Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Для памяти. На некоторых христианских иконах написано слова без гласных. Написано в древнем стиле. Попробовать сравнить стили написания слов тамговой письменности и древнецерковной. Что у них общего? Мог ли тамговый стиль написания перенестись на древнецерковный?
По слову "Чору". Возможно, что "чору" перешёл напрямую в русское слово " царь". Карелы лишь сохранили "чуари" как древнюю модификацию слова "чору", преобразовав в "чуари".
Просматриваю упоминания о башкирах ранее 12-го века. Пока ничего нет. поиск продолжаю. Нужны документальные подтверждения, а не чьи-то статьи. Пока предполагаю, что Табын и есть Баш Кары.
Табын Баш Кары - Заслуженный Главный Смотритель. Дальнейшие исследования покажут, верно или нет.
Не принимать за истину. Просто размышления.

Прислал человек указание на Ибн Фадлана. Начал изучение его записей. Пока, интерпретацию учёных историков. Попутно выявились записи других арабских путешественников.
Есть упоминание "башкард" придунайских и уральских. Описывается эпоха до 10-го века.
По укоренившейся привычке, я скептик и первоначально подвергаю всё сомнению и затем начинаю обрабатывать информацию. Везде, у исследователей записей арабских путешественников, написано башкирд, башгирд, башкард, башгард. Делаем изменение из-за арабизма слов на древнетюркский. Баш Кары. В орхоно-енисейских письменах встречается слово "карыгыз" - смотрите. Следовательно, с учётом окончания в слове кард (гард) следует искать правильную интерпретацию слова "смотритель" в орхоно-енисейских письменах.
Следовательно, табынцы не были Главными Смотрителями. За три века до нашествия Чингиз хана башкиры на Урале уже существовали. Так же, как и башкарды на современном Дунае. Но, к уральским башкардам, они отношения не имеют. Это моё утверждение и оно твёрдое. Это разные народы. Гаплогруппы разные R1a и R1b на Урале против N1a и N1b.
Возможно, как утверждает один человек (это не моё утверждение), это были какие-то правители, с именем Башкары. Пока, на эту версию, у меня нет данных.
Также, из этих источников (арабов), выявлено, что арабизированное название города Киев - Куйаба. Если интерпретировать в древнетюркский, то Куу Аб - Рослый (высокий, возвышенный) охотник. Следует в этом случае сопоставить, был ли Аз Көльдир сыном Куу Аб.
Необходимо учитывать, что одно древнее слово может иметь значение нескольких современных слов, а также учитывать возможную интонацию и форму древнего слова. К примеру, современное слово зАмок (строение), замОк (амбарный), замОк (стал мокрым).
Также, из этих источников (арабов), необходимо выявлять арабизированные названия и интерпретировать их в древнетюркский вид.
Есть вскольз указание, что булгар и русы родственные. Пока нет конкретных данных.
В детстве читал книгу о древних русичах (не помню автора), что до христианизации Руси, русичи сжигали умерших. В арабских источниках сказано о сжигании умерших русов.
Возможно, что в 9-м веке чуваши уже существовали. Более внимательно следует изучить этот аспект. Так как, есть подозрительное место в записях.
Есть неявное указание, что русы относятся к древнетюркской группе.
Следует искать труды исследователей, которые изучали труды арабов, чтобы исключить фальсификации.

Упоминание народ авар. Возможно, в арабских книгах, верно записано настоящее название «абар». То есть, если сопоставить с древнетюркским – охотящиеся.
Бурджан описывают, как болгар. У башкир есть бурзяне. Если у слова бурджан убрать персидское «дж» и подставить древнетюркское «ч», то получим «бурчан», что перекликается с башкирским «бурзян». Думаю, что бурджан (бурчан, бурзян) не относится к болгар (булгар). Должна быть расшифровка слова.
Записи арабов, персов – сильнейшая головоломка. Может и найду какие-нибудь сведения о будущих табынцах.

Сакалибы (русы).Попробовать сопоставить с Сү Көль Аб.
В записях встречается слово сакалиб. Исследователи относят это слово в значению русы. Ломал голову, как интерпретировать сакалиб в древнетюркский. Пока пришёл к выводу: сакалиб = Сү Көль Аб.
Следуя этой логике, то верно будет, как и предполагал, как указано в древней книге гаданий, СҮ РУС. Пока не ясно, как правильно писать и произносить, СҮ РУС, СӨ РӨС, СӨ РУС или СӨ РҮС. У исследователей арабских, персидских учёных, записано СЮ - воин, что соответствует СӨ. По моему исследованию СҮ -воин.

Попутно сделать попытку расшифровки слова тептярь. Возможно, тапытар (табытар) - служащий, прислужник. Таб (тап) - служба. Что-то в этом направлении. Окончание "ар" указывает, что слово это не существительное и не глагол, а прилагательное. Если это так, то расшифровывать в этом ключе.

