы слова). Однако, специфика нашего сайта предполагает дискуссию в определенном русле (т.е. в русле поиска научной истины). Что правда - то правда, и в научных спорах иногда берут верх эмоции (сам каюсь в этом, но всегда стремлюсь эмоциональный текст аргументировать). Но не будем сводить диспут к эмоциям, ибо это чревато уходом от предмета и падением ниже шкалы порядочности (для этого существуют другие сайты, где эмоции и даже оскорбления - главный аргумент).
В данный момент в этой теме идет обсуждение сразу по двум вопросам:
1) определение местонахождения Паскарти;
2) адекватность тезиса о существовании города на месте будущей Уфы в 5-16 веках.

Убедительная просьба от меня как от модератора ветки "история Уфы" - не переходить на обсуждение компетентности или не-компетентности личностей, правомерность или не-правомерность документа (юристы могут годами об этом рассуждать). Только факты и гипотезы, основанные на фактах (пусть даже и в форме пи-ар публикаций, все-таки у нас не заседание коллегии АН).

:) Неужели Вы все не устали от этой политической трескотни вокруг Уфы-2?
Давайте быть подобрее друг к другу! :)

Я воспользовался своим же ранее данным советом и изучил некоторую иностранную литературу по данной теме. Очень интересной оказалась книга „Erdkunde des Gouvernements Perm als Beitrag zur Nähern Kenntniss Russlands von Dr. Carl Zerrenner.“, выпущенной в 1853 году в Ляйпциге на немецком языке. Название статьи переводится „География провинции Пермь как статья для ближайшего знакомства с Россией“. Автор Carl Zerrenner представляет в ней информацию, собранную в течение шести лет пребывания на Урале. В книге очень подробно на почти 500 страницах описана Пермская территория, и среди прочего, приведено огромное количество географических названий. Осилив около половины этой книги, у меня возникла теория, которая объясняет расположение населённых пунктов на карте Меркатора и основывается на некотором опыте работы со старыми картами.
Суть теории заключается в следующем. Меркатор за время своей жизни выпустил огромное количество карт. Поскольку в его время компьютеров небыло, то можно себе только представить каково это было одному человеку провернуть такую грандиозную работу! Ведь карты нужно было не только составить, но и подготовить к печати, что выполнялось, насколько я понимаю гравировщиками. Были ли таковые у Меркатора или он сам гравировал свои карты я не знаю, но подозреваю что были, иначе его трудоспособность была бы сравнима с картографическим отделом Генерального Штаба Советского Союза. А когда над одним делом работают разные люди, то тем более появляются ошибки и неточности. Поэтому на картах Меркатора появились ошибки, которые я дальше укажу (я умышленно сваливаю все ошибки на помощников из уважения к Меркатору). Но кроме ошибок было и элементарное незнание далёких и неизведанных территорий.
У автора книги, путешествовавшего по Пермской территории была с собой масса карт как старинных, так и современных ему. И он периодически в своей книге также указывает на ошибки в старых картах.
Чтобы в карте Меркатора выискать ошибки, давайте найдём место, где ошибки точно нет. И это место на карте есть - оно расположено посередине между нынешними Екатеринбургом и Челябинском - там, где из озёр вытекают Исеть и Чусовая. Это место ни с каким другим спутать нельзя, поскольку именно там проходил маршрут из Азии в Европу по Чусовой и эта река является единственной, текущей из Азии в Европу. Именно так это и показано у Меркатора в виде разрыва в Уральских горах. А соответственно река, на которой у Меркатора показан Sagatin, это и есть Чусовая. Чусовой дано наиподробнейшее описание в указанной книге, поскольку она в то время была одной из важнейших транспортных магистралей и является самым большим притоком Камы. Стоит также напомнить, что в 1558 году Иван Грозный предоставил эту реку с прилегающими территориями Аникею Строганову для его промышленной деятельности. Поэтому в конце 16 века эта река однозначно была обжита.
А всё остальное уже проще. Река, на которой показана Marmorea это Сылва, которая при впадении в Чусовую, согласно Церреннеру, не уступала ей по ширине (сейчас там кажется водохранилище). То, что там дальше указана Vischora, совсем не удивительно, поскольку Церренер в вопросе происхождения названия Пермь ссылается на некоего Petrejus, который производил это имя от города и замка Perum, который стоял на Wischera. Так что возможно раньше Вишерой считалась и часть Камы. Хотя у меня есть этому и другое объяснение, о котором я скажу дальше.
Я раньше здесь уже писал, что расположение Тюмени у Меркатора скорее всего перепутано с расположением Перьми, а Vischera перепутана с Чусовой, а теперь, благодаря Церреннеру, я убедился, что у него много чего перепутано. Дело в том, что Церреннер похоже даёт точное расположение Marmorea. Он указывает место, где расположены древние медные шахты и они находились невдалеке от посёлка Мраморский, в котором было месторождение качественного мрамора. Та же самая информация есть и в Иллюстрированном путеводителе по Уралу. В обеих источниках сообщается о находке в одной из шахт хорошо сохранившихся рукавиц, кожаной сумки и других находок, свидетельствующих о древних добытчиках. Населённый пункт Мраморское показан и на современных картах и вероятно существует поныне. Недалеко от него есть населённый пункт Косой Брод, в котором, по данным Церреннера, был тогда единственный мост через Чусовую.
Теперь самое главное и интересное - Мраморское-Mramorea расположено как раз на месте, где показан Sagatin у Меркатора. Помните, я говорил про Тюмень и Vischera, теперь еще и Mramorea - получается, что некоторые названия перепутаны, хотя расположение дано правильно. А это вполне могли сделать гравировщики. Кстати, такое „перепутывание“ встречается и на картах даже столетней давности.
Я уже говорил, что река, на которой показаны у Меркатора Pascherti и Marmorea это Сылва. И она по форме действительно очень похожа и имеет такие же изгибы, а следовательно Pascherti следует искать в месте впадения её в Чусовую (если конечно название Pascherti тоже с чем-нибудь не перепутано). И мы находим этот населённый пункт опять же у Церреннера. Он приводит данные, что один из путешествующих там в 1772 году сообщает, что семь вёрст выше впадения в Чусовую, на горе на берегу Сылвы располагается старое городище.
Кроме того Церреннер называет много жилых мест, расположенных на Сылве. Много таких мест обозначено и на имеющейся у меня карте 1736 года. Так что возможно настоящий Sagatin был там, где обозначена Mramorea. Например, в том районе на картах Стрельбицкого показаны Сарга и Саргинский. По моему немного созвучно.
А дальше совсем просто. Населённый пункт Chaschaer показан в районе нынешней Перьми, основанной в 1723 году и тогда не существовавшей, а Forman может быть где-то в районе Набережных Челнов.
Жду критики. Если её нет, то и никакой древней Уфы на картах, по крайней мере Меркатора, нет.

Цитата Он приводит данные, что один из путешествующих там в 1772 году сообщает, что семь вёрст выше впадения в Чусовую, на горе на берегу Сылвы располагается старое городище.Кто этот "один из путешествующих"?