Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Ер Юрик. Рюрик.
После нескольких месяцев поиска найдено значение ЮРИК. На древнетюркском произносится ЙҮРЕК и имеет значение - сердце. Это слово присутствует на памятниках Муюн Чору (15-я строка) и Кули Чор (9-я строка). Логическое сопоставление с Йоркшир из Англии было верным. Различаются лишь языковые группы между сурусами и англами. У сурусов (предки русичей) иртышская языковая группа. У англов тибетская языковая группа. Сурусы употребляли звук "У". Англы - звук "О". У сурусов ЙҮРЕК. У англов ЙОРЕК. Бедный Йорик из Шекспировского Гамлета. Йоркшир = Йорек Шер. Сердце Льва. Король Ричард Львиное Сердце.
Заметим, что Йорек Шер не имеет начальную гласную. Гласная, в тамговой письменности, в начале слова не писалась. Некоторые согласные имели парный звук с гласной. Если писался гласный звук, то писалась тамга обозначающая "Й". В зависимости от диалекта, согласная тамга имела своё звучание.
Ер или Ар.
По этим причинам, в древних рукописях русичей писалось Рюрик, а не ЕР ЙҮРИК. Дословно - Мужское Сердце. Смысловое значение - Мужественное Сердце.
В приведённом фрагменте подчёркнуты оба слова.
С каким упорством нам втюхивал Запад, что Рюрик скандинав, можно только поражаться. Как пытаются опустить наши народы России, чтобы мы поверили, что мы азиаты. А Европа белая и пушистая. С каким упорством нам втюхивают финно-угорскую теорию. Но, древняя тамговая письменность нам показывает, что велосипеды и жабоеды и есть самые настоящие азиаты. Проще говоря, у Европы комплекс неполноценности. Дурак не будет говорить, что он дурак, а будет тыкать пальцем в других.
Рус.
К моему сожалению, не нашёл у Айдарова в древних текстах слово ЙҮРЕК. Ввёл всех в заблуждение. Откуда он взял это слово, пока непонятно. Ошибок в его книге много и надо пробираться сквозь эти ошибки.
Но, есть слово ЙОРЫ. Значение и места в текстах показано на картинке. Возможно-ли, что ЙҮРЕК произошло от ЙОРЫ?. Буду продолжать поиски.
На картинке показана тамга, обозначающая слово ЕР - муж. Но, необходимо проверить древние записи на наличие этого слова. Могут быть ошибки у Айдарова.
Далее слово Көк. Пока для информации по слову Кокчетав.
И самое интересное: слово РҮС. Следует проверить текст.
Добавление.
Текст, где написано РҮС, взято с памятника в честь Кюль-Тегина. Большая надпись. Строка 1.
АҢГЛАР (АНГЛАР)
Текст из надписи в честь Тоникука. Строка 34.
Обратите внимание на слово АҢГЛАР (АНГЛАР) - хитрый. Если убрать АР, то получим АҢГЛ (АНГЛ) - хитрость. Если подставить ЧИ, то получим АҢГЛЧИ (АНГЛЧИ). Думаю, что напрашивается определённый вывод, что за народец англичане.
Поправка.
Следует читать: АҢЛАР (АНГЛАР).
Батманов.
И. А. Батманов. Язык енисейских памятников древнетюркской письменности. Издательство Академии Наук Киргизской ССР. Фрунзе – 1959.
Илим – народ. Зилим возможно, Аз Илим – малый народ. В таком случае следует определить, когда изменилось название Илим на Зилим. Если при разделе Курпеч-Табынской, то это и будет время появления Кальчир-Табынцев. Эти два события должны быть взаимосвязаны.
В таком случае последовательность изменений названий реки такова: Еҙем – Илим – Зилим.
Но, у Батманова есть ещё одно определение. Будун – народ. Это различие даёт шанс определить примерное изначальное местоположение табынцев в древности. Иль – народ у Батманова указано, что это слово есть в енисейских текстах. Орхонская и енисейская письменность отличаются, но немного.
КьҮКь = КӨК – голубой.
ШУБ = суб – вода. Возможно, можно определить прародину чувашей.
Ш = ЭШ (ИШ) -друг, ехать иноходью. Попробовать сопоставить с именем Ишкутла.
Пока для памяти. У Батманова мягкое Р читается как ЭР. Пока не вижу у него букву Е. Возможно, что это также Е. В таком случае: РЮРИК – Рь Йүрек (Йүрик) – Ер Юрик. Представлено правило: - если мягкая согласная, то впереди стоит мягкая гласная. Наглядно - твёрдая Р, то АР или ОР. Если мягкая Ть, то ЭР или ЕР. В слове Рюрик после Р идёт Ю. Подразумевается мягкая Р (Рь). Но, в слове Йүрик стоит мягкая гласная, на которую указывает буква Й. Гласная не может стоять в начале слова и для этого стоит буква Й. Возможно, что имя Рь Йүрик писалось летописцами уже намного позднее смерти Рюрика и язык русичей, потомков сурусов, изменился.
Пытаюсь вырвать из грязных лап западных историков имя древнего славного суруса Рь Йүрика.
Батманов пишет о сдвиге букв в казахском языке. Буква Ч в словах превратилась в Ш. По этой причине (моё мнение) и пишут казахи Кокшетау.
Таб – найти. Если рассматривать с этого положения, то легенда о Майки Бие может разрушиться. Буду осторожен. Так как слово тапытар (тептярь) подвиснет в неопределённости. Буква Б может заглушаться и может перейти в П.