Продолжим попытки расшифровки слова тептярь.
Ранее было расшифровано, что "таб (тап) имеет значение "служба". "Таб" - орхоно-енисейская языковая группа. "Тап" - тибетская и иртышская языковая группа. Соответственно: " табыт" - орхоно-енисейская языковая группа и "тапыт" тибетская и иртышская языковая группа.
Возможно, что табыт и тапыт имеет значение - услуга.
Если следовать этой версии, то табытар (тапытар) имеет значение "услуженные". Смысл не в том, что они пошли в услужение к кому-то, а в том, что владельцы территории сделали им услугу, пустив жить их на свою территорию и припущенники воспользовались этой услугой.
Окончание слова "ар" делает из существительного табыт (тапыт) в прилагательное слово табытар (тапытар). Отсюда и слышимость слова тапытар, как тептярь.

Теперь, поиздеваемся над велосипедами (англичанами, великобританцами).
Когда-то, в давние времена, иртышская языковая группа загнала тибетскую языковую группу на остров. Попутно навешивая им люлей. Велосипеды огорчились и затаили обиду на иртышскую языковую группу. На острове все племена объединились и образовали курул. Выбрали главаря всей этой шайки и назвали его курул. То есть - объединитель, которое трансформировалось в дальнейшем король.
Теперь велосипеды пусть подумают, кто азиаты. Велосипеды или сурусы? Сурусы жили испокон веков в европейской части материка, а велосипеды пришли с Тибета.
"Шютка".

Ярослав. Попробовать сопоставить к древнетюркскому - Ер Сү Лү. Мужественный Воин Дракон.
И почему перекликаются древнетюркский Лү (дракон) и китайский Луй (дракон) с русским Змей Горыныч?

Не силён в грамматике. По этой причине, с формами речи могу неверно истолковать значение слов. Если среди читателей имеются преподаватели татарского, башкирского языков, то прошу вас помочь с грамматикой.
Интересует полный разбор слова "таб - служба).
Найденные слова от слова "таб". Без скобок - орхоно-енисейская языковая группа. В скобках иртышская языковая группа. В дальнейшем, думаю, учёные разберутся, что к какой группе относятся.
Таб (тап) - служба.
Табыг (тапыг) - служить.
Табыт (тапыт) - услуга (предполагаемая расшифровка).
Табытар (тапытар) - предполагаемое слово тептярь.
Табын (тапын) - заслуженный (предполагаемая расшифровка).
И так далее.
Если сможете, то напишите слово таб (тап) по всем формам речи, склонениям, падежам, числам и так далее, чтобы у меня была основа для сравнения древних текстов.

Су Ома (Суоми - современная Финляндия) уточнённый перевод с древнетюркского - Родина Воинов.
Су Рус - пока в поиске. Пока предполагаю - Родственные Воины.
Возникла догадка, почему секта финно-угорской теории, так сильно цепляется за свою теорию.
Якобы, цивилизация пошла из земель современной Финляндии. Если составить цепочку названий, то главным будет название Су Ома (Родина Воинов), а дальнейшие названия Су Рус, Биляр Рус и так далее, произошли от Су Ома.
Теория слабая в виду, что на территории далее Финляндии не говорили на финском, а говорили на древнетюркском. Да и многие слова восточнее Су Ома, вплоть до японайцев, говорили на древнетюркском. В прошлый раз приводил пример со словом Яныш, который перекликается с японайским Йена, китайским Янцзы. Следовательно, это слово разделилось по языкам за несколько тысячелетий до Су Ома, когда Су Ома не был даже в историческом проекте.
Также, в Европе различные древнетюркские языковые группы. В основном, тибетская и иртышская. Следовательно, проникновение древних тюрков произошло после разделения на иртышскую и тибетскую языковые группы. То есть, после разделения ДНК на R1 и N1.
Китайцы не дадут соврать. Цивилизация их древнее европейской. И возможно, древнее египетской.
Современный финский язык, возможно, смесь скандинавского с древнетюркским. А сами скандинавы, пришлые, которых древние тюрки вытеснили в древние времена с континентальной Европы. Происходили военные столкновения древних скандинавов с Су Ома. Захваченных женщин скандинавов забирали и продавали Су Русам. Возможно, по этой причине Су Русы не смуглые, а русые.
Не принимать за истину. Это беллетристика.
Можно также, поразмыслить над словами Тауэр, Тверь, Тура. Относятся к разным языковым группам. Что у них общего?

Вернёмся к словам Тверь, тауэр, тура. Добавим ещё слова: твердь, таверна. Может и ещё есть созвучные слова, но нам пока хватит этого.
Тверь. Лингвисты сопоставляют это название города со смыслом твердь, то есть твёрдый.
Тауэр. Велосипеды сопоставляют это слово со словом башня.
Тура. Древнетюркское значение – крепость.
Твердь – твёрдое тело.
Таверна. На ум приходит шутливое объяснение. Мужчина идёт в таверну и он там в неприступной крепости от жены. При выходе из таверны, стены этого питейного заведения уже не помогают и мужик при выходе получает от жены сковородкой по балде.
Следует искать древнетюркское слово похожее на таур, даур, таурын, даурын.
Возможно, что эти слова имеют значение – крепость. Но, возможно, имеет значение – защита.
Так же. Таурус. Возможно, что Таур Рус – защитники русы.
Пруссы, пока ничего на ум не приходит. Возможно, Пор (Бор) Рус. Дальнейшее покажет, как понять смысл.
Но, это всё попутное по изучению племени Табын и башкир.
Изучение арабских трудов напоминает труды современных историков Башкирии. Нещадно переписывают друг у друга без зазрения совести и выдают за своё великое открытие.
От этого ошибки только множатся и искажается смысл. У арабов такая же фигня.
Почему мне нравиться работать с книгой Айдарова? Нравиться тем, что он в своём труде предоставил исходные тексты древних записей, а не ссылки на источники, которых не достать. Исходники можно читать и сравнивать с текстом автора, находить ошибки и можно быть уверенным, что прочитал правильно.
Можно понять учёных. Тратят силы своего мозга на изучение. Немного проговорился и тут же другой учёный спёр у него мысль и выдал за свою гениальную мысль. Каждый хочет ездить на крутой тачке, иметь много бабок и вокруг много тёлок.
Как в Ералаше. Пацан освободил джина из бутылки и джин исполняет три его желания. Крутая садовая тачка, несколько бабок (старух) и стадо тёлок (будущих коров). Пацан пожелал, джин сделал.
То, что история исказилась, то всем по барабану. Главное - почёт, звания, уважение, деньги.
Мне это не грозит, поэтому занимаюсь исследованием как умею и все свои потуги описываю.
Спасибо всем людям, которые содействуют моей работе, присылают документы и ссылки.
По арабским источникам. Очень трудно понять написанное исследователями. Нет самих копий текстов. Приходится довольствоваться их объяснениями. Правильно ли написано, не видя источника, сильнейшая головоломка.
На примере рукописи Ибн Хаукала, называется «Книга путей и стран». 977 год.
Текст исследователя показывает, что говорится о современной реке Дунай, на берегах которой живут русы, булгары, башджарды и прочие. Явное указание на современное Чёрное море. Но, исследователь рукописи Ибн Хаукала пишет, что это река Итиль и волжские булгары. Также написаны русины. Они также есть в тех местах. У других арабов описаны румийцы, которых можно отнести к будущим румынам (цыганам).
Но, меня заинтересовала запись башджарды. На этом многие и делают заключение, что башкиры на Урале родственны башджардам на Дунае. Это в корне неверно. Ранее писал о ДНК. Башджарды на Дунае, это хунгры с Тибета или прилегающей к ней территории, если следовать ДНК. Атилла, предводитель гуннов, возможно получил своё имя по причине того, что он владел рекой. В арабских источниках Атиль (Итиль) - река. Хунгр, с древнетюркского – снежный. После Атиллы, его империя распалась. Но, возможно, что часть империи была ещё сильна и эта часть смотрела за своей территорией. И предводитель имел имя Баш Кары – Главный Смотритель.
Когда вас посылают к начальству, то говорят: - иди к директору (инженеру, мастеру). Также и Баш Кары, имя – титул.
Такая же петрушка и на Урале. Кто-то имел имя-титул Баш Кары.

Снова вернёмся к словам Тверь, тауэр, тура, таверна. Тура, возможно будет более правильно «таура». Слова, кроме таверна можно отнести как крепость. В какой-то мере это так – крепость. Но, это более позднее смысловое значение. Подсказку даёт слово таверна. Включим логику. Путник идёт по дороге. Он сильно голоден и видит таверну. В таверне сидят его враги. Но, закон гостеприимства не даёт шансов напасть его врагам в таверне. Такой обычай сохранился у многих тюркских народов до сих пор. Путник поел, отдохнул и на определённом расстоянии от таверны он защищён от врагов. Этот радиус от таверны даёт ему в дальнейшем выйти из таверны и скрытно уйти так, чтобы его не заметили.
Если следовать этой логике, то Тверь, тауэр, тура (таура), таверна имеют смысловое значение – защита.
Вспомните слово тара. Это защита для продуктов, различных материалов. Вспомните бутылку водки. Водка защищена бутылкой, а бутылка, это тара.
От единственного древнетюркского слова, такое многообразие современных слов.
Слово таурус. Также таруса. Это географические названия. На что намекают эти слова? Намекают на то, что в этих местах жили русы и если перевести в смысловое значение, то – защитники русы.
Разобрались с этим. Переходим к курул.
Курул, курел, карел, хурал, король, курултай. Смысловое значение не съезд племён на праздник, а объединение (сборище).
Курул , хурал – объединение племён на определённый промежуток времени.
Курел, карел – объединение племён на определённой территории.
Король – объединитель племени.
Курултай (Курул Тай) – объединение лесных племён на определённый промежуток времени.