Туг = тог – родить, рождаться.
Необходимо читать книгу Батманова с осторожностью и проверкой. Заметил, что буква Ң (Н с хвостиком) у него читается как Нт или Нд. У Айдарова читается как Нг. Если читать слово ТЕҢРИ (ТЕНгРИ), то у Айдарова ТЕНГРИ, у Батманова может прочитаться ТЕНтРИ (ТЕНдРИ). Пока не дошёл до места у него написания слова ТЕҢРИ.
БьЫЛь = биль – знать. Сравните с английским – биль о правах человека (которое они не соблюдают). Также – русское слово былина. Возможно, БьЫЛьЫН (билины) = былина (знающий). Может и для изготовления блинов необходимо знание.
ТьҮРьСьҮ = ТӨРҮСҮ – его законы. Второе упоминаниею. У Айдарова РҮС. И у Батманова РҮС. Значение – закон. В таком случае: СҮРҮС – воин закона. Но, возможно, настоящие воины. Пока в обработке.
Батманов пишет, что между орхонскими и енисейскими текстами есть некоторая (диалектная) разница в фонетическом и грамматическом отношении.
УРШ = уруш – битва.
Очередная попытка расшифровки.
На основании найденных данных, попробуем расшифровать названия.
СҮ РҮС – Воины Закона (иносказание – настоящие воины).
РҮСьИТЧИ – Русичи (законные, законники, настоящие).
Булгару – булгар (бывшие). Сделаем предположение, что полное название БУЛГА РҮС. В этом случае – бывшие законники (законные, настоящие).
БИЛӘР РҮС – Беларус. Оттолкнувшиеся (отделившиеся) законники (законные, настоящие).
СҮ ОМА – Суоми (Финны). Родственные воины.
Не принимать за истину. Идёт поиск.
А также по слову АНГЛ. Ранее было написано что слово АНГЛ имеет значение хитрый. Возможно, имеет также значение - обманщик.
Батманов.
У Батманова найдено:
КӨК - 1) голубой, 2) небо.
Тап – находить. У Амаджолова тапыг – служить.
Тең (тенг) – равный.
Теңри (тенгри) – бог. В енисейской группе – небо.
Эл – племенной союз, народ. Стоит обратить внимание, что Батманов, похоже описывает тибетскую языковую группу. Подозреваю, что слово ЭЛ (ИЛ) - владелец. Элим (Илим) – владение. Зилим – Аз Илим – малое владение. Исследование покажет, правильно или нет. Необходимо искать в текстах памятников.
Эш – друг, товарищ, опора. В енисейской и орхонской языковой группе - ИШ.
Йыш – чернь, лес, густой. Попробовать определить камыш – кемьйыш – речной лес.
Кайа – скала.
Оглан -молодой витязь. У киргизов улан – юноша, молодой человек. Сопоставить с уланами в царской армии.
Күч – сила.
Тай – жеребёнок. Но, как было определено, тай (дай) – лес. Батманов исследовал письмена и сравнивал с киргизами. Или языки сильно различались или у Батманова неверные значения многих слов.
РьКь – эрик – сила, воля, власть. Замечаем, что слово РьКь можно прочитать по-разному. Эрик, Ирик, Ирек. Но не Юрик. Юрик было-бы написано Йүрьк или Йүрьык.
БьЛь = эбле (ебле) – женить. Сравните с матерным словом.
ЙРЛК = йарлык – указ.
ТьЛь = этиль – быть совершенным, устроенным. В таком случае, это даёт повод думать, что Атилла, это Этиль. И не связан с названием реки. Возможно, что настоящее имя Этильы. Совершенный, но может быть и бесподобный. В таком случае, это даёт повод думать, что его предки с территорий, прилежащих к Тибету.
Ш = -иш, -ыш (взаимный залог). Но, у Айдарова ын (взаимный залог).
ТПДМ = тапбым – я служил.
ТБДМ = табдым – я нашёл.
Здесь уже видно, что следует глубоко анализировать эти слова. Искать различия. Уже становиться ясно, что табынцы не относятся ни к тибетской, ни к иртышской языковым группам. И прародина табынцев не Алтай. В орхонских письменах не встречал пока тамги П. Если по невнимательности не пропустил в текстах.
В книге Батманова много путаницы. Он пишет, что ТАП – находить, а ТАПДЫМ – а служил.
По прочтении и анализа книги, следует перейти к древним текстам для сверки написанного.
Пока перерыв. Начинается экспедиция на Урал, в Кальчирову волость. В этом мне с женой помогает Юлмухаметов Хадый из Красноусольска.
Поправка.
ТПДМ = тапдым – я служил.
Поездка в Кальчирову волость.
Только что прибыли домой из поездки. Впечатлений масса. Найдено подтверждение по Рюрику и другая масса информации. Поездка выдалась тяжёлой из-за крупной поломки двигателя. Более тщательному исследованию помешали дожди и по этой причине программу поисков пришлось сократить.
Информация будет обрабатываться после отдыха.
Для памяти.
Москва. Пока предполагаю, что слово Москва состоит из трёх слов. М Аз Куу. Первоначальная "М", пока не ясна. Аз Куу - предполагаемая Малая Возвышенность.
Не принимать за истину. Слово в стадии расшифровки.
Для памяти. Дополнение.
Имеется в Уральских горах деревня Москва, которую ранее называли видимо Масков. Следовательно, у человека было имя Масков или подобное. Сопоставляя многие данные, имеем.
Им - государство, народ (по Айдарову, Батманову и другим тюркологам).