Не всё так просто со словом «защита». Две языковые группы: иртышская и орхонская. Два слова – «тау» и «тавь». Известно, что тау – гора. Но, гора также – таг, даг в других языках. Тавь у монголов – спокойствие, покой, удовольствие, уют. Добавим бурятское Тыва.
Также, возьмём на заметку тавро, двутавр (тавр), товар и древнее русское имя Ставр.
Река в Приморье – Даурия.
Почему я так упорно бьюсь над расшифровкой Тверь? Подбираюсь к расшифровке названию города Кокчетав. Расшифровав Кокчетав, подойду вплотную к расшифровке имени Кокса Тукаев, который описан Асфандияровым при уплате ясака. Тогда будет ясно, какое место в обществе занимал Кокса Тукаев.
Рассмотрим монгольское «тавь». Спокойствие, покой, удовольствие, уют. Казалось бы, что к защите никакого отношения нет. Слово тавин, многие исследователи принимают за слово табын. Тавь – существительное. Но, неожиданно, ломая правила речи, тавин становится числительным и имеет значение – пятьдесят.
Обращаем внимание, что написано тавин, а не тавын. Следовательно, звук «В» мягкий. У тавын звук «В» должен быть твёрдым. Можно сделать вывод, что в тамговой письменности тавин и тавын должны отличаться написанием. Но, пока слово тавын мне не встречалось. Запомним этот нюанс.
Стоит вспомнить расшифровку слов Кальчир и Юлук, когда удалось расшифровать эти имена после того, как сопоставили тамговые написания этих имён.
В слове Тверь делаем пока ставку на тавьар. Вернёмся к монгольскому тавь. Спокойствие, покой, удовольствие, уют. Когда может быть такое состояние. Тогда, когда есть защита. Соединим тавь и ар. Тавьар. Получаем предполагаемое значение – защищённый. Тавьар, преобразовалось в Тверь. Тавь обретает смысл – защита.
Тавро. На скот ставят тавро. Тавро (тавьар) – это защита и указывает, что у скота определённый хозяин. Тавьар - защищённый
Тавр (двутавр). Тавьар, защищённый от изгиба.
Товар. Тавьар – защищённый от грабежа воинами при караване.
Таверна. Тавьарны – под защитой.
Древнерусское имя Ставр. Попробуем разложить имя на два слова - Сү Тавьар. Воин Защищённый. Воин защищённый доспехами, но может и Воин Защитник. Вспомнилось слово у енисейских народов. Хуяк (хуяг) – нагрудные доспехи. Защищающая пластина на груди воина.
Тара. Тавьар – защищённый.
Стоит отметить, что у англичан слово тавь изменено на тау. Бросается в глаза различие, Тавьар – Тауэр (Тауар).
Можно предположить, что Тыва, видоизменённое слово тавь – защита.
Река Даурия. Дауар – защищённая. Сравните с английским тауэр (тауар).
Это предварительная раскладка. Идти следует в этом направлении, чтобы расшифровать Кокса Тукаев. Приходится идти такими окольными путями.
С поступлением новых данных, размышления могут измениться.

Стоит вспомнить грамматику древнетюркского языка. Если, стоит мягкая согласная перед предполагаемой гласной, то согласная читается твёрдо, а предполагаемая гласная, следующая за ним, читается мягко. Следовательно, тавьар должна читаться тавәр. В слове тавьар ( тавәр) вторая буква "а" в слове мягкая (Ә). Кто не может понять, как прочитать это слово, то советую обратиться к татарам или башкирам за объяснением.

На основе расшифровки древнетюркских слов, попробуем провести анализ Курпеч-бия.
Как предполагаю, Курпеч (Курпес), это Кары Баш. В художественной литературе иногда пишут о различных курбаши. Почему он Кары Баш, а не Баш Кары? Думаю, что если бы назвали его Баш Кары, то его опустили бы с небес на землю. Так как, башкиры, это народ и частью башкир-табынцев он руководил. Тогда он был бы приравнен как обычный башкир. Изменив порядок слов, он уже стоит по иерархии выше, чем обычные башкиры.
Далее. Человек тщеславный. Эпопея с титулом князь. Почему он направил просьбу о присвоении ему титула князь? Как было определенно, князь – каан аз. То есть – малый хан. Ко времени жизни Курпеч бия, у русских было звание князь и первоначальное значение этого слова было уже прочно забыто. Разрешив Курпеч бию называться князем, русские чиновники не догадывались какую огромную услугу оказали ему. Среди башкир он стал ханом. Пусть и малый, но хан. Со времён Чингиз хана, он первый и последний хан у башкир. И стал называться Каан Аз Кары Баш.
Не принимать за истину. Просто ход мыслей.