По моему мнению ИМ - владеть (владение), обладать (обладание), иметь (имение).
Иметь (имение) более подходит к древнему слову ИМ.
Куу, возможно, возвышенность, высота.
Аз малый, небольшой.
Если применить словосочетание ИМ АЗ КУУ к человеку, то смысл будет следующий - имеет небольшую высоту. То есть, имеет небольшой рост. Небольшого роста. Невысокий.
Если к названию местности, то имеет небольшую высоту.
Первоначально, Москва находилась на небольшой возвышенности, что соответствует действительности. Кремль находится на небольшой высоте. Следовательно, Москва имеет название не по имени человека, а по характеру местности.
В таком случае, Коварды (Кууарды) - возможно, с возвышенности.
Ошибка.
Неверно истолковал ИМ. Возможное значение ИМ - моё. Сравнить с английским im. Вечером вновь попробую осмыслить слово Москва.
Поездка в Кальчирову волость. Толпарово.
Описание поездки в Кальчирову волость.
Поездка началась с вечера 31 августа. Ехали бодро и быстро. Перед Солнечногорском двигатель Соболя забарахлил. Стал проверять свечи, высоковольтные провода, подачу горючего. Всё в норме. Оставалась одна причина – перескочила цепь. Завёл машину и тихим ходом дотянул до Солнечногорска. Ночью разбирался с двигателем. Когда открыл верхнюю крышку и исследовал цепь у двигателя, то стало ясно. Обломило болт башмака натяжения цепи. Попытался выкрутить обломок болта, но безуспешно.
Лёг спать и днём вызвали эвакуатор с Твери. Эвакуатор привёз нас домой и начался ремонт. С трудом обломок выкрутил. Думал, будет похуже. Не пришлось высверливать и забивать штифт. К вечеру воскресенья ремонт был закончен, и мы двинулись в путь. Через несколько дней, были к вечеру в Красноусольске. Погостили ночь у Хадыя Юлмухаметова и днём двинулись в Толпарово. Попутно добавлю, что Хадый Юлмухаметов составляет шежере для желающих узнать свою родословную.
В Толпарово, активно расспрашивал жителей на интересующие меня вопросы. Показывал башкирские буквы и слушал их звучание. Это необходимо для более полного понимания древних слов. Расспрашивал о ручье Зилан. Никто не знает, но на наше счастье, нам подсказали, что следует обратиться к Фалиру и его жене Джамиле. За чаем они много рассказали о местности, прилежащей к Толпарово и Зириклы. Рассказали, что недалеко от Ашкуклә существует хребет Елансык. Думаю, что необходимо проверить, близко ли подходит Елансык к Зилиму. Не напутал ли прапорщик Бардовский в своём отчёте? Может ли Елансык называться Зилан? В другой месте мне подсказали, что есть слово Ылан, то есть змея. Если сопоставить Зилан как Аз Ылан, то получим значение малая змея, то есть змейка. Если Зилан, как Аз Елан, то небольшая поляна и тому подобное. Пока в обработке.
В Зириклы проехать на нашем Соболе невозможно. Ехать на местном УАЗике за 10 000 рублей не фонтан. Просто прокатиться, оно этого не стоит, так как нам необходимо несколько дней для исследования местности от Толпарово до Зириклы. Основная цель – найти место боя башкир с отрядом прапорщика Бардовского. Чтобы проехать до Зириклы, необходима, как минимум, лебёдка к машине и длинные фалы. И переделать задний мост на блокировку. Для следующей поездки это учтём. А пока, это предварительная разведка местности.
Все собранные данные будут обрабатываться продолжительное время. А также, будет составляться более чёткий план дальнейших работ по Толпарово.
Благодарю всех людей в Толпарово, которые оказали нам помощь в исследовании.
Следующая часть будет о Таш Асты и Таишево.
Ошибка по слову РУС.
Вероятно ошибся со словом РУС. Возможно, что закон, это ТӨРҮ, а не РҮС. Сравните с иудейским ТОРА.
Поиск слова РҮС продолжаем.
Небо.
В Красноусольске узнал, что небо на башкирском КУК. В слове Кокшетау присутствует КОК. КУК и КОК разные языковые группы. КУК - орхонская языковая группа, в виду присутствия в языке башкир. КОК - тибетская языковая группа. Тамговая письменность показывает, что О и У отображались одной тамгой. Отсюда можно сделать предварительный вывод: КУКСИ (КУКЧИ) и КОКШЕ имеют одну расшифровку - небесный. Из этого следует, что в книге Айдарова запись верна. КУКСИ (КУКЧИ) и КОКШЕ - небесный. В таком случае, КОКШЕТӘҮ (КОКШЕТӘӨ) имеет значение - НЕБЕСНАЯ ЗАЩИТА. Принимая во внимание, что в тамговой письменности нет тамги Ш, то верное написание КОКЧИТӘӨ. Принимая во внимание грамматику древнетюркской письменности, запишем - КОКСьЫТьАӨ. Возможное тамговое написание ККСьЫТьАӨ. Также, принимая во внимание современное казахское написание КОКШЕТАУ, где тамга Е также имела значение А, то орхонская тамговая запись возможно будет иметь вид КУКСЕ. Но, документе записано КОКСЕ. Возможно, что звуки О и У имели средний звук, который мог быть слышен двояко.
По крайней мере, слово Кокчетав расшифровано окончательно.
КОКСЕ, возможно сокращение имени. Также подсказали, что ТОК - мешок. Пока нет ясности с именем Коксе Тукаев.