В древнетюркской письменности не существует тамги обозначающей букву "В". И не существует тамги, обозначающую букву "Ә". Обратимся к английскому "тауэр". Разобьём на слоги. Тау и Эр. Тау - гора. Эр, если преобразовать в Ер, то мужчина. Тамги, обозначающей букву "Э", также не существует. Если расшифровать слово ТАУ ЕР, то получим - гора мужчина. Смысла нет никакого. Нужен глубокий анализ.
Есть тамга, обозначающая букву "Ө". Тогда, напишем с учётом этой тамги ТАӨ и допишем к этому слову АР. Получим ТАӨАР - защищённый. Теперь мы видим разницу - ТАУ и ТАӨ. ТАУ - гора. ТАӨ - защита, которая, в современном монгольском написании имеет вид ТАВЬ. Но, это неточное монгольское написание древнетюркского слова. Как предполагал в предыдущей записи, всё дело в тамговом написании слов. Это камень преткновения многих, которые пытаются объяснить древние слова.
Подбираемся к слову Кокчетав. Есть объяснение других (не моё), что это слово означает Синегорье. Тав заменяют на Тау. Предполагаю разбить слово на слоги. Кок Че Тав. Пробуем трансформировать и пока грубо привести к какому-либо смыслу. Кок Чи Тав. Получим примерно: Синий Человек Защита. Но, у Асфандиярова записан Кокса. Тогда приведём к виду: Кок Сү Тав - Синий Воин Защита. В обоих случаях есть слог Кок. Но верно ли это написание древнего слова Кок? Может быть, в тамговой записи оно выглядит иначе, а не Кок. Вновь придётся изучать обширную территорию древних тюрков на наличие этого слова или словосочетания.

Продолжим расшифровку слова Тверь. Головоломка с древними словами поистине сложнейшая. Мы привыкли к грубой речи и не замечаем нюансов слов. Для нас, различие одинаковых слов состоит из ударения в различных слогах, формах речи и так далее. В древних словах различие одинаковых слов состоит в интонации и тамговом написании.
Тверь. В прошлый раз мы подошли к написанию ТАӨАР. Но это, возможно, также неверно. В древнетюркском тамговом алфавите существуют две буквы «Т». Т твёрдое и Т мягкое. Соответственное их написание Т и Ть. В соответствии с этим, предполагаю, что слово Тверь должно писаться на древнетюркском Тьаөар. Тьаөар – защищённый.
Теперь сравним. Тауар – горный. Тьаөар – защищённый. Если произносить Тьаөар, то мы будем слышать Тверь или товар. В древних текстах следует искать тамговую запись, похожую на тьаөар. Обратим внимание, что “тьа” будет произносится как “ТӘ”. Если записать современными башкирскими или татарскими буквами, то запись выглядит как “ТӘӨАР”.
Пока это предположение, как выглядит древнетюркская и современная (башкирская и татарская) запись слова Тверь. Но, значение слова определено как “защищённая”. Выявлено предполагаемое различие слов ТАУ и ТьАӨ (ТӘӨ).

Как ранее писал, не стоит слепо доверять учёным. Доверился учёному и стал совершать ошибки. Попал впросак со словом “чи”. “Чи” не имеет значение “человек. “чи” переводит существительное в прилагательное.
В древних текстах записано “Йенчү”. Древнетюркское название реки Янцзы. В других текстах “Йенчи”. Ранее разбиралось мною, что Йен (Ян) – середина. Тогда, возможное значение Йенчү (Янцзы) – серединная, посередине.
Дайчи не лесной человек, а просто лесной. Дай (тай) – лес. Дайчи (тайчи) – лесной.
Вновь попробуем определить слово башкир. Бас (баш) – голова, головной, главный. В древних текстах есть слово “көрү” – видя. Не знаю правил башкирской и татарской грамматики, но предполагаю, что вместе будет “башкөрды (баскөрды)”. Знающие грамматику меня поправят. И это уже более близко к записям Плано Карпини, арабам и другим - башгарды, башджарды, паскарды, башкурты. И не стоит гадать, занимаясь поиском смысла слова в современных словах, а стоит изучать древние тексты.
Несколько слов для раздумий всем.
Ыраҡ – дальний, далеко. Сравнить с государством Ирак.
Аңгару – по направлению к нему. Сравнить с рекой Ангарой.
Елiм, iлiм – моё государство, мой народ. Сравнить с рекой Зилим. (Ранее Илим. Ранее Еҙем.).
Вернёмся к словам Кокчетав и Кокса Тукаев.
КӨК - синий, голубой. Көкчи тоже синий, голубой. А может быть синеватый, голубоватый. Может быть всё. И что лошадь ездит под всадником, а не всадник на лошади.
В таком случае Кокчетав может иметь значение “голубоватая защита, крепость”. Могло иметь название Көкчiтаө. Так как в древнетюркском не было тамги обозначающую “в”, то “тав” заменим пока на “таө”. Но, в процессе хода времени часть слова “сү” могло заменится на “чi”. Тогда, первоначальное слово, возможно, было Көксүтаө. Голубые воины защитники. Возможно, что слово синий (голубой) было какое-то иносказание качества. В данном случае человека. Может быть – небесный. Пока это гадание на кофейной гуще.
У Асфандиярова Кокса Тукаев. Самого имя Кокса, имя отца Тукай. Окончание имени отца “ай”. Как ранее разбиралось “ай” это сокращение от “айа”. “айа” – почёт, почитаемый, почтение, уважение и так далее. Следовательно, отец Коксы был почитаемым (уважаемым) человеком. Имел какое-то положение в обществе. Также, следует искать слово Тук (туг) и им подобное в древних текстах.
Писари вольно обращались с именами башкир. Они сидели и репу свою чесали, как написать. Ведь таких букв не было в русском языке, чтобы обозначить звуки, которые произносили башкиры. Писари были в ступоре и писали от балды. После, уже и письменность, разработанная в Петербурге на основе персидской, внесла сильные изменения и сильнейшие искажения.
Исходя из этих предпосылок, запишу пока Көксү - синий воин. Тогда, следует искать иносказание слова Көк. В таком случае Көксү может иметь значение небесный воин.
Пока всё это – предположения.

На основании анализа древних слов, приходим к промежуточному результату по Курпеч. С учётом данного ему звания князь имеем - Каан Аз Көры Бас (Каан Аз Көры Баш). Хан Малый Смотритель Главный.

Непонятно, почему сына Чингизхана упорно пишут Джучи. В древнетюрксом алфавите нет тамги обозначающую звук "Ж" и буквосочетание "ДЖ". Есть тамги обозначающие "Д", "Дь" и "З". В более поздние времена у монголов появилась буквы "Ж" и "В". Возможно, что эти буквы появились при помощи советских специалистов. Если это так, то становится понятной путаница между монгольскими и древнетюркскими словами. Возможно, что Джучи, это Дзүчи, Чүчи или Сүчи. Не буду гадать. Пока на паузе. Когда-либо может пригодится этот нюанс.
По слову "тварь".
Библию не читал никогда.
Вспомнился один стучай по молодости. В Твери, в ДК Химволокно, работал режиссёр народного театра.К сожалению, фамилию не помню. Было это в середине 80-х годов прошлого века. Однажды, придя на репетицию, он прочитал мне текст из ветхого завета. Описывалась работа по изготовлению какого-то устройства. Я не понял, что это за устройство. Но он объяснил, что это технология создания древнего накопителя энергии. То есть - конденсатор. Накапливал энергию от молнии.
Отвлёкся.
По слову "тварь".
В библии описывается, что Ной собрал каждой твари по паре. Но точен ли такой перевод?
Как ранее было высказано предположение, Что Тверь предполагаемо пишется Тьаөар (Тәөар) и имеет смысловое значение защищённый, то может ли фраза "каждой твари по паре" иметь другой смысл. Каждая пара защищённая (сохранённая). Возможно, что Тверь, товар, тварь, тауэр и так далее имеет изначальное слово - Тьаөар (Тәөар).
К чему такие рассуждения? Не полагайтесь на чужие мнения. Относитесь со скепсисом даже к утверждению всемирных источников и учёных. Включайте логику и ищите в документах соответствия.
В документах попадалось имя Аликейка из деревни Кальчирова. Что за Аликейка? Возможно, это Юлук. Но временной интервал не совпадает с Юлуком из деревни Юлукова. Очень большой интервал.

Детское имя у Чингиз хана - Темучин. Что можно сопоставить имени Темучин. Не видел древних источников, где написано детское имя Чингиз хана. И вообще не видел древних документов о нём. Поэтому, пока размышления и домыслы.
Попробуем сопоставить со словом түмен. Түменчи. Тумен обычно сопоставляют с числительным 10 000. В общем это верно. В древнерусском языке 10 000 - тьма. Түмен и тьма. Слова равнозначны. Но, русское слово тьма происходит от түмен. Никто, по крайней мере, не нашёл смысловое значение этого слова. По моему мнению, Түмен - мрак.
Теперь попробуем расшифровать детское имя Чингиз хана. Түмен - мрак. Түменчи - мрачный. В таком случае, выявляется характер Чингиз хана в детстве - мрачный.
Так ли это, утверждать не могу. Не видел древних документов о нём.
Не принимать за истину. Просто размышления.
Таким же способом можно расшифровать слово тьмутаракань. Просматриваются три слова в этом слове. Түмен тара каан. Түмен. Түмен и каан - известны. Слово посередине необходимо расшифровывать. Может быть словом тәөар. В этом виде получаем - Түмен тәөар каан. Мрак защищённый хан.
Не принимать за истину. Просто размышления.
По шежере, у Майки бия отец Түмен. И по шежере Түмен бий жил ранее Чингиз хана. В описаниях жизни Чингиз хана у него не было сына с именем Түмен. По этой причине, не стоит натягивать сову на глобус.