Ошибка.
В тамговой письменности имеется тамга Ш.
Тверь.
Потихоньку шлифуем слово Тверь. Применяем написание тамговой письменности. Получаем более правильное написание и произношение. ТьАӨАР (ТьАҮАР). Почему не применил Букву Е после Ть? По причине того, что слова образованные от этого слова имеют букву А после Т. Тавро, таверна и так далее. И ещё одна причина. После мягкой согласной не существует мягкого гласного тамгового знака обозначающее мягкое Е. Есть мягкая гласная А, которая обозначается как Ә. Далее. Мягкие гласные У, обозначаются как Ө и Ү и они пишутся в текстах.
Далее. Почему решил написать ТьАӨАР (ТьАҮАР), а не как было написано мною ранее ТӘӨӘР? Дело в том, что в тамговом алфавите нет тамги Ә. В слове ТьАӨАР идут подряд две гласные: мягкая Ө (Ү) и А. Перед А нет мягкой согласной, которая превратила бы твёрдое А в мягкое Ә.
Поэтому пишем ТьАӨАР (ТьАҮАР).
Переходим к слову тверичи, то есть жители Твери. В тамговом алфавите нет мягкого Чь. Есть только твёрдое Ч. И есть мягкое Иь. Твёрдого И нет. В таком случае пишем ТьАӨАРЧИь. Можем теперь расшифровать слово "товарищи".
Мы имеем теперь ряд слов.
ТьАӨ (ТьАҮ) - защита.
ТьАӨАР ТьАҮАр) - защищённый.
ТьАӨАРЧИь - защитники.
ТьАӨАРЫНи - под защитой (современное слово таверна).
Мы видим наглядно, что ТьАӨ (ТьАҮ) и ТАУ сильно различаются.
Продолжение описания поездки.
В виду того, что предварительно было получены сведения о плохой погоде на Урале, пришлось сократить программу экспедиции. Также, повлияла поломка двигателя на начальном этапе. Все встречи и мероприятия в Казани и Уфе были отменены. Сосредоточились с женой Ларисой на рабочих моментах. Описание поездки в Толпарово написал ранее. Переходим к Таишево и Таш Асты.
Вечером, приехали в Красноусольск. Взяли хлеба у родственника Альфиса. Вкусный хлеб печёт его жена. Поехали в сторону Таш Асты через Юлуково. Проехав Юлуково, остановились на ночёвку на берегу Зилима. Переночевав, утром двинулись далее. По пути нас догоняет Хадый. Доехали до Таишево. В этой деревне полез на горку, которая находилась в самой деревне, делая снимки горизонтов всех сторон. После этой физической процедуры, подъехали к Уклы-Кая. Полез на эту гору. Хоть и тяжело в мои года лезть в горы, но решил, лучше лезть и увидеть разные мелочи, чем не видеть ничего из машины. Через некоторое время взобрался на гору. Место на вершине ровное, без деревьев. Вспомнил, что по легенде, в старину, башкиры соревновались в стрельбе из лука. Думаю, что они не соревновались, а обучались. Так как, место ровное и присутствует ветер. Идеальное место для обучения.
С горы хорошо виден горизонт в три стороны. В четвёртую сторону закрывает гора, которая выше Уклы-Кая. Теперь, точно установлено, что Уклы-Кая не может быть караульной горой, так как обзор не круговой. На восток от неё гора ещё выше. Теперь мне стало понятно, что я ранее ошибался в определении караульной горы на Уклы-Кая.
Спустился с горы. Поехали в Таш Асты. Осмотрели гору со стороны этой деревни. На вид гора высокая, но не более того. Может быть на ней в старину сидели наблюдатели и не более того. Для передачи сигналов не подходит.
После осмотра, поехали дальше, пока есть дорога. Дорога закончилась на турбазе Сары Таш. Стоит шлагбаум. Заплатили охраннику 500 рублей за стоянку и двинулись пешком к Киндерлинской пещере. Жене очень захотелось её посмотреть. Как сказал охранник турбазы, до пещеры 4 с половиной километра. Немного отойдя от турбазы, заметили небольшую странность берега Зилим. Берег устлан камнями, ровной поверхностью вверх. И не навалены, а уложены ровным полотном. Похоже, что это старая дорога. Временами она прерывается и вновь появляется. И так до самого комплекса Киндерлинской пещеры. Подошли к комплексу. Стоит избушка. На двери замок. У избушки много мусора. Посидели, отдохнули, за туалетами свернули и пошли по тропе вдоль русла высохшего ручья. Тропа свернула на подъём и мы начали взбираться наверх. Увидели табличку-указатель. Самое забавное, кто-то приписал на указателе - 220 шагов. Далее привязаны альпинистские канаты. Держась за них, поднимались к пещере. Наконец мы у входа в пещеру. Холод из неё. Спустились вниз в пещеру. Дошли до решётки. Дверь открыта. Замок сбит. За решётку заходить не стали. Без знающего гида там делать нечего. Да и опасно.
Спустились и пошли обратно к турбазе. По пути, нам навстречу попалась пара. Мужчина и женщина. Они спросили, далеко ли до пещеры. Объяснили им, что метров 200 до комплекса и как пройти к пещере.
Всё время фиксировал данные, которые могут пригодиться при анализе. Дошли до турбазы. Охранник подсказал, кто может в Таш Асты помочь в определении названий объектов в данной округе. К нашему сожалению, этого человека не оказалось дома. Он был на сенокосе. Погода стремительно ухудшалась. Доехав до вантового моста через Зилим, остановились. Пошёл сильный ливень. Переждав, когда он закончится, двинулись на ночёвку на старое место. Фиксируя всё, что находили необходимым. Приехав на берег Зилима, жена выйдя из машины, подозвала меня к заднему колесу. Колесо было порвано в клочья. Не заметили ранее и ехали на ободе. Дорога была мягкая и обод не помялся. Оставили замену колеса на утро. Поели, поспали. Утром шёл дождь и под дождём поменял колесо.
Поездка в Коварды в следующем опусе.
РУС.
Вновь пересматриваю по слову РУС. Одолевают иногда сомнения, и эти сомнения пытаюсь преодолеть. Снова обратился к книге Айдарова. Как написано это слово? Написано таким образом - тө (рүс)iн. Написано раздельно. Следовательно, иудейская тора не прокатывает. Головоломка сильнейшая. Уже продолжительное время бьюсь над расшифровкой.
По Ибн Фадлану.
Обращаюсь к людям, которые настойчиво уговаривают меня принять точку зрения, что Ибн Фадлан писал об уральских башкирах. По поиску фактов, я тупоголовый баран и пока не найду сильнейших доказательств, буду придерживаться своей точки зрения.
Пока факты из записей арабских путешественников ( в обработке современных исследователей) выглядят так.
1). Упоминается остров. Что за остров? Непонятно. Может Крым или Скандинавия и упоминаются Суома?
2). У последователей Ибн Фадлана, которых он просил исправит его записи, записано - Атиль поворачивает на восток и впадает в Чёрное море. (Написал по современному названию, чтобы было понятно, куда впадает Атиль). У других современных исследователей написано, что впадает в Хвалынское (Каспийское) море. Но, современная Волга, с середины своего русла течёт на юго-запад, а не на восток. В двух географических местах существовали реки с почти одинаковым названием: - Атиль (Дунай) и Итиль (Волга). Возможно, что Атилла был родом с Атиль (Дунай), а не с Итиль (Волга).
3). Упоминаются башгарды, русы, румийцы, булгары и так далее. Ключевые слова здесь башгарды и булгары. На русы и румийцы не обращают внимания. Башгарды и булгары живут рядом, что сразу многие отождествляют с татарами и башкирами. Башгарды живут в горах, булгары на равнине. Этот аспект сильно вносит неверное представление о местоположении. Следует смотреть современную территорию болгар и венгров. Болгары живут в местности, где преобладает равнина. Венгры живут в местности где много нагорий. Хотя и прошло несколько веков после Атиллы, но хунгры (венгры) ещё сохраняли своё главенство над близлежащими народами и были главными смотрителями.
Русы. До сих пор в Карпатах живут русины. Да и киевская Русь была рядом.
Румийцы. Возможно, что это румыны, которых называют также цыганами. Утверждать не буду. Нет фактов.
4). Упоминается Куйаба (Киев), где жили сакалибы (СҮ КӨЛЬ АБ). Так называли арабские путешественники древних русских.
Много других нестыковок у современных исследователей записей арабских путешественников. Конечно, нет оригинала, чтобы посмотреть и прочитать древние записи. Но если и были-бы, то я бы ничего не понял. По этой причине, приходится довольствоваться трудами современных учёных и анализировать их труды.
Теперь по башкирам на Урале. Как бы ни шокирующим было моё высказывание о башкирах, всё-же приведу его.
Изучение и расшифровка слов, позволила мне разбить древний тюркский язык на четыре условные группы в сторону запада.
Енисейская, к которым возможно относятся удмурты и часть карел в Карелии. Иртышская - от Иртыша до Германии.
Тибетская - по югу России, захватывая территории Венгрии, Австрии и далее до Англии.
И четвёртая орхонская, к которой и относятся башкиры на Урале. Вот эта четвёртая языковая группа и вклинилась во времена Чингиз хана в иртышскую языковую группу в 12-м веке. Возможно, что по повелению Чингиз хана и были назначены табынцы баш кюрю. То есть главными смотрителями над местными народами.
Это шокирует почти всех, но следует временами отходить от догм и пересматривать факты.
Это не утверждение. Просто другая точка зрения. И многие, возможно заметили, что я признаю свои ошибки в своих исследованиях, после того, как факты укажут на другое, а не цепляюсь за неверные суждения.
Исследование Кальчировой волости вылилось в огромное исследование древних тюрков. И всего лишь для того, чтобы узнать иерархию племени Кальчир-Табынцев и их отношения между собой. Половина территория Евразии была заселена древними тюрками.
Москва.
Всё же склоняюсь к мысли, что "им" - иметь, моё и всё в таком духе. Производные от древнего слова "им" - иметь, имя, имение и так далее. В таком случае, первоначально дал правильную трактовку слова Москва. ИМ АЗ КУУ - имеет небольшую возвышенность.
Сегодня зачищал швеллер от ржавчины. Немного подустал и пошёл попить чаю. По телевизору показывали документальный фильм по атомной энергетике на канале Россия 24. Показали красивую турчанку. Прекрасно разговаривает на русском языке. Обратил внимание на её фамилию Кутлу. И тут же диктор перевёл её фамилию, как "счастливая". Отрадно, что люди интересуются древним тюркским языком. Значит, моя писанина не напрасна. Значит, своей писаниной дал толчок к пониманию слов, которые пришли к нам из древности.
Интересно, на каком языке разговаривали древние скандинавы? На ум приходит одно слово из их мифологии - Валгалла. У меня возникает сразу ассоциация со словом влагалла. То есть женский половой орган. Шютка.