Есть призрачное указание, что КӨК – небесный. Но, КӨК (синий, голубой) – существительное. Небесный относится к другой части речи. Пока опустим эти нюансы и попробуем расшифровать Кокчетав с этой позиции. КӨКЧИТӘӨ. Разделим на два слова. КӨКЧИ ТӘӨ. Видим расшифровку в таком виде – небесная защита.
Давайте представим. Шло сражение. Во время сражения началась гроза. Враг, испуганно бежал с поля боя испугавшись грозы и молний. По природному явлению, возможно и было названо поселение.
Не принимать за истину. Идёт осмысление слова.
Перейдём к Коксе Тукаеву у Асфандиярова. Вспомним хана Кучюка (Кусюка). Имя его писалось в документах Кучук (Кусюк). Буквы «Ч» и «С» возможно, были почти одинаковыми по звучанию. Преобразуем имя Кокса в два вида: КӨК СҮ и КӨКЧИ. В первом случае – синий (голубой) воин. Во втором случае – синеватый, голубоватый и на основе найденного значения – небесный. Не стоит сбрасывать со счетов, что имя могли сократить. Теперь мы имеем два смысла. КӨК СҮ – голубой воин. КӨКЧИ – небесный. И третий смысл на основе предполагаемого сокращения имени КӨКЧИ СҮ – небесный воин.
Из-за разнообразия расшифровок, пока мы не видим, какое положение занимал Кокса Тукаев в иерархии деревни. Но, если собирали ясак в этой деревне и Кокса упоминается первым в списке, то, возможно, он был главой родового подразделения рода, конкретно в этой деревне. В последущих деревенских иерархиях – старшина.
Тогда, следует попробовать подобраться к Коксе через его отца Тукая. Пока найдено такое слово: Тоҡыт – соорудить.
Не принимать за истину. Идёт осмысление слова.

Совершена поездка на карельский фестиваль в Лихославльском районе Тверской области близ деревни Мирный. Рядом деревни Черняево и Климово. Фестиваль был проведён с размахом. Видно, что администрация района прекрасно подошла к коммерческой стороне дела. Похвально это. Деньги для развития района нужны.
Поиск древних слов не увенчался успехом. Есть одна, пока неочевидная особенность. Ползучая скандивизация этноса карел. Если в Спировском районе ещё можно было найти следы слов древних сурусов, то на этом фестивале присутствует активно-ползучая, можно сказать агрессивное изменение разговора карел под эстонский лад. Сейчас это незаметно, но лет через 100 это будет явное изменение. На русских пошла скрытая атака, которую никто пока не видит.
Ещё одна особенность. Карелы не знают свой язык. Оперируют словами, которые им подсовывают извне. Сочиняют слова на лету. Расспрашивал значение слов, но так и не нашёл ответа. Эта лазейка активно используется западом. Карелы напрочь забыли свои корни.
Идёт начало скрытой атаки на удмуртов. Удмуртов пока используют как ширму. Если так будет идти в этом направлении, то Россия может получить удар со стороны карельского этноса и дальнейшее распространение на удмуртов. Почему используют удмуртов? Пока не ясно. Видимо, для дальнейшей дестабилизации ближе к Уралу. Так как татары и башкиры прекрасно знают свою историю и их трудно убедить в другом.
Бесплатное раскрытие архивов с ревизскими сказками, записями церквей, мечетей на всей территории России, даст возможность людям увидеть свои корни. Коммерческое использование таких документов государственными учреждениями, считаю преступлением, государственной изменой..
Стоит государству обратить на это внимание.
Карелы забыли, что они родственны древним сурусам, и это очень опасно для России. Запад может через продолжительное время использовать их, как и украинцев. Поистине, народ, забывший свои исторические корни, обречён стать орудием противостояния в руках Запада. Ведь украинцев не сразу подготовили к такому развитию событий. Минимум 100 лет ушло на выращивание сил, противостоящей России. Выбили у них всю память о своих корнях и насадили чуждую им культуру.
Кто имеет логику, сопоставляя факты на много шагов вперёд, то может видеть такой ход развития событий в будущем.
Часть временного промежутка, в России, после развала СССР, активно использовалась Западом нацистская и фашистская идеология. Использовалась идеология нацистов, что они чистые арийцы и происхождение их Скандинавия. Эта идеология приравняла происхождение русских, что они из Скандинавии. Насаждалась сильнейшая ненависть к другим народам. Заметна была эта ползучая ненависть и в рядах МВД по отношению граждан других национальностей. Сильно было это заметно на территориях вблизи Москвы. И сейчас существуют тлеющие отголоски тех событий.
Пока государство не обратит своё внимание на карел, то такое скрытое продвижение чуждой идеологии и культуры будет продолжаться.
В самой Карелии это не наблюдается. Государство видимо работает в этом направлении или других народов больше, чем карел.
Карелы не разделены по этническим группам. Этносы разговаривают на разных языках. Кто-то перенял языки финский, эстонский. Кто-то остался верен древнему сурусскому, но таких уже мало. Практически, не осталось. Наследие завоеваний шведов сказалось на древних сурусах вблизи границ со Скандинавией и продолжает свою ползучую работу и поныне. Этим пользуется Запад и подбирается к Москве с неожиданной стороны.
Моё мнение. Чтобы исключить эту угрозу государственности в будущем, следует отрыть архивы ревизских сказок и записей церквей. Это подымет национальное самосознание народов России и патриотизм. Особенно это актуально в нынешнее время, когда враг бросил большие силы на раздробление и уничтожение России.

Попалось слово ТОҠ. Объяснение: ТОҠ - сытый, сытость. Возможно имеет ещё одно значение - накормленный. Попробуем расшифровать Токай. ТОҠАЙА. Если сытый, то уважаемый (почитаемый) сытый. Нет плавного смысла. Если накормленный, то уважаемый (почитаемый) накормленный. Если же попробовать сопоставить со словом корм, то появляется какой-то смысл. Уважаемый (почитаемый) кормилец, уважаемый (почитаемый) кормчий.
Пока размышления.

Обратите внимание на слово ҠАЛУН. Значение - толстый. Теперь стоит вспомнить слово в русском языке колун. Тем, что рубят дрова.
Далее. Ниже есть слово ЙҮГУРТI. Подразумевается слово ТЁК. Вспомните слово йогурт, которое принимают за английское слово. Таким образом, йогурт, возможно, имеет значение - текучий.
Как будет правильно, тверичи или тверитяне? Если Тверь - защищённая, то правильно будет, по древнетюркской орфографии тверичи - защищающие, защитники.

Попробуем расшифровать слово Тула. Недалеко от Казани, есть село Тюлячи. Думаю, что никто не знает значения слов Тула и Тюлячи. На первый взгляд это разные слова. Так ли это?
Добавим французское слово toilette. Русское (современное) слово - туалет. В современном русском языке смысл слова сильно искажён и не соответствует древнему значению.
Связь между этими словами не видна. Здесь видны пока, две древние языковые группы. У французов тибетская языковая группа. У русских и татар - иртышская языковая группа. Определилась по буквам "О" у французов и "У и Ю" у русских и татар.
У французов toilette - наряд.
Можно сделать предполагаемый вывод. Тула - соответствует древнетюркскому "түiлет" - наряд, красота. Тюлячи - түiлетчi = нарядные, красивые.
Стоит искать подобные слова в записях древних тюрков.
Не принимать за истину. Это для размышления. Чтобы было понятно, почему в древней Руси обходились без толмачей. В древности все говорили на одном языке с небольшими вариациями.
Изучение древних слов, показывает, что люди шли с востока на запад.
Плакала финно-угорская теория.

Поистине, предки помогают мне. Снился сон. Стоят два человека. Один говорит ҮРҮШ. Другой говорит ОРҮС. Затем начали биться на копьях между собой. Этот фрагмент очень чётко запомнил. Работая по хозяйству, забыл об этом сне. Затем решил выкорчевать хрен с огорода. Выкопал яму, чтобы выкорчевать хрен, мама не горюй. В глубину метр и в диаметре два метра. Просеивал землю, чтобы никаких корешков не осталось. Отошёл и посмотрел на своё творение. Окоп целый. Как будто к бою готовился. И тут вспомнился сон. Что хотели сказать эти два человека? Стал анализировать.
ҮРҮШ и ОРУС. Изображение боя.
В татарском бой – сугу. В башкирском һуғыш.
В татарском война – сугыш. В башкирском һуғыш.
Не подходят к словам ҮРҮШ и ОРУС. Более подходят к слову СҮ.
Сделаем попытку разделить смыслы слов. Возможно, что за века изменились значения слов.
Имеем СҮ – воин. РУС – искомое значение.
Впишем татарское и башкирское КӨРӘШ - борьба.
Будем плясать от этой печки.
В слове КӨРӘШ есть какой-то проблеск. Могло ли слово за века сократиться и изменится от своего первоначального Күльы Рүш (Кюли Рюш (Кюли Рюс))? Основная борьба. Но может быть основной бой. Пока неизвестно.
Думаю, что в древности не существовало понятия борьба, а было единственное понятие – бой. В таком ключе, слова сугыш (һуғыш) объединяются в одно значение – война. А ҮРҮШ (ОРУС) имеет значение - бой.
В таком случае, мы имеем СҮ РҮС – Воины Бой. Смысловое значение Боевые Воины.
Не принимать за истину. Идёт поиск значения слова.