Приходит жена домой и говорит мужу : - ты будешь теперь жить полной половой жизнью. Муж обрадовался, но жена добавляет: - Я буду спать на кровати, а ты на полу.
Поездка в Кальчирову волость. Продолжение.
В Коварды поездка была недолгой. Необходимо было расспросить некоторых людей. Подъехали к магазинчику, расспросили продавщицу. Она подсказала где найти их. Доехали к другому концу деревни. Стояли трое человек. Мужчина, женщина и молодой парень. Мужчина и женщина на вид пьющие. Молодой парень что то им говорил. Начал расспрос с мужчины. Вмешался парень и начал расспрашивать с какой целью интересуюсь нужными людьми. Спрашивал строго. Сразу определил по интонации его разговора, что он участковый и прорабатывает пьющих женщину и мужчину. Неожиданно, мужчина выхватил из моих рук книгу моих записей и попытался бежать. Молодой парень строго его остановил. Я забрал свои записи у мужчины. Молодой парень объяснил как проехать к нужным домам. Но, дома никого не было и пришлось уехать.
Подъехали к Акташево. Интересная скала Ак Таш. Рассмотрел её и полез наверх не по дороге, а по отвесной стене. Больше видно тонкости скалы. Насчитал множество периодов извержений древнего вулкана. В основном серные извержения. Попадались пласты и каменного пепла. Думаю, что извержения были больше миллиарда лет. Даже больше. Так как плита наползла на другую плиту и обнажила пласты. Более позднего извержения больше не было. Местность не соответствует вулканической деятельности. Следовательно, вулкан был за тысячи километров от этого места и плита за миллиарда два лет приехала в это место. Но, я не вулканолог. Просто увидел прошлое Земли за миллиард и более лет.
Пообедав, поехали вновь к Толпарово, не доезжая до него. Необходимо было осмотреть места, которые пропустили в прошлый раз.
На обратном пути увидели, что голосует парень, водитель лесовоза. Лесовоз сломался. Забрали его. У Красноусольска он предложил деньги. Мы отказались. У всех бывают поломки в пути и наживаться на людях попавших в беду, большой грех.
Заехали в Красноусольск к родственнику и от него поехали домой. Уехали недалеко. Послышался сильный свист в моторе и всё заглохло. Начался сильный ливень. Пришлось звонить Альфису. Он приехал на УАЗике и потащили к его дому. От переднего колеса слышался сильный шум и удары. По приезду увидели, что покрышку разорвало в клочья. Бывают в жизни огорчения.
На следующий день разобрал двигатель. Водяной насос заклинило. Колесо разорвано. Радиатор пробит.
Радиатор отремонтировал. Насос и покрышку купили в Стерлитамаке. В Красноусольске не оказалось насоса. С трудом, машина завелась. Решили ехать в Стерлитамак, так как необходимо было шлифовать головку. В Красноусольске такой услуги нет.
Дотянули до Стерлитамака.
Встали. Занялись поиском, где могут шлифануть головку. Нашли в интернете на улице Олега Кошевого 10. Машина больше не завелась и пришлось идти пешком на разведку.
Нашёл это предприятие, расспросил людей. Пришёл к машине и вызвали эвакуатор. Он отвёз наш Соболь и мы легли спать. Утром начал разбирать двигатель. Затем, зашёл в цех, нашёл фрезеровщика. Им оказался пожилой человек Михал Михалыч. Принёс ему головку и он приступил к шлифовке. Можно было наблюдать сам процесс шлифовки. Михал Михалыч руками показал степень изгиба головки. Изгиб был сильный. Головку проходил несколько раз. Видно было, что Михал Михалыч мастер своего дела.
Жена пошла оплачивать услугу. Сделали скидку в 100 рублей. Вместо 700 рублей, оплатила 600 рублей.
Затем, после шлифовки головки, началась её установка.
Выходили парни с предприятия и расспрашивали, как идёт ремонт. Ребята доброжелательные. Предприятие называется Пластстер. Выпускают различную пластмассовую продукцию, в том числе и натяжные потолки.
Вышел Михал Михалыч и посоветовал заменить прокладку под головкой и рассказал где есть поблизости магазин. Сбегал. Приобрёл. Поставил. Спасибо тебе Михалыч.
Собрал двигатель. Заливаю воду в систему. Подходит мужчина и спрашивает, почему заливаю воду, а не тосол. Тосол заливаю только зимой. Летом езжу на воде. Знал бы он, что мы ездим по таким местам в экспедициях, что не только тосол, но и воды негде достать. По этой причине и возим в багажном отделении канистру воды.
Завёл двигатель. Работает нормально. Поехали домой.
Благодарю работников Стерлитамакского Пластстер за помощь и доброжелательность.
За пять дней, что были в Кальчировой волости и Красноусольске, было собрано много материала. Также, было определено, что в Кальчирову волость входят ещё две деревни, которых следует изучать. Омрачила поездку поломки двигателя.
Далее будет описание пути от Стерлитамака до Твери.
Карты.
https://bashmap.narod.ru/
Карты топографические.
Зилан.
У Зириклы (местные называют Зиликлы), в Зилим впадает ручей Ауй. В этом же месте впадает ручей Суалеин (если правильно прочитал). Может ли этот ручей быть Зилан?
Келдыш. Килтес. Килтеш.
Попробовать сопоставить:
Килтес = КӨЛЬ ТАС (КҮЛЬ ТАС) - орхонская языковая группа.
Килтеш, Келдыш - КӨЛЬ ТАШ (КҮЛЬ ТАШ) - иртышская языковая группа.
Но может быть и КӨЛЬ ТАУС (КҮЛЬ ТАУС). В таком случае, следует заняться расшифровкой слова ТАУС.
Зилан.
Прочитал название ручья. Не Суалеин, а Суалган.
Таус. Попытка расшифровки.
Сделаем первую попытку расшифровать Таус. Есть два варианта.
Принимаем во внимание, что русские писари коверкали башкирские слова.
1. ТАУ АЗ - небольшая (малая) гора.
2. ТьАҮ (ТӘҮ, ТӘӨ) АЗ - небольшая (малая) защита.
Принимаем во внимание, что это имя человека, данное ему по положению в обществе.
ТАУ АЗ в данном случае может и не подходить. ТьАҮ (ТӘҮ, ТӘӨ) АЗ может и подойти по иерархии в племени. Малый защитник и он подчинялся более крупному военному начальнику.
Переходим к Килтес (Килтеш, Килдыш). По аналогии с Кильмяк (КҮЛь МАҒ). Килтес преобразуем в КҮЛь ТьАҮ АЗ. Получаем - Основа Защита Небольшой. В документах указано, что "главный завотчик бунту, старшина Кальчировой волости сесен (чечен) Килтес Агиев. Деревня Келдышева упоминается в документах без конкретной привязки к местности. Документ о продаже башкирёнка Араптана Айсина (ЕР АБ ТАҢ АЙА СҮ). Смысловое значение ЕР АБ ТАҢ - Рождённый Мужественным Охотником. Его отец АЙА СҮ - Почитаемый Воин.
Если преобразуем в КҮЛь ТАУ АЗ, то можем получить смысл - у основания небольшой горы.
С именем не согласовывается.
В конкретном случае, деревню Келдышева следует искать рядом с современным Зириклы (Зиликлы) по направлению к современному Толпарово.
Не принимать за истину. Идёт поиск.
Теперь по Зилан. В донесении Бардовского записано, что бой был на ручье Зилан, что впадает в Зилим. Пока определено, что есть хребет Елансык, название которой подсказал Фалир из Толпарово. На топографической карте N-40-067 показан ручей Суалган. Имеем два географических объекта. Хребет Елансык не подходит, в виду того, что в донесении Бардовского указан ручей, который впадает в Зилим, недалеко от горы Авзерзяк. На современных картах показан как хребет Авдырдак. После боя, отряд Бардовского направился в Инзер и далее на Ямантау. Мог ли отряд Бардовского сражаться с башкирами у ручья Суалган, который, возможно, был в донесении написан как Зилан? А затем направиться по Зилиму, свернув у устья ручья Реват и направиться к Инзеру вдоль хребта Авдырдак? Вдоль хребта находится путь к Инзеру.
Не принимать за истину.
Рядом с Толпарово должны находиться потерянные ветки рода Кильмяк (КҮЛь МАҒ), которых уничтожили царские войска.
Килтес.
Имеем две расшифровки имени Килтес.
КҮЛь ТьАҮ АЗ - Основной Малый Защитник.
КҮЛь ТАУ АЗ - Основание Гора Небольшой.
Добавим третью расшифровку имени Килтес (Килтеш, Килдыш, Келдыш).
КҮЛь ТАС (КҮЛь ТАШ) - Основа Камень. Здесь мы уже видим проявление двух чётких языковых групп. Орхонская в слове ТАС и иртышская в слове ТАШ. В данном случае - древняя башкирская "ТАС" и татарская "ТАШ". Видна миграция слова в татарский тип у башкир. Русские писари постепенно мимикрировали башкирские слова в татарский тип. То есть, приспосабливали орхонскую языковую группу в иртышскую.
КҮЛь ТАС может подойти к имени человека при условии, что это иносказание и выражает характер человека. Стоит вспомнить выражение: - как за каменной стеной. КҮЛь ТАС (КҮЛь ТАШ) - Основа Камень. То есть, характер твёрдый, волевой. Для вождя племени, это должно быть характерной чертой.
Теперь мы имеем три варианта расшифровки имени.
Повторюсь. Имена в возрасте давались по характеру заслуг и черт характера человека. И это не клички, а именно заслуженные имена.
При рождении младенцу давалось имя, кем родители хотели видеть своего ребёнка. В возрасте имя давалось по его заслугам. В дальнейшем к имени могло прибавиться окончание "АЙА", которое писари писали как "АЙ". И люди с таким окончанием в имени были очень уважаемые в племени.
Такая трансформация произошла с названием реки АЙ. Первоначальное название видимо было АЙА (АЯ), которая была трансформирована русскими писарями в АЙ.
Теперь по слову башкир. В прошлый раз допустил грубую ошибку. Слово башкир не могло принадлежать только табынцам. Под начальством Майки-бия были не только табынцы, но и другие племена. И это сообщество племён (курул) и получили право быть БАШ КҮРҮ. Это сообщество и приглядывало за местными народами. И если сохранилось название курултай, то это было сообщество лесных народов (курул тай).
Можно конечно преобразовать в БАШ КУРУЛ - главные смотрители. По аналогии КҮРҮ - смотреть и КҮРҮЛ - смотрины. В таком случае КҮРҮЛ И КУРУЛ должны различаться тамговой записью. Но, тибетская языковая группа не даёт нам такого шанса. У орхонской языковой группы пишется КУРУЛь, у тибетской пишется КОРОЛь. Тамга одна, но произношения разные. То есть, это слово не может означать "смотреть", а может означать "объединить".
Всё написанное не принимать за истину. Идёт осмысление.
Курул.
Рассматривая слово "курул", мы можем заглянуть в далёкое прошлое, когда у далёких предков был ограниченно малый запас слов.
Представим, что один далёкий предок говорит своему соплеменнику "күр" и показывает на табун разбредающихся лошадей. Соплеменник понимает, что необходимо собрать (объединить) табун и присматривать за ним.
С течением прошедшего времени (в течении веков) слово "күр" приобретает различные интонации и смыслы. Приобретает значения "күр", "кур", "кор", что приводит к различным смыслам. То есть, объединить и смотреть.
Табын.
Несколько раз задавался вопросом. Почему от Майки бия и до Кильмяка (КҮЛь МАҒ) такие растянутые промежутки времени между потомками? А после Кильмяка (КҮЛь МАҒ), промежутки между потомками идут с нормальными интервалами.
Посмотрим на тамгу, которую имел Юлук (ӨЛьГЫ). Тамга - уголок.
Теперь вспомним, кому передавалась тамга по наследству. Согласно иерархии старшинства жён, дом, домашнее имущество и тамга передавались самому младшему сыну от младшей жены. Если у младшей жены не было сына, то младшему сыну от второй жены. Если и у неё не было сыновей, то младшему сыну от первой жены. В любом случае, дом, имущество и тамгу получал самый младший сын. Сын от наложницы считался также своим и получал свою долю. Он мог получить высокие должности только в исключительных случаях, но имущество, дом и тамгу получить был в праве.
Если исходить из этих фактов, то до Кильмяка (КҮЛь МАҒ) от Майки бия шёл по линии младших сыновей. На это косвенно указывает тамга у Юлук (ӨЛьГЫ). Хотя саму тамгу у Юлук (ӨЛьГЫ) никто не видел. Сопоставление делается у потомков у Юлук (ӨЛьГЫ), у которых обнаружена тамга уголок. Документ, где присутствует эта тамга не видел и есть только голословные свидетельства из деревни Юлуково. Расшифровка самого имени Юлук (ӨЛьГЫ) подтверждает, что он мог получить дом, имущество и тамгу, как самый младший сын Кильмяка (КҮЛь МАҒ), когда Кильмяк (КҮЛь МАҒ) был уже в очень преклонном возрасте.
Что нам даёт анализ Юлук (ӨЛьГЫ)? Мы приходим к неожиданному предполагаемому результату. Центр рода Табын был у горы Магаш. С вариациями - у горы, вокруг горы какого то места или на горе. Результат неожиданный по анализу иерархии жён и сыновей и передача имущества, дома и тамги. Если принять во внимание предполагаемую расшифровку башкир как БАС КӨРҮ - главный смотритель, то центр должен быть равноудалён от границ владений.
По причине иерархии младших сыновей и имеем длинные интервалы между потомками от Майки бия до Кильмяка (КҮЛь МАҒ). По этой причине, тамга у Майки бия должна быть простейший уголок.
Не принимать за истину.
Теперь попробуем расшифровать имя отца Майеи бия, Тумен.
Как было ранее произведена попытка расшифровка детского имени Чингиз хана Темучин, то пойдём по этому же пути. Ранее, мною была предложена теория, что тумен, имеет значение мрак, то туменчи должно иметь значение мрачный. То есть, имя выражает его характер.
Если рассматривать, что у украинцев герб трезубец, то возможно, что это тамга Бату хана, потомка Чингиз хана. Если последовательно убирать из тамги Бату хана по одной черте, по количеству его предков, то мы придём к тамге Чингиз хана и убрав из тамги Чингиз хана ещё один элемент, то получим тамгу уголок у его отца Есугея. Возникает вопрос, кому Есугей передал свою тамгу?
Здесь идёт натягивание совы на глобус и по этой причине не стоит принимать написанное мною на веру.
Показано в этой галиматье, что предполагаемая тамга уголок у Майки бия и предполагаемая тамга уголок у Есугея идентичны. По такой технологии обмана, нам запад и втюхивает свои вымышленные теории.
Есугей и Тумен жили рядом на Орхоне. Но, две одинаковые тамги не могут быть по соседству. Должны быть разделены большим расстоянием. Пока мы имеем слова, монгольское хурал и орхонское курул у башкир, которое дополнено словом тай. Возможно, что слово хурал более позднее и ранее также было курул. Но сравним. Башкирское курул тай - лесное объединение и древнемонгольское предполагаемое курул - объединение. Курул тай предполагает, что это лесное племя, которое жило по Орхону в лесистой местности. Чингиз хан жил в степной горной местности. Поэтому, сова на глобусе лопнула. По этой аналитике родства между Темучином (предполагаемое Туменчи) и Тумен бий (предполагаемое Туменчи) нет никакого.
Но остаётся вопрос, почему Чингиз хан дал земли Урала человеку не относящегося к его роду? То, что табын имеет значение заслуженный подразумевает, что Майки бий был очень сильно приближён к Чингиз хану. Ни один человек не из рода Чингиз хана не получил такой привилегии, кроме Майки бия. Какую же услугу оказал Майки бий или его отец Тумен бий? Может быть, в будущем историки раскопают про него в китайских библиотеках.
Пока, понемногу, стекается ко мне информация о ДНК табынцев. Присутствует R1A. Года два назад предполагал о такой вероятности. Но, необходимо далее собирать факты